Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
Примечание. Условно положительные и условно отрицательные баллы соответствуют отнесению экспертами ответов респондентов к левому или правому столбцу таблицы в разделе 2.1.
Для примера, чиновник, отнесенный к данной группе, не будет во всех бедах винить дефицит бюджетных средств и «плохие» законы, а будет искать глубинные причины, приведшие к той или иной ситуации.
2) Средняя группа
по проявлению управленческой
и организаторской
Таблица 12.
Псевдоним |
Место работы |
Ранговое место |
Условные баллы |
П 3 П 13 П 16 А 11 А 6 П 9 П 17 А 4 А 7 П 2 П 14 А 1 |
Правительство региона Правительство региона Правительство региона Адм-я района Адм-я района Правительство региона Правительство региона Адм-я района Адм-я района Правительство региона Правительство региона Адм-я района |
8-10 8-10 8 – 10 11 12 13 - 14 13 – 14 15 16 – 19 16 – 19 16 – 19 16 – 19 |
+12 – 2 = +10 + 14 – 4 = +10 + 10 – 0 = +10 + 12 – 3 = + 9 + 10 – 2 = +8 + 9 – 2 = +7 + 9 – 2 = +7 +11 – 5= +6 +10 –5 = +5 +10 –5 = +5 +8 –3 =+5 + 7 – 2 = + 5 |
Эту группу составили руководители, проявившие средний уровень вышеуказанных качеств и ориентаций, «неровность» в ответах, меньший уровень системности в рассмотрении проблем (по сравнению с первой группой), меньшую обоснованность и конструктивность суждений и предложений.
Таблица 13.
Псевдоним |
Место работы |
Ранговое место |
Условные баллы |
П 15 П 10 П 6 А 12 А 5 П 7 П 18 А 13 А 10 П 19
|
Правительство региона Правительство региона Правительство региона Адм-я района Адм-я района Правительство региона Правительство региона Адм-я района Адм-я района Правительство региона
|
20 21-22 21-22 23-24 23-24 25-26 25-26 27-29 27-29 27-29
|
+4 – 0 = +4 + 7 – 4 = +3 + 16 – 13 = +3* + 4 – 2 = + 2 + 4 – 2 = +2 + 5 – 4 = +1 + 3 – 2 = +1 +6 – 6= 0 +2 –2 = 0 +3 –3 = 0 |
Примечание. Респондент с псевдонимом «П 3» выделяется тем, что набрав высокие баллы по позитивным критериям допустил достаточно много негативных ответов. Вероятно, это объясняется тем, что данный чиновник из всей выборки единственный является доктором наук и, отвечая на конкретные практические вопросы, за счет избыточного академизма допустил довольно много ошибок.
Таблица 14.
Псевдоним |
Место работы |
Ранговое место |
Условные баллы |
П 20 А 8 П 5 П 21 А 9 |
Правительство региона Адм-я района Правительство региона Правительство региона Адм-я района |
30 31 32 33 34 |
+3 – 4 = -1 + 1 – 3 = -2 + 1 – 5 = -4 + 0 – 6 = -6 +1 –8 = -7 |
Данную группу составили чиновники с низким уровнем компетентности, проявившие одновременно реакции, типа «защита мундира» и т.п.
Аналогичные данные с использованием тех же оценочных процедур по Республике Татарстан представлены в сводной таблице (см. табл. 15).
Таблица 15.
Псевдоним |
Место работы |
Ранговое место |
Условные баллы | |
Группа 1 |
М 21 М 4 М 7 |
Адм-я города Адм-я города Адм-я города |
1 2-3 2-3 |
+19 – 1 = +18 +16 –2 = +14 +17 – 3 = +14 |
Группа 2 |
М 8 М 9 Д 4 Д.6 М 14 Д 7 М. 1 М 5 М 20 |
Адм-я города Адм-я города Депутат Совета Депутат Совета Адм-я города Депутат Совета Адм-я города Адм-я города Адм-я города |
4 5-7 5-7 5-7 8-9 8-9 10-12 10-12 10-12 |
+10 – 2 = +8 + 10 – 3 = + 7 + 7 – 0 = + 7 + 8 – 1 = +7 +6 – 0 = +6 +8 – 2 = + 6 +5 – 0 = +5 +7 –2 = +5 +6 – 1 = +5 |
Группа 3 |
Д 1 М 19 М 2 М 13 Д 3 Д 5 М 12 М 15 |
Депутат Совета Адм-я города Адм-я города Адм-я города Депутат Совета Депутат Совета Адм-я города Адм-я города |
13 14-15 14-15 16 17-18 17-18 19-21 19-21 |
+5 –1 = +4 +5 –2 =+3 +3 – 0 = +3 +6 –5 = +1 +2 –2 = 0 +1 – 1 =0 +2-3 = -1 +1 –2 = -1 |
Группа 4 |
М 18 М 3 Д 2 М 17 М 11 М 6 М 10 |
Адм-я города Адм-я города Депутат Совета Адм-я города Адм-я города Адм-я города Адм-я города |
22 23-25 23-25 23-25 26 27 28 |
+2 –4 = -2 +1 –5 = -4 +1 –5 = -4 0 –4 = -4 +1 –7 = -6 +1 –8 = -7 +1 –10 = -9 |
Примечание. В выборке оцениваемых – руководители администрации (мэрии) города, относящиеся согласно Конституции данного субъекта РФ (на период выполнения работы) – к государственным, а не муниципальным служащим и депутаты городского Совета.
Следует подчеркнуть, что полученные оценки строго конфиденциально предоставлялись первому лицу и соответственно они не могут быть использованы для таких оценочных процедур, как аттестация. Их целесообразно использовать для комплектования рабочей группы (например, в процессе проведения работ по реорганизации системы управления) и при формировании новой управленческой команды.
Обобщенные данные в виде гистограммы распределения респондентов по четырем диагностическим группам представлены на рис. 10. Анализ рисунка показывает, что в целом разброс оценок близок к нормальному распределению, что подтверждает адекватность выбранной методики.
Дальнейшие наблюдения за деловой карьерой наших респондентов показали, что из группы с условным названием «Балласт» 70 процентов в течение последующего года были освобождены от занимаемых должностей.
В отношении групп 1, 2, 3 было рекомендовано организовать целевую учебу, программа которой была приведена выше.
1 2 3 4
40%
30%
20%
10%
0
П А М Д П А М Д П А М Д П А М Д
Рис.10. Гистограмма распределения оцениваемых руководителей по четырем диагностическим группам в % по каждой из категорий руководителей: работники правительства (П) и главы администраций в Республике Коми (А); работники городской мэрии (М) и депутаты городского Совета (Д) в Республике Татарстан.
Оценочные группы: 1 – «Элита», 2 – «Опора», 3 – «Тормоз», 4 – «Балласт».
2) При формировании лидера и его управленческой команды необходимо учитывать особенности складывающейся в конкретном регионе общественно-политической и социально-экономической ситуации. Например, в экстремальных условиях (условия Крайнего Севера, регионы, близкие к территориям межнациональных конфликтов и т.д.) взаимодействие лидера и его команды должно строиться с учетом этих особенностей.
Численность респондентов
Обозна-чение |
Должностной статус респондентов |
Республика Коми |
Республика Татарстан |
П |
Министры, зам. министра, руководители комитетов Правительства |
21 |
- |
А |
Главы районных администраций |
13 |
- |
М |
Руководители подразделений |
21 | |
Д |
Депутаты городского совета |
7 | |
Все группы |
Итого: |
34 |
28 |
Подробнее вопросы взаимодействия первого лица и управленческой команды приведены в следующей главе.
Глава 10. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти
Важнейшим признаком наличия управленческой команды при главе органа власти и управления является синергический эффект, заключающийся в том, что целое (в данном случае – совокупность руководителей высшего звена администрации) дает значительно более высокий результат в свой деятельности, чем простая сумма частей (деятельность каждого руководителя по отдельности). При всей кажущейся простоте подходов к формированию управленческой команды на практике эта задача оказывается исключительно сложной. К причинам отсутствия управленческих команд (в качественном смысле этого понятия), что достаточно широко распространено на практике, можно отнести:
В общепринятом смысле понятие «управленческая команда» означает состав руководителей организации, включающей первое лицо и всех руководителей, подчиненных ему непосредственно.
Вместе с тем, термин «управленческая команда» целесообразно использовать в более узком смысле, применять его как качественную характеристику данной группы руководителей.
Для этого следует определить некоторую совокупность критериев, в соответствии с которой группа руководителей может быть (или не быть) управленческой командой (УК).
В таблице 17 указаны основные эмпирические признаки (прямые и косвенные), характеризующие наличие или отсутствие управленческой команды.
Таблица 17.
Признаки наличия (отсутствия) управленческой команды в качественном смысле этого понятия.
Наличие управленческой команды |
Отсутствие управленческой команды |
1 |
2 |
1. Наличие общих задач,
в решении которых принимает
участие большинство |
1. Отсутствие или минимум таких общих задач. |
2. Во время отсутствия
первого лица работа |
2. Во время отсутствия
первого лица возникают |
3. Между членами управленческой
команды устанавливаются |
3. Неформальные связи, устанавливаемые между руководителями, не способствуют решению общих задач или даже мешают этому. |
4. Имеется общая идеология
(миссия) организации, осознано |
4. Отсутствует общая идеология (миссия) или она разделяется и осознается не всеми членами команды. |
5. Споры и разногласия
между членами управленческой
команды имеют открытый |
5. Споры и разногласия ведут к ухудшению результатов деятельности, имеют скрытый характер. Нередко происходит переход на выяснение личных отношений и т.п. |
1 |
2 |
7. Первое лицо делегирует
значительную часть своих |
7. Значительная часть
полномочий не делегируется |
8. Отсутствует или
минимизированы ситуации, в которых
члены команды (руководители |
8. Часты ситуации апелляции
руководителей к Главе |
9. Предвидение проблем. |
9. Управление по конфликту. |
10. Пустая приемная (нет или мало посетителей). Прием посетителей проводится не по рангу, а по значимости вопросов с малыми затратами времени. |
10. Полная приемная посетителей. Прием посетителей проводится по их рангу (без учета значимости вопросов) или по другим (преимущественно субъективным) факторам. |
11. Редкие перестановки
кадров в высшем звене |
11. Частые перестановки
кадров в высшем звене |
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы