Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография

Описание работы

Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185

Файлы: 1 файл

Монография может быть полезна для руководителей и специалистов о.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)
  1. Наиболее компетентные (условное наименование группы: «Элита»).

В состав данной группы входят руководители и специалисты, характеризующиеся  более выраженным системным мировоззрением, большей компетентностью и обоснованными  мнениями относительно проблем управления и развития территории, инновационным потенциалом, попытками обозначить не только внешние факторы и ограничения, но и внутренние источники и механизмы разрешения проблем администрации. Именно этих руководителей и специалистов, которых правда не так много, как бы хотелось, мы рекомендуем дополнительно включить в состав рабочей группы или просто обратить на них внимание на перспективу.

  1. Средняя группа по проявлению управленческой компетентности («Опора»).

Эту группу (более многочисленную, чем первую) составляют работники, проявившие средний уровень качеств и ориентаций, составляющих общий потенциал управленческой компетентности. Попавшие в эту группу, в отличие от предыдущей, чаще дают «неровность» в ответах, имеют меньшую обоснованность суждений и не всегда точно видят причинно-следственные связи между проблемами. Вместе с тем, эта группа, как и первая, также может включиться в процесс преобразований и на нее может опираться (отсюда и ее название) руководство администрации. В то же время, эта группа нуждается в целевой подготовке.

  1. Группа недостаточно компетентных («Тормоз»).

В состав этой группы (примерно такой же по численности, как и  предыдущая) вошли руководители и  специалисты, взгляды и представления  которых отличаются недостаточной  системностью, непониманием важности и последствий реорганизации системы управления, преобладающей ориентацией на внешние источники разрешения проблем (ожидание «хороших» законов, денежных «вливаний» извне и т.п.). В отношении этой группы рекомендация простая – сделать так, чтобы они хотя бы не мешали преобразованиям.

  1. Группа некомпетентных («Балласт»).

Характеристики этой, к счастью, немногочисленной группы, а также рекомендации в отношении  ее представителей ясны из ее названия.

То, что численность  респондентов, классифицируемых по этим группам, в общем подчиняется закону нормального распределения подтверждает правильность используемого нами подхода. Еще раз подчеркнем, что применение подобных оценок является строго конфиденциальной процедурой, согласованной с первым лицом, и их нельзя использовать для решения таких задач, как аттестация, исходя из этики работы и того, что в основе метода лежит косвенная экспертная оценка. Вместе с тем, такой подход уместен при комплектовании рабочей группы или других гибких структур, создающихся для решения задач совершенствования механизма управления администрацией и подведомственной ей территории. Отметим также, что в составе группы консультантов, рискующих применить подобную диагностику управленческого потенциала, целесообразно включить опытного психолога.

 

 

 

Таблица 8.

Критерии оценки управленческой компетентности руководителей  и специалистов администрации

 №

Позитивный «полюс»

Негативный «полюс»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

   СИСТЕМНОСТЬ

Восприятие различных органов и объектов управления в виде элементов взаимосвязанной системы. Понимание причинно-следственных связей в системе управления (в том числе источников и следствий управленческих проблем)

 

  ПОЛНОТА

Восприятие широкого круга управленческих проблем, в том числе достаточно удаленных от специфики деятельности респондента. Предоставление достаточно подробной и детальной информации об управленческих проблемах

 

   КОНКРЕТНОСТЬ

Предоставление конкретной информации об имеющихся проблемах. Ориентация на практически полезные управленческие решения

 

ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ*

Ориентация на собственные силы, источники и ресурсы при принятии управленческих решений. Видение внутренних источников при объяснении причин возникновения  управленческих проблем

 

   НЕСТАНДАРТНОСТЬ

Встречаются нестандартные, оригинальные предложения, решения и объяснения проблем. Наличие творческого потенциала

 

   ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Даются объективные, беспристрастные  и точные оценки управленческой ситуации, без «перехода на личности»

 

   СОЦИАЛЬНАЯ СМЕЛОСТЬ

В ответах встречаются достаточно жесткие и острые суждения о причинах проблем. Даются самокритичные оценки ситуации в собственном ведомстве

 

   СОГЛАСОВАННОСТЬ ОЦЕНОК

По большинству принципиальных вопросов и проблем оценки совпадают  с общим мнением (или с мнением экспертов, если оценки экспертов отличаются от общего мнения)

   ЛОКАЛЬНОСТЬ

Отсутствие системного восприятия управленческой проблематики. Непонимание  причинно-следственных связей

 

 

 

 

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ

Восприятие только части управленческих проблем, преимущественно связанных с непосредственной деятельностью респондента. Недостаточно полная и детализированная  информация об управленческих проблемах

 

 

 ДЕКЛАРАТИВНОСТЬ

Суждения об управленческой проблематике имеют характер лозунгов, деклараций. Отсутствие ориентации на практически полезные решения

 

 

  ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ*

Ориентация на внешнее обеспечение (информация, ресурсы, нормы и т.п.) при принятии управленческих решений. Объяснение причин возникновения строится преимущественно на внешних факторах

 

БАНАЛЬНОСТЬ

Ответы имеют по преимуществу банальный  стереотипный характер. Отсутствуют  нестандартные, творческие решения

 

   СУБЪЕКТИВНОСТЬ

В оценках проявляется (явно или  скрыто) влияние личных, субъективных пристрастий (в том числе личных интересов)

 

   САМОЗАЩИТА

Проблемы (особенно острые) не замечаются («все хорошо», «нет проблем»). Действует  механизм «защиты мундира» (полное отсутствие самокритичности)

 

 

 ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ОЦЕНОК

Оценки, как правило, расходятся с  общим мнением и оценками экспертов. Может быть и внутренняя противоречивость (противоречивые суждения в системе собственных оценок)


  • - Примечание. В данном случае используются не устойчивые психологические характеристики людей, обозначаемые «интернальность – экстернальность» и определяемые с помощью известного теста Д. Роттера. Здесь под «экстернальностью» понимается тенденция оцениваемого специалиста искать источники управленческих проблем вовне («недостаток бюджетного финансирования», «несовершенство законов, спускаемых сверху» и т.д.), а под «интернальносью» – ориентация на внутренние источники и резервы, вызывающие проблемы или помогающие их решению.

В соответствии с Федеральным законом  «Об основах государственной  службы Российской Федерации» (Ст. 24) порядок  и условия проведения аттестации государственной службы устанавливаются федеральными  законами и законами субъектов Российской Федерации. Там же указывается, что аттестация должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года, для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда.

Аттестацию целесообразно рассматривать как постоянно действующий элемент общей системы управления с адекватной организационной структурой государственной или муниципальной служб, взаимосвязанный с другими элементами системы управления и обусловленный их особенностями. Согласно этому, определяется целевое назначение аттестации, заключающееся в обеспечении высокой эффективности функционирования и развития  административного органа управления на основе поддержания постоянного соответствия руководителей и специалистов требованиям, предъявляемым к занимаемым должностям.

Главным условием успешного проведения аттестации является обоснование полезности (эффективности) должности, относительно которой проводится аттестация; подразделения (службы), в штат которой включена данная должность, а также деятельности всего органа управления. Соответственно, главным признаком для определения полезности структурных звеньев (комитетов, департаментов, отделов и т.д.) является результативность их деятельности относительно главных целей всего органа управления.

Основу аттестации руководителей и специалистов структурных звеньев администрации составляют признаки, показатели и критерии оценки деятельности. Определение и корректировка этих элементов системы управления - один из наиболее важных для подготовки к аттестации этапов реорганизации управления.

В данной работе вопросы формирования признаков, показателей и критериев  оценки деятельности рассмотрены с  позиций системного подхода и  теории эффективности.

В общем случае признаком называется одна из характеристик объекта или процесса. Применительно к системам управления, под признаком следует понимать характеристику, определяющую одно из целевых или функциональных назначений системы или ее элементов. Например, признаками, характеризующими целевое назначение структурных звеньев администрации, могут быть: снижение количества населения с прожиточным уровнем жизни ниже минимального; повышение количества стабильно работающих предприятий, рост общей товарной массы продукции и услуг на местном потребительском рынке и т.д. Эти признаки можно также определить как признаки или характеристики эффективности.

К функциональным признакам относятся  те, которые определяют своевременность, полноту, объемы исполнения работ и  качество исполнения.

Показателями называют меры, с помощью которых можно определить величину или иное значение признаков для их измерения. Меры могут быть количественными; порядковыми; относительными; вероятностными; определенными экспертным образом, по наблюдениям и др. Например, количество материально обеспеченных жителей можно определять в абсолютных величинах для региона, в количестве на каждые 10,0 или 100,0 тыс. чел. в долях (%) или иным способом.

Показатели, с помощью которых  определяют степень достижения целей, называются показатели эффективности.

Критериями называются потребные значения показателей или изменений значений показателей в соответствии с заданной целью (например, критерием может быть требование не превысить 4,0 % уровня безработицы трудоспособного населения в текущем году).

При определении признаков, показателей и критериев следует руководствоваться принципами:

  • Количество и разнообразие необходимых для оценки признаков должно соответствовать сложности и разнообразию деятельности оцениваемого объекта (иными словами, нельзя оценивать сложный объект одним - двумя показателями, даже если эти показатели – комплексные, составные).
  • Высший приоритет имеют признаки и, соответственно, оценки результативности, полезности деятельности относительно требуемых конечных результатов работы администрации.
  • В состав признаков необходимо включать характеристики оценки внутренней полезности, например, снижение финансовых потерь и экономии затрат, освоение новых направлений деятельности без увеличения штата, рост квалификации сотрудников и др.
  • Достижение конечных результатов по заданным критериям не должно приводить к ухудшению состояния других структурных звеньев и, тем более, - самой администрации и территориальных объектов. Это требование должно быть регламентировано в соответствующих признаках, показателях и критериях, а также в соответствующих видах и размерах санкций, применяемых к инициаторам негативных последствий.
  • Признаки для оценки должности должны быть ориентированы на каждую группу признаков, характеризующих деятельность подразделения.
  • Признаки для оценки руководителей должны быть ориентированы на всю совокупность признаков, характеризующих эффективность (полезность) подчиненного им объекта (то есть определять качество организаторской и управленческой деятельности).

Таким образом, для проведения аттестации необходимо наличие:

  • обоснования необходимости в данной должности и определении требований к ее исполнению, в том числе признаков, показателей и критериев оценки исполнения должностных обязанностей;
  • методов, организационных требований и подготовленных специалистов для проведения процедур оценки соответствия конкретного лица требованиям, предъявляемым к занимаемой должности.

Для исполнения второго условия  имеется достаточно много различных  методических материалов. Однако во всех случаях следует учитывать необходимость  их адаптации к современным условиям и специфике конкретного органа управления и подведомственной ему территории.

Что касается первого условия, то им можно пренебречь только в том  случае, когда в системе управления нет недостатков1, если недостатком считать любой фактор управления, не являющийся необходимым для достижения обоснованных конечных результатов или препятствующий их достижению. Если в системе управления есть недостатки и они могут быть выявлены, возможны два подхода к аттестации:

1. Проведение аттестации с помощью известных или усовершенствованных методов с использованием допущения, что недостатки управления несущественны и главными признаками являются профессионально-квалификационные и личностно-деловые качества аттестуемых служащих.

В этом случае, поскольку отсутствуют признаки существенности недостатков и результатов их влияния на деятельность служащих, наиболее вероятным результатом аттестации будет консервация недостатков системы управления с соответствующими ошибками в отношении оцениваемых служащих2.

2. Второй подход основан на представлении аттестации в качестве элемента системы управления, работающего на достижение главных целей административного органа.

Для реализации этого подхода необходимо разработать требования:

  • к системе управления в целом (на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и во всех элементах, ориентированные на повышение ее эффективности;
  • к диагностике и анализу действующего органа управления, выявлению проблем и путей их решения, а также к реорганизации управления по данным диагностики и анализа;
  • к аттестации в реорганизуемых структурах, в том числе определяющие критерии оценки аттестуемых служащих.

Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы