Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография

Описание работы

Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185

Файлы: 1 файл

Монография может быть полезна для руководителей и специалистов о.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

 

Формирование управленческой команды, также как и выработка кадровой политики  является одной из основных функций первого лица органа исполнительной власти.

В том случае, если новая  управленческая команда формируется  в процессе проведения работ по реорганизации  органа власти Начинать следует с  формирования рабочей команды (прообраза  и источника последующего определения  управленческой команды) для решения сложных вопросов, с которыми ранее не приходилось сталкиваться или приходилось, но результаты принятых и реализованных решений оказывались существенно хуже ожидаемых.

Поиск решений должен осуществляться путем разрешения противоречий, в том числе с использованием принципов реинжиниринга, синергии, методов «круглого стола», мозгового штурма, Дельфи, фокус-группы и других.

Состав команды должен быть ограничен (опять же 7±2) и в  ней обязательно должны быть: участники, обладающие высоким творческим потенциалом, способные предложить, обосновать и сформулировать решения, требующие радикального изменения традиционных (сложившихся) концепций, изменения политики, даже отказа от привычного мышления (то есть – аутсайдеры по терминологии авторов реинжиниринга [23]); участники, которые являются высококвалифицированными специалистами – практиками, добившиеся высоких результатов в определенных сферах деятельности (инсайдеры).

В команде рекомендуется  соблюдать соотношение: 2-3 инсайдера  на одного аутсайдера.

На деловые отношения  в команде не должны влиять факторы  субординации и важности деятельности (полезности) каждого участника, зависимости  от занимаемой им должности.

К числу основных принципов, которые  целесообразно учитывать при  формировании управленческой команды, можно отнести:

1. Необходимость формировать особую внутриорганизационную культуру отношений, характеризующуюся следующими особенностями:

    • непосредственным участием руководителей высшего ранга и специалистов нескольких направлений деятельности в ряде инновационных проектов и решении сложных задач территориального значения;
    • поощрение свободных каналов коммуникаций между членами управленческой команды, в том числе во время открытых, без жесткой повестки, совещаний со свободным обменом мнениями, без категоричной оценки подходов и имеющихся разногласий.

При этом особое внимание следует  уделить налаживанию неформальных отношений между руководителями, тем более что эта сфера  отношений в значительной степени  характеризует особенности российского  менталитета. Вместе с тем, важно провести грань между неформальными отношениями, идущими в ущерб делу, и неформальными отношениями, способствующими росту взаимопонимания, позитивно отражающимися на деловом взаимодействии. Для этих целей могут использоваться различные формы совместного проведения свободного времени и т.д.

2. Необходимо учитывать, что ничто так сильно не способствует формированию сплоченной управленческой команды, как совместная работа над какой-то общей и практически полезной задачей. Такой задачей, например, может быть выработка общей идеологии управленческой деятельности в администрации, определение основных путей (стратегий) реорганизации системы управления. В этом случае, первое лицо (губернатор, мэр, глава администрации и т.д.) выступает не только в виде административного руководителя, но и в качестве главного идеолога по выработке путей решения имеющихся проблем.

3. Оценивая общую эффективность управленческой команды как единого целого, важно учитывать фактор наличия наиболее слабого звена в команде (как источника возможных проблем), то есть использовать принцип: «Рота идет со скоростью наиболее слабого солдата». Выше говорилось, что одним из следствий «послевыборного синдрома» как раз и является преобладание слабых звеньев в команде.

Методы формирования управленческой команды делятся на две большие группы:

  1. Используемые непосредственно руководителем (первым лицом организации).

При этом учитывается, что с какого-то момента управленческая команда  приобретает ряд свойств самоорганизующейся системы и, соответственно, сама начинает играть роль фактора, способствующего ее дальнейшему формированию и развитию.

б) Методы, используемые с участием консультантов по управлению (специализирующихся на вопросах управления персоналом, в том числе комплектования управленческих команд).

Методы формирования управленческой команды, используемые первым руководителем, как правило, применяются интуитивно в зависимости от его способностей к организаторской деятельности и наличия соответствующих навыков. В этой связи можно сослаться на выглядящее достаточно современным высказывание китайского философа Лао-Цзы (VII век до н.э.), применимое к рассматриваемым нами проблемам: «Самые лучшие вожди те, существование которых народ не замечает. За ними следуют те, которых люди хвалят, уважают и осыпают почестями. Затем идут те, которых люди боятся и, наконец, те, которых люди ненавидят».43

Очень сильным тормозом, существенно  препятствующим формированию сплоченных управленческих команд, может быть субъективный фактор. Имеется в виду распространенная у руководителей боязнь сформировать в среде заместителей своих потенциальных конкурентов, что в большинстве случаев встречается у руководителей недостаточно компетентных в вопросах управления, а также характеризующихся неуверенностью в себе, наличием различных невротических комплексов и психологических защит. Результатом этого является практическое проявление известного (как шутка, в которой очень много правды) закона Паркинсона о прогрессирующем снижении компетентности в «управленческих пирамидах», инициируемом первыми лицами.44  В таких случаях руководители чаще всего используют традиционный принцип «разделяй и властвуй», вместо такого же традиционного, но более эффективного принципа (известного как парадокс Б. Паскаля), - «опереться можно только на то, что сопротивляется».

оСреди рекомендаций, которые было бы целесообразно дать руководителям, заинтересованным в формировании своих управленческих команд, можно отметить следующие:

    1. Прямое заимствование тех или иных рекомендаций по решению подобных задач, которое можно отнести к так называемому «рецептурному подходу», обычно малоэффективно, поскольку опыт в этом случае переносится из одной организационной среды в условия принципиально иные.
    2. Рекомендуется разобраться с регламентацией функций на высшем уровне управления. При этом необходимо учесть, что отправной точкой должны быть функции первого лица (губернатора, мэра и т.д.), а функции заместителей и остальных руководителей – производными от них1.

Рассматривая вопросы  формирования управленческой команды при первом лице организации, целесообразно ряд принципов командной работы использовать и на других уровнях управления. Здесь речь не идет о прямом переносе, поскольку на других уровнях управления имеются совсем иные задачи и проблемы, своя специфика их возможного решения и потенциала специалистов. На уровне структурных звеньев эти вопросы можно обозначить как проблемы комплектования коллективов подразделений с учетом ориентации на достижение конечных результатов.

В качестве методов формирования управленческих команд с участием консультантов по управлению целесообразно обратить внимание на: проведение деловых игр, социально-психологического тренинга и иных форм активизации коллективного взаимодействия.

Однако несистемное использование  этих методов (особенно в вопросах подготовки их содержательной стороны и направленности на разрешение действительно актуальных проблем) не только не может привести к сколько-нибудь положительным результатам, но и, наоборот, может иметь нежелательный эффект в виде консервации имеющихся недостатков. Поэтому применению данных методов в обязательном порядке должны предшествовать процедуры диагностики и анализа проблем управления, определение возможных путей (стратегий) реорганизации систем управления. Важно, чтобы содержание информации, лежащей в основе этих методов, основывалось на практически полезных сведениях, касающихся органов управления, и включало возможности в процессе их применения  находить различные пути решения выявленных проблем.

Исследования продуктивности групп, проводившиеся в разных странах, показали, что постановка общей задачи перед коллективом определяет характер процессов включения в совместную деятельность каждого из его членов, играющего в этой связи определенную функциональную роль. Содержательная характеристика этой роли коррелирует с устойчивыми личностными стереотипами поведения членов коллектива.

Поскольку полный перечень этих ролей  ограничен, ролевая структура коллективов (групп), работающих в различных сферах деятельности, может иметь схожие черты. Среди наиболее популярных подходов к формированию ролевых списков групп можно отметить работу английского исследователя М. Белбина, выделившего восемь ролей, исполняемых членами коллектива («Председатель», «Новичок со свежим взглядом», «Разведчик ресурсов», «Советник» (Судья), «Практик-организатор», «Душа группы» и «Доводчик»).45 М.Г. Ярошевский выделил пять ролей, из которых три составляют ядро малой группы: «Эрудит», «Генератор идей», «Критик». Эти роли ориентированы на «предметное поле» деятельности. Они дополняются двумя ролями – «Руководителя» и «Исполнителя», направленными на организацию внутригруппового взаимодействия [17].46

Г. Минцберг указывает на существование  десяти управленческих ролей, из которых  три относятся к межличностным  ролям («Главный руководитель», «Лидер», «Связующее звено»), три – к информационным ролям («Приемник информации», «Распространитель информации», «Представитель») и четыре – к ролям, связанным с принятием решений («Предприниматель», «Устраняющий нарушения», «Распределитель ресурсов», «Ведущий переговоры»).

Поскольку количество личностных качеств, характеризующих «идеального» руководителя или специалиста, в конечном счете, ограниченно и все подобные роли вряд ли может исполнять один человек, эти качества, необходимые для  успешной деятельности, наиболее полно может включать в себя группа (коллектив). В то же время, в той или иной конкретной группе может недоставать определенных качеств, свойственных отдельным ролям, что вызывает необходимость в организации целенаправленного отбора специалистов, обладающих не только различными знаниями и опытом, но и психологическими характеристиками, определяющими их групповое поведение.

Т.А. Загрузина и М.В. Лукин предложили список из шести ролей, с помощью  которого в процессе разработанной  ими деловой игры «Подбор конкурентоспособного коллектива» они доказали существование зон оптимального соответствия между психологическими качествами индивидов, структурами коллективов (групп), в которых они включаются, и результативностью задач в них решаемых.47

К этим ролям относятся: «Координатор» (в соответствии с известными ролевыми классификациями аналогичен ролям  «Организатора», «Программиста», «Председателя», «Руководителя», «Стратега» и т.п.), «Генератор идей» («Новичок со свежим взглядом», «Пионер», «Новатор» и т.п.), «Критик» («Судья», «Советник», «Диагност», «Оппонент»), «Эрудит» («Эксперт»), «Эмоциональный лидер» («Душа группы»), «Исполнитель» («Практик», «Техник»). В экспериментах этих авторов при решении групповых задач с высокой инновационной нагрузкой (в том числе, задач по выработке стратегии развития организации) для разных однородных и неоднородных по ролевым признакам групп руководителей в частности показано, что:

  • Группы, состоящие из членов, обладающих различными ролевыми особенностями, действуют более эффективно при решении творческих (нестандартных) задач, чем группы с однородными свойствами.
  • При подборе постоянного или временного коллектива необходимо постараться подобрать таких работников, особенности которых охватывают весь диапазон качеств, необходимых для исполнения всех шести ролей.
  • Если коллектив работает не очень успешно, то оной из причин этого может быть отсутствие в нем людей с соответствующими ролевыми свойствами. В этой ситуации целесообразно изменить или дополнить состав группы или кто-то должен проявить универсализм, то есть принять на себя недостающую для полного комплекта роль.

В таблице 18 использован более полный ролевой список из разработанной  Анненсковым А.Ю. и Лукиным М.В. (1991 г.) методики «Композиционно-ролевой диагностики коллективов». Следует обратить внимание на то, что в этом списке фигурируют как позитивно, – так и негативно ориентированные ролевые характеристики.

Таблица 18.

Ролевой список (перечень оценочных  шкал) в методике «композиционно-ролевая  диагностика коллективов»

А.Ю. Анненскова, М.В. Лукина

№№

Роль (тип поведения)

Функционально-ролевые черты

1

«Организатор»

Направляющий, распределяющий, берущий ответственность на себя, собранный, энергичный, решительный.

2

«Носитель традиций»

Опытный, маститый, «матерый», «мэтр», «зубр», «старожил», «идеолог».

3

«Нравственный центр»

Арбитр, «кассационный  суд», «совесть», «справедливость», лидер  оценок (мнений).

4

«Генератор идей»

Источник нестандартных  предложений и продуктивной деятельности.

5

«Эрудит»

«Банк данных», «ума палата», «эксперт», «голова».

6

«Скептик»

Все подвергает сомнению, критик.

7

«Мул»

Добросовестный исполнитель, «тягловая сила», «молчаливый работяга», «ломовая лошадь».

8

«Ас»

Квалифицированный специалист, мастер, умелец, знаток, «виртуоз», «артист».

9

«Душа компании»

Центр позитивных групповых эмоций, весельчак, балагур, рассказчик, доброжелательный, контактный.

10

«Возмутитель спокойствия»

Инициатор группового действия, «реагент», будоражащий, «конфликтоген», скандалист.

11

«Интриган»

Скрытый инициатор межличностных  конфликтов, «завистник», «кляузник», «злопыхатель».

12

«Индивидуалист»

Ставит себя вне коллектива, пренебрегает межличностными отношениями, главное достижение личных целей.

13

«Амортизатор»

Центр разрядки негативных групповых эмоций, «крайний», «козел отпущения», «виноватый».

14

«Сторонний наблюдатель»

Самоустранившийся, невключенный, выжидающий, «комментатор», «резонер».

15

«Случайный человек»

Временный, проходящий, «фоновый», «наполнитель», инородный, «белая ворона».

Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы