Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
Формирование управленческой команды, также как и выработка кадровой политики является одной из основных функций первого лица органа исполнительной власти.
В том случае, если новая управленческая команда формируется в процессе проведения работ по реорганизации органа власти Начинать следует с формирования рабочей команды (прообраза и источника последующего определения управленческой команды) для решения сложных вопросов, с которыми ранее не приходилось сталкиваться или приходилось, но результаты принятых и реализованных решений оказывались существенно хуже ожидаемых.
Поиск решений должен осуществляться путем разрешения противоречий, в том числе с использованием принципов реинжиниринга, синергии, методов «круглого стола», мозгового штурма, Дельфи, фокус-группы и других.
Состав команды должен быть ограничен (опять же 7±2) и в ней обязательно должны быть: участники, обладающие высоким творческим потенциалом, способные предложить, обосновать и сформулировать решения, требующие радикального изменения традиционных (сложившихся) концепций, изменения политики, даже отказа от привычного мышления (то есть – аутсайдеры по терминологии авторов реинжиниринга [23]); участники, которые являются высококвалифицированными специалистами – практиками, добившиеся высоких результатов в определенных сферах деятельности (инсайдеры).
В команде рекомендуется соблюдать соотношение: 2-3 инсайдера на одного аутсайдера.
На деловые отношения в команде не должны влиять факторы субординации и важности деятельности (полезности) каждого участника, зависимости от занимаемой им должности.
К числу основных принципов, которые целесообразно учитывать при формировании управленческой команды, можно отнести:
1. Необходимость формировать особую внутриорганизационную культуру отношений, характеризующуюся следующими особенностями:
При этом особое внимание следует
уделить налаживанию
2. Необходимо учитывать, что ничто так сильно не способствует формированию сплоченной управленческой команды, как совместная работа над какой-то общей и практически полезной задачей. Такой задачей, например, может быть выработка общей идеологии управленческой деятельности в администрации, определение основных путей (стратегий) реорганизации системы управления. В этом случае, первое лицо (губернатор, мэр, глава администрации и т.д.) выступает не только в виде административного руководителя, но и в качестве главного идеолога по выработке путей решения имеющихся проблем.
3. Оценивая общую эффективность управленческой команды как единого целого, важно учитывать фактор наличия наиболее слабого звена в команде (как источника возможных проблем), то есть использовать принцип: «Рота идет со скоростью наиболее слабого солдата». Выше говорилось, что одним из следствий «послевыборного синдрома» как раз и является преобладание слабых звеньев в команде.
Методы формирования управленческой команды делятся на две большие группы:
При этом учитывается, что с какого-то
момента управленческая команда
приобретает ряд свойств
б) Методы, используемые с участием консультантов по управлению (специализирующихся на вопросах управления персоналом, в том числе комплектования управленческих команд).
Методы формирования управленческой
команды, используемые первым руководителем,
как правило, применяются интуитивно
в зависимости от его способностей
к организаторской деятельности
и наличия соответствующих
Очень сильным тормозом, существенно препятствующим формированию сплоченных управленческих команд, может быть субъективный фактор. Имеется в виду распространенная у руководителей боязнь сформировать в среде заместителей своих потенциальных конкурентов, что в большинстве случаев встречается у руководителей недостаточно компетентных в вопросах управления, а также характеризующихся неуверенностью в себе, наличием различных невротических комплексов и психологических защит. Результатом этого является практическое проявление известного (как шутка, в которой очень много правды) закона Паркинсона о прогрессирующем снижении компетентности в «управленческих пирамидах», инициируемом первыми лицами.44 В таких случаях руководители чаще всего используют традиционный принцип «разделяй и властвуй», вместо такого же традиционного, но более эффективного принципа (известного как парадокс Б. Паскаля), - «опереться можно только на то, что сопротивляется».
оСреди рекомендаций, которые было бы целесообразно дать руководителям, заинтересованным в формировании своих управленческих команд, можно отметить следующие:
Рассматривая вопросы формирования управленческой команды при первом лице организации, целесообразно ряд принципов командной работы использовать и на других уровнях управления. Здесь речь не идет о прямом переносе, поскольку на других уровнях управления имеются совсем иные задачи и проблемы, своя специфика их возможного решения и потенциала специалистов. На уровне структурных звеньев эти вопросы можно обозначить как проблемы комплектования коллективов подразделений с учетом ориентации на достижение конечных результатов.
В качестве методов формирования управленческих команд с участием консультантов по управлению целесообразно обратить внимание на: проведение деловых игр, социально-психологического тренинга и иных форм активизации коллективного взаимодействия.
Однако несистемное
Исследования продуктивности групп, проводившиеся в разных странах, показали, что постановка общей задачи перед коллективом определяет характер процессов включения в совместную деятельность каждого из его членов, играющего в этой связи определенную функциональную роль. Содержательная характеристика этой роли коррелирует с устойчивыми личностными стереотипами поведения членов коллектива.
Поскольку полный перечень этих ролей ограничен, ролевая структура коллективов (групп), работающих в различных сферах деятельности, может иметь схожие черты. Среди наиболее популярных подходов к формированию ролевых списков групп можно отметить работу английского исследователя М. Белбина, выделившего восемь ролей, исполняемых членами коллектива («Председатель», «Новичок со свежим взглядом», «Разведчик ресурсов», «Советник» (Судья), «Практик-организатор», «Душа группы» и «Доводчик»).45 М.Г. Ярошевский выделил пять ролей, из которых три составляют ядро малой группы: «Эрудит», «Генератор идей», «Критик». Эти роли ориентированы на «предметное поле» деятельности. Они дополняются двумя ролями – «Руководителя» и «Исполнителя», направленными на организацию внутригруппового взаимодействия [17].46
Г. Минцберг указывает на существование десяти управленческих ролей, из которых три относятся к межличностным ролям («Главный руководитель», «Лидер», «Связующее звено»), три – к информационным ролям («Приемник информации», «Распространитель информации», «Представитель») и четыре – к ролям, связанным с принятием решений («Предприниматель», «Устраняющий нарушения», «Распределитель ресурсов», «Ведущий переговоры»).
Поскольку количество личностных качеств, характеризующих «идеального» руководителя или специалиста, в конечном счете, ограниченно и все подобные роли вряд ли может исполнять один человек, эти качества, необходимые для успешной деятельности, наиболее полно может включать в себя группа (коллектив). В то же время, в той или иной конкретной группе может недоставать определенных качеств, свойственных отдельным ролям, что вызывает необходимость в организации целенаправленного отбора специалистов, обладающих не только различными знаниями и опытом, но и психологическими характеристиками, определяющими их групповое поведение.
Т.А. Загрузина и М.В. Лукин предложили список из шести ролей, с помощью которого в процессе разработанной ими деловой игры «Подбор конкурентоспособного коллектива» они доказали существование зон оптимального соответствия между психологическими качествами индивидов, структурами коллективов (групп), в которых они включаются, и результативностью задач в них решаемых.47
К этим ролям относятся: «Координатор» (в соответствии с известными ролевыми классификациями аналогичен ролям «Организатора», «Программиста», «Председателя», «Руководителя», «Стратега» и т.п.), «Генератор идей» («Новичок со свежим взглядом», «Пионер», «Новатор» и т.п.), «Критик» («Судья», «Советник», «Диагност», «Оппонент»), «Эрудит» («Эксперт»), «Эмоциональный лидер» («Душа группы»), «Исполнитель» («Практик», «Техник»). В экспериментах этих авторов при решении групповых задач с высокой инновационной нагрузкой (в том числе, задач по выработке стратегии развития организации) для разных однородных и неоднородных по ролевым признакам групп руководителей в частности показано, что:
В таблице 18 использован более полный ролевой список из разработанной Анненсковым А.Ю. и Лукиным М.В. (1991 г.) методики «Композиционно-ролевой диагностики коллективов». Следует обратить внимание на то, что в этом списке фигурируют как позитивно, – так и негативно ориентированные ролевые характеристики.
Таблица 18.
Ролевой список (перечень оценочных шкал) в методике «композиционно-ролевая диагностика коллективов»
А.Ю. Анненскова, М.В. Лукина
№№ |
Роль (тип поведения) |
Функционально-ролевые черты |
1 |
«Организатор» |
Направляющий, распределяющий, берущий ответственность на себя, собранный, энергичный, решительный. |
2 |
«Носитель традиций» |
Опытный, маститый, «матерый», «мэтр», «зубр», «старожил», «идеолог». |
3 |
«Нравственный центр» |
Арбитр, «кассационный суд», «совесть», «справедливость», лидер оценок (мнений). |
4 |
«Генератор идей» |
Источник нестандартных предложений и продуктивной деятельности. |
5 |
«Эрудит» |
«Банк данных», «ума палата», «эксперт», «голова». |
6 |
«Скептик» |
Все подвергает сомнению, критик. |
7 |
«Мул» |
Добросовестный исполнитель, «тягловая сила», «молчаливый работяга», «ломовая лошадь». |
8 |
«Ас» |
Квалифицированный специалист, мастер, умелец, знаток, «виртуоз», «артист». |
9 |
«Душа компании» |
Центр позитивных групповых эмоций, весельчак, балагур, рассказчик, доброжелательный, контактный. |
10 |
«Возмутитель спокойствия» |
Инициатор группового действия, «реагент», будоражащий, «конфликтоген», скандалист. |
11 |
«Интриган» |
Скрытый инициатор межличностных конфликтов, «завистник», «кляузник», «злопыхатель». |
12 |
«Индивидуалист» |
Ставит себя вне коллектива, пренебрегает межличностными отношениями, главное достижение личных целей. |
13 |
«Амортизатор» |
Центр разрядки негативных групповых эмоций, «крайний», «козел отпущения», «виноватый». |
14 |
«Сторонний наблюдатель» |
Самоустранившийся, невключенный, выжидающий, «комментатор», «резонер». |
15 |
«Случайный человек» |
Временный, проходящий, «фоновый», «наполнитель», инородный, «белая ворона». |
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы