Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
1 Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: Теория, история, новые реалии. Монография./ Изд.:2, доработ. и доп. – М.: Изд-во РАГС, 2006; Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России // Аналитический вестник, №25(313). – М.: Совет Федерации, 2006.
6 Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. – М. Издательство «Флинта», 1998. – С. 26.
1 Под «кадровым потенциалом» понимается системное качество, включающее как характеристики самих кадров (уровень профессиональной компетентности, образование, способности конструктивно решать управленческие проблемы и т.п.), так и условия, которые окружающая среда предоставляет для функционирования и развития этих качеств (подготовленность соответствующих организационных институтов, нормативных требований и т.д.). Эта вторая составляющая потенциала – возможности и ограничения со стороны внешней среды нередко опускается авторами определений потенциала.
1 Этот принцип должен лежать, в числе прочего, в основе решения задачи разграничения компетенции между исполнительными органами власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления.
1 Наименование данного подразделения службы может быть различным (например, отдел управления кадрами, отдел кадрового потенциала и т.д.), что не меняет сути деятельности данного подразделения.
1 Следует учитывать, что должностные лица, реализуя комплекс задач по кадровой политике в своих структурных звеньях и иных подведомственных организациях, являются одновременно субъектами и объектами кадровой политики.
7 Солодовников С.Ю. Институциональные матрицы: сущность, персонификация и ее генезис (политико-экономические очерки) [Текст]- Минск: Право и экономика, 2006.
1 Из практики управленческого консультирования известно, что от 70 до 90 % целевых назначений в регламентах структур исполнительной власти или отсутствует или сформулировано неверно (см.: Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002).
8 Матрусов Н.Д. рассматривает данный комплекс как «геотрион», определяющий применение соответствующих управленческих стратегий с учетом местных особенностей (см. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. – М.: Наука, 1995).
2 При отсутствии в структуре иного специально предназначенного для этих целей органа (например, отдела по организации управления). Если подобный орган, ответственный за поддержание системы управления уже есть в структуре аппарата администрации, то служба управления персоналом должна быть головной по проблемам управления персоналом, а по другим функциям работать в координации с этим и другими подразделениями.
9 Более подробно проблемы и технологии сокращения персонала изложены в главе 6.
2 Наиболее известным и емким критерием, по которому то или иное общество относят к постиндустриальному, как раз и является преобладание численности работников управленческой и сервисной сфер над остальной частью трудоспособного населения. - Прим. авторов.
1 Следует отметить, что данная фирма, отмеченная маркой «Лучшая торговая фирма года», в числе прочего, отличается от своих конкурентов более высоким показателем отношения численности сотрудников кадровой службы к основному персоналу: один кадровый работник в ней приходится на 50-60 человек основного персонала (см. Цзе К.К. Методы эффективной торговли (Опыт «Лучшей торговой фирмы года»). – М.: Экономика, 1988).
10 Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
11 Совершенствование
работы с кадрами как фактор повышения
эффективности государственного и муниципального
управления // http://hr-seminars.ru/clause/
11 Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
1 См. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» в ред. от 30. 06. 1995 N 119-ФЗ и от 18.02.1999 N 35-ФЗ
.
1 С правовой точки зрения тестирование в ситуации, предшествующей оформлению найма, может быть применимо (если не нарушаются при этом права претендента на работу), поскольку законом оно не запрещено. С другой стороны, любой кандидат, претендующий на оформление трудовых отношений, может и отказаться от участия в этой процедуре. Одной из «первых ласточек» в этой сфере в отечественном законодательстве является Ст. 22 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в которой указано на использование результатов тестирования при проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей. – Прим. авт
.
13 Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. Опыт ФРГ. – М.: Дело, 1992.
14 Кайдас Э. Почему новички уходят, или как построить эффективную систему адаптации // HR - стратегия.- №23.– 2005.– С. 56-57
.
15 Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов - 3-е издание. - Н. Новгород: НИМБ.- 2001, с. 156
.
16 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури. Ф. Основы менеджмента – М.: Дело, 1995.
17 См.: Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юрист, 1998, с. 207.
18 Каркуленко, Н. Адаптация работника: средства, задачи, проблемы. // Работа & зарплата. – 2003. - № 11. – С. 14.
19 Бершова Л.В. Адаптация работников в новых условиях // Справочник кадровика. – 2001. - №6. – С. 108
.
20 Кайдас Э. Почему новички уходят или как построить эффективную систему адаптации // Управление персоналом. – 2005. - №23. – С.56
.
21 Рофе А.И. Экономика и социология труда– М.: МИК, 2003. – с. 230.
2 Состояние кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления в Республике Коми: Результаты социологического исследования / Под общ. Ред. Проф. Г.П. Артемова. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2003
.
23 См.: Фоканова Л.К., Иевлева Н.Е. "Социально-психологические проблемы адаптации в Службе Республики Коми по лицензированию"/ Управление персоналом в программах подготовки менеджеров: Тезисы докладов научно-практического семинара (25-26 ноября 2005г., Воронеж): Воронежский государственный университет, 20
05.
24 Бершова, Л.В. Адаптация работников в новых условиях/ Л.В. Бершова// Справочник кадровика. - 2001. №6. - С.10
7.
25 Система оценки и оплаты труда «РОСТ». – М.: 2001, с.
93.
26 Сила или слабость работников оценивается по их фактическому вкладу в результаты тру
да.
27 Разработано с нашей адаптацией под задачи государственной и муниципальной службы по источнику: Чингос П.Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004, с.41-
42.
28 Естественно, что понятие «нужные люди» следует понимать не в контексте «нужности и лояльности руководителям», а как синоним их результативности и адекватности обоснованным целям органа влас
ти.
29 См. также: Доронина И.В. Мотивация и стимулирование персонала. – Новосибирск: 1999, с.
48.
30 Чингос П.Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004, с.4
8.
31 См.: Федеральный Закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ 1995, № 31. Ст. 2990; Федеральный Закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы Российской Федерации» (С изменениями на 25 июля 2002г.) // Собрание Законодательства РФ 1998, № 2. Ст.22
4.
32 Примерная программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений приведена в Приложении
5.
33 Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 200
2.
1 Неоднократные попытки решать комплекс проблем хаотично или начинать с проблем-следствий, как правило, приводили и приводят к еще большим проблемам. Значительная часть региональных и местных программ в Российской Федерации не выполняется по причине отсутствия обоснованного причинно-следственного анализа пробл
ем.
34 Грейсон мл., К.О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991, с. 1
82.
35 Информация «О программе административной реформы на 2005-2010 годы ». – http://www.csr.ru/event
/0.
36 http://www.uralfo.ru/02
20
37 Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. – СПб.: 2002, с. 1
00.
38 http://www.rags.
ru.
39 Источник для формулировки перечня направлений: Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. – СПб.: 20
02.
40 Загрузина Т.А., Лукин М.В. Рекомендации по проведению деловой игры: “Подбор конкурентоспособного коллектива” - //Региональная политика, №1, 1992, с.101-108. Лукин М.В., Королева И.Б. Управление персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления. – СПб.: Изд-во СПб ГАСЭ, 2004; Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е. Семенова. –Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
1 Примеры определения целевых назначений для основных структурных подразделений администрации приведены в источнике: Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002, с. 189-19
6.
1 Практика показывает, что структуры, не имеющие недостатков в управлении, могут быть представлены только в абстракции. – Прим. а
вт.
2 Наиболее распространены два типа таких ошибок: занижение оценки хорошего «продуктивного» работника в подразделении, которое имеет существенные недостатки в управлении (избыточные штаты, дублирование деятельности других, работа на цели, не совпадающие с целями всего органа управления и т.п.) и завышение оценки непродуктивного работника, входящего в штат конъюнктурного подразделения, имеющего неправомочно завышенный статус. В обоих этих случаях необходимо разобраться в ситуации, разведя оценку полезности подразделения и служащего. - Прим. а
вт.
41 Пимкин С.Н., Лукин М.В., Гришин А.Ф. Совершенствование управления субъектами Российской Федерации: Основные концепции. Методы (Опыт управленческого консультирования). – Сыктывкар, 1995.
Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 200
2.
42 Представленные шкалы приведены по источнику Чингос П.Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004, с. 94. Нами проведена коррекция отдельных формулировок под специфику работы в государственной и муниципальной служб
е.
1 Здесь можно вспомнить известное изречение Цезаря о том, что лучше быть первым в провинции, чем вторым – в Риме. – Прим. а
вт.
43 Приведено по: Цзе К.К. Методы эффективной торговли (Опыт «Лучшей торговой фирмы года»). – М.: Экономика, 1988.
2 Питер Л.Дж. Принцип Питера. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 200
3.
1 Подробнее процедура построения основных функций руководителей структурных звеньев (служб), исходя из функций первого лица в виде «организационной матрицы» приведена в Приложен
ии 5.
45 Приведено по: Цзе К.К. Методы эффективной торговли (Опыт «Лучшей торговой фирмы года»). – М.: Экономика,
1988.
46 Проблемы руководства научным коллективом: Опыт социально-психологического исследования./Отв. ред. М.Г. Ярошевский. –М.: Наука, 1
982.
47 Загрузина Т.А., Лукин М.В. Рекомендации по проведению деловой игры «Подбор конкурентоспособного коллектива».//Региональная политика, №1, 1992, с.101-
108.
48 Указывается конкретное наименование
административно-
ния).
49 Дается примерный (ориентировочный) временной расклад, который должен уточня
ться.
1 Примечание авторов. Под понятием «территория»
понимается конкретная административно-
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы