Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
12) Централизация работ по формированию, реализации и обновлению кадровой политики, разработке и применению современных кадровых технологий в органах государственного и муниципального управления в едином, профессионально компетентном и полномочном органе – службе организации управления (в отделе организационной и кадровой работы).1
Стратегия реализации кадровой политики определяет основные подходы к достижению ее главных целей в соответствии с концепцией, а также с учетом особенностей и проблем социально-экономической ситуации территории, действующей нормативно-правовой базы и механизмов государственного и муниципального управления. Стратегию рекомендуется формировать коллегиально, на основе изучения и сопоставления возможных вариантов развития ситуации, выработанных путем проведения детального анализа проблем в сфере социально-экономического развития территории и деятельности органов государственного и муниципального управления.
В региональных и местных
органах власти нередко отсутствуют
необходимые организационные
Таблица 2.
Сравнительный анализ ряда
признаков характеризующих
Традиционный подход к кадровой политике |
Современный подход к кадровой политике | |
1 |
2 | |
I. РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ | ||
Обеспечивающая, вспомогательная (соответствующая термину «кадровое обеспечение») |
Управление персоналом рассматривается как один из основных видов деятельности организации, не только косвенно, но и прямо влияющего на результаты работы органа власти | |
II. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ | ||
Осуществляется в основном
экстенсивным образом (под каждую новую
задачу или проблему формируется
новое структурное |
Осуществляется на основе интенсивных
методов; путем применения матричных
и проблемно-ориентированных Примечание. Реструктуризация государственного и муниципального управления осуществляется, например, в таких сферах, как ЖКХ, управление строительным комплексом и т.д. | |
III. ОТБОР ПЕРСОНАЛА | ||
Отбор преимущественно по рекомендациям («по протекции»), по формальным характеристикам |
Отбор с учетом данных диагностики, тестирования, организации конкурса претендентов, по результатам практики, с учетом мотивации претендентов и т.д. | |
IV. ОЦЕНКА РАБОТЫ (АТТЕСТАЦИЯ И ИНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ) | ||
Акцент делается на оценку личностных качеств; на количественных, а не качественных показателях и последствиях принимаемых решений. Учитывается лояльность аттестуемого по отношению к непосредственному руководству |
Акцент делается на оценку деловых
качеств; результатов труда, качество
и последствия принимаемых В первую очередь, учитываются результаты деятельности структурного звена, возглавляемого аттестуемым или результаты в иной зоне его конкретизированной ответственности | |
V. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА | ||
Осуществляется формально, несистемно, в отрыве от проблем конкретных органов власти |
Осуществляется системно, на основе применения интенсивных методов с использованием конкретной проблематики (деловые игры, тренинги, «ансамблевое обучение») Примечание. «Ансамблевое обучение» - особая форма интенсивной подготовки, используемая одновременно для всей управленческой команды во главе с первым лицом с ориентацией на практическое решение имеющихся проблем. | |
VI. РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО | ||
Служебное продвижение происходит, как правило, непредсказуемо, нередко без учета профиля предыдущей работы («из сельского хозяйства – в спорт» и т.п.). Карьера не планируется. Так же как и в первичном отборе персонала преобладает протекционизм и продвижение по формальным характеристикам |
Служебная карьера планируется с учетом основных результатов работы служащего. Учитывается рост его профессиональной компетентности и развитие других необходимых качеств. Практикуется применение ротации кадров. При продвижении, так же, как и при отборе, используется тестирование, конкурсы на замещение вакантных должностей и т.п. | |
VII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КЛИМАТ В СТРУКТУРАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ | ||
Преобладает исполнительский подход. Действует в основном принцип «инициатива наказуема». Выдерживается жесткая субординация рангов (со всеми вытекающими из этого последствиями). Поощряется работа по принципу «от и до» |
Требования к ответственности
за достигнутые результаты работы сопровождаются
стремлением создать творческую
атмосферу с использованием принципа
«инициатива поощряема» и его
логического продолжения – « |
Стратегия перехода к новой кадровой политике предусматривает выполнение следующих первоочередных задач:
Необходимо различать субъекты и объекты регулирования при реализации кадровой политики.
Субъектами в данном случае являются должностные лица и организационные структуры, вырабатывающие, принимающие, реализующие и контролирующие решения по тем или иным направлениям кадровой политики. К субъектам кадровой политики относятся кадры государственных и муниципальных служащих, деятельность которых призвана определять кадровую политику территории. К ним могут быть отнесены (например, для кадровой политики уровня муниципального образования): глава муниципального образования и его заместители; глава и заместители представительных органов местного самоуправления; руководители региональных и федеральных органов государственной власти, находящиеся на территории муниципального образования. Коллективным субъектом данного уровня можно считать Совет по кадровой политике при главе муниципального образования (см. Приложение 2).
Объекты регулирования при проведении кадровой политики - кадры государственных и муниципальных служащих, а также подведомственных органам власти предприятий.1 К объектам непосредственного регулирования относятся кадры государственных и муниципальных служащих, деятельность которых обеспечивает реализацию территориальной кадровой политики, в том числе: руководители структурных подразделений территориальных органов власти, представительных органов местного самоуправления, руководители региональных и федеральных органов государственной власти, находящиеся на территории муниципального образования. Коллективным объектом непосредственного регулирования является кадровая служба администрации.
Помимо объектов непосредственного регулирования при реализации кадровой политики следует определить и объекты косвенного регулирования, к которым можно отнести
Объекты кадровой политики включаются в основные учетно-контрольные реестры различного уровня (регионального, муниципального, ведомственного), а их основные функции в сфере реализации отдельных направлений кадровой политики в своих структурах отражаются в соответствующих регламентах (положениях, должностных инструкциях, договорах, контрактах и т.д.).
Участие руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности и направлений деятельности в реализации кадровой политики (так же становящимся при этом объектами косвенного регулирования) должно осуществляться без диктата со стороны органов власти (в рамках действующих законодательных ограничений). При этом важно, чтобы эти структуры были наделены реальными, нормативно закрепленными (в регламентах и договорах) полномочиями и возможностями участия в соответствующих мероприятиях.
Кадровая политика как, рассматриваемая как целостная и открытая система7, имеет определенную структуру, включающую несколько элементов, оформляемым в соответствующие разделы. Приводим примерную структуру концепции кадровой политики, которая может быть закреплена в качестве системообразующего нормативно-правового акта соответствующего территориального уровня:
Введение
7.3. Административно-правовое обеспечение региональной кадровой политики.
Вопросы организационного обеспечения проведения кадровой политики изложены ниже, в главе 2.
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты
Порядок перечисленных
в заголовке компонентов
Итак, формирование любой структуры исполнительной власти, а в данном случае речь идет о кадровой службе, рекомендуется начинать с формулирования ее целевого назначения.
Служба управления персоналом как единый и полномочный орган, централизующий и координирующий работы по формулированию, реализации и обновлению кадровой политики, предназначена для исполнения следующих взаимосвязанных функций:
Предлагаем примерный
(рекомендуемый) вариант (модели) структуры
службы управления персоналом, основанный
на определении специальных
Таблица 3.
Модель организационно-
Структурное подразделение службы управления персоналом |
Основные функции структурного подразделения |
Ориентировочная численность (указана условно) | |
1 |
2 |
3 | |
1. Руководитель службы управления персоналом** |
|
1 человек | |
|
|||
2. Отдел управления развитием кадрового потенциала 2.1. Сектор анализа и
2.2. Сектор профессионально – деловой и психологической диагностики персонала |
|
1 человек (руководитель)
2 человека
| |
3. Отдел управления движением персонала. 3.1. Сектор учета персонала
3.2. Сектор комплектования
3.3. Сектор
заработной платы и |
|
1 человек (руководитель) 2 человека
1 человек
1 человек
1 человек (юрист, возможно по договору) | |
4. Отдел организации обучения
и повышения квалификации |
|
2 человека |
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы