Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
К системе поощрений необходимо добавить ряд льгот, являющихся составной частью любой постоянной работы, а именно: оплаченные отпуска, страхование жизни и здоровья, оплату больничных, пенсионное обеспечение. Кроме того, организации используют и такие косвенные вознаграждения, как оплата детских учреждений и части строящегося жилья, ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей сотрудников в высших учебных заведениях, предоставление оплаченных юридических услуг, программы физического оздоровления, коллективные гаражи и т.д. При этом необходимо учитывать индивидуальные запросы людей в зависимости от их возраста, семейного положения, размера семьи и другие. Молодых работников чаще всего интересует немедленное получение денег, людей с большими семьями - размер льготного медицинского обслуживания и страхование жизни.
Законодательством предусмотрены дополнительные социальные гарантии, стимулирующие выполнения государственными и муниципальными служащими дополнительных работ и функций. Так, например, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
преимущественное право
при прочих равных условиях на оставление
на работе при проведении органами
государственной власти, предприятиями,
учреждениями и организациями
Для сотрудников структурных
подразделений по защите государственной
тайны дополнительно к
При определении уровня заработной платы рекомендуется использовать максимально дифференцированную шкалу, соответствующую уровню квалификации (см. табл. 6.).
Таблица 6.
Учет квалификации при установлении основной заработной платы
Начальный уровень |
Средний уровень |
Высший уровень |
Вновь нанятый или недавно повышенный в должности сотрудник
|
Полностью освоивший круг должностных обязанностей |
Неизменно превосходно выполняющий свои обязанности |
Достаточный уровень квалификации для занимаемой должности |
Постоянно справляющийся со своими обязанностями на ожидаемом уровне или выше него |
Постоянно возрастающий вклад в достижение общего результата |
Широкие возможности для профессионального роста |
Владеет всеми ключевыми навыками и знаниями |
Образцово владеет всеми ключевыми навыками и знаниями, может обучать коллег |
Примерная интервальная дифференцированная шкала должностных окладов: | ||
100% 112% 124% |
136% 148% 160% |
172% 184% 196% |
Составлено с нашей корректировкой применительно к работе в государственной и муниципальной службе по источнику: Чингос П.Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
Более подробно вопросы
мотивации персонала рассмотрен
3. Организационный (социально-психологический климат) в администрации. Важную роль в адаптации работников играет организационный (или социально-психологический) климат в коллективе. Деловые взаимоотношения в коллективе с высоким уровнем организационного климата развивают чувство товарищества и взаимопомощи, повышают трудовую активность работников, удовлетворенность работой, позволяют сформировать успешную управленческую команду.
И, наоборот, в коллективах
с неблагоприятным
4. Возможности для
деловой и творческой карьеры. Адаптация и ее сроки в значительной
степени зависят от организации системы
профессионально-
Таким образом, Учет многоаспектности адаптации, конкретизация подхода к каждому работнику, определение значимости той или иной стороны адаптации для конкретных условий производственной среды, разработка соответствующих мероприятий для ее успешного осуществления составляют основу процесса управления адаптацией, предполагающего и определенную технологию. Успешность адаптации зависит и от отработанности организационного механизма управления процессом адаптации.
Механизм управления процессом адаптации включает ряд организационных элементов:
3. Информационное обеспечение процесса адаптации – сбор и оценка показателей уровня и длительности адаптации.
Принципиальные цели адаптации для кадровой политики можно свести к следующему:
В качестве возможных
организационных решений
К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:
Центр тяжести информационного обеспечения процесса адаптации лежит на сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Кроме того, показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов, например профессиональному аспекту (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места); социально-психологическому (степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе); психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки).
Субъективные показатели характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями. Они подразделяются аналогично объективным по принадлежности к одному из аспектов адаптации и определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и. квалификации; отношений с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.
Сбор и обработку
информации об уровне и длительности
адаптации целесообразно
Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. Вывод о ее успешном проведении делается на основе сравнения фактических и нормативных показателей.
Для примера рассмотрим исследование социально-психологических и организационных проблем адаптации в Службе Республики Коми по лицензированию.23 Основной задачей данной организации является формирование и осуществление единой государственной лицензионной политики в Республике Коми, направленной на развитие предпринимательства, защиту интересов и прав юридических лиц и граждан.
В связи с тем, что штатный состав в Службе Республики Коми по лицензированию насчитывал на период исследования всего 29 человек, и процент поступления новых работников с первичной адаптацией очень мал, на первое место выходят проблемы вторичной адаптации.
Служба Республики Коми по лицензированию является органом исполнительной власти. Специфика профессиональной деятельности сотрудников в системе государственной службы заключается в том, что она:
- реализуется в иерархически жесткой организационной среде с четко разграниченными категориями и разрядами среди субъектов профессиональной деятельности;
- обладает формализованными и регламентированными средствами по достижению поставленных целей;
- имеет слабовыраженную объективно-критериальную основу для оценки ее эффективности;
- протекает
во внешней среде,
В свою очередь, данная специфика ставит комплекс социально-психологических проблем адаптации на одно из первых мест.
К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе, уровень удовлетворения жизненных устремлений и др.
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы