Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
Решение вопросов относительно выбора того или иного маршрута ротации целесообразно осуществить на основе результатов входного тестирования и собеседования с работником. Таким образом, ротацию можно отнести к горизонтальным формам регулирования движения персонала. Другой перспективой, недостаточно используемой в российской практике формой регулирования движения персонала, является планирование деловой карьеры (а применительно к движению персонала точнее говорить о реализации этого плана). В отличие от ротации при планировании деловой карьеры служащего речь идет о регулировании движения кадров по вертикали. Следует отметить, что в современных условиях, сопровождающихся изменениями в структурах органов власти, нормативно-правовом обеспечении управления и т.п., планирование деловой карьеры встречается с определенными трудностями, связанными, прежде всего, с частыми новациями, которые не всегда можно предвидеть. Примерная блок-схема движения государственных и муниципальных служащих, включающих как ротацию персонала, так и планирование деловой карьеры (профессиональной и организаторской) приведена на рис. 7.
Планирование деловой карьеры имеет вероятностный характер, поскольку жизнь часто вносит свои не всегда предсказуемые коррективы. Однако, упорядочивание требований к специалистам различных рангов, формирование видения возможных перспектив, условий и путей их достижения, может способствовать мотивации работников, осознанному стремлению к целенаправленному росту квалификации, ориентации на позитивную динамику роста результатов труда, то есть, в конечном итоге, способствовать росту эффективности деятельности подразделений. Поэтому планирование деловой карьеры должно быть гибким, предусматривающим возможные варианты продвижения специалистов и руководителей.
Рис. 7. Блок-схема формирования ближнего и дальнего резерва в системе движения кадров государственной службы.
При планировании деловой карьеры важно учесть, что при переходе от должностей специалистов к руководящим должностям характер требований меняется и, соответственно, необходимо предусмотреть специальные меры по росту их управленческого и организаторского потенциала. В этом случае проблема переводится в сферу работы с резервом на выдвижение, в которой используются разнообразные методы проверки проявления и развития этих качеств.
В соответствии с мировой практикой,
рекомендуется формировать две
группы резерва – ближний резерв, то есть работников,
способных уже сегодня выполнять функции
замещения должностей, на которые подбирается
резерв и дальний резерв (или резерв на перспективу)
– то есть, группу лиц, имеющих явно выраженный
или скрытый профессионально-
В качестве внутреннего нормативного документа, касающегося работы с резервом, необходимо разработать положение, регламентирующее порядок и принципы формирования резерва, последовательность действий от этапа его подбора до выдвижения на вакантные должности служащих или выбытия из резерва по каким-либо причинам.
Система работы с резервом включает следующие основные направления деятельности:
Основной структурой, организующей деятельность по работе с резервом, является служба управления персоналом администрации субъекта Российской Федерации или муниципального образования. К ее основным функциям по рассматриваемому направлению работы относятся: ведение учета лиц, включенных в банк данных резерва кадров; методическое руководство и координация в вопросах реализации работы с резервом в кадровых службах структурных звеньев органов государственной и муниципальной служб; организация проведения оценочных процедур и отбора кандидатов на зачисление в резерв; разработка предложений по принятию решений в области формирования, подготовки, повышения квалификации и выдвижения из числа резерва на руководящие должности органов власти и управления; осуществление других организационно – методических мероприятий по работе с резервом в соответствии с нормативно – правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
С возрастом служащих темпы деловой карьеры и процессов динамики кадров замедляются. При этом целесообразно учитывать ряд обстоятельств:
История дает немало примеров успешного руководства государственными структурами лицами в достаточно преклонном возрасте (особенно в странах консервативных, а также со стабильной социально – экономической ситуацией).
В целях преодоления ряда возможных негативных последствий, связанных с выходом государственных и муниципальных служащих на пенсионное обеспечение, можно, в частности, рекомендовать создание на общественных началах института референтов – консультантов, участвующих в различных временных или постоянно действующих советах и других органах. Единственное, что требуется в отношении этих органов: поручить им решение достаточно актуальных и конкретных проблем, объективно (без скидки на возраст и другие обстоятельства) подходить к оценке достигнутых результатов и доводить полезные рекомендации до практического воплощения. В ином случае, подобная деятельность, представляющая собой, нечто вроде, игры на «потешном острове» будет приводить к противоположному результату.
При планировании деловой карьеры, так или иначе, встает вопрос о ее завершении. Завершение карьеры (обычно связанное с переходом на пенсионное обеспечение) или ее досрочное прекращение, в связи с увольнением, так же можно отнести к категории «движение персонала».
Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Ст. 25), увольнение госслужащего может быть осуществлено в случаях:
Как указывалось выше, в соответствии
с прогнозом движения России к
постиндустриальному обществу постепенный
рост численности работников государственной
и муниципальной служб
Следует учитывать, что главной проблемой высвобождения персонала является отсутствие практически полезных нормативных актов и методических материалов, посвященных тому, как эти вопросы наиболее конструктивно могут быть решены. Иными словами, отсутствует достаточно убедительная концепция, касающаяся того, как решать проблему сокращения штатов с учетом минимизации материального и морального ущерба для сотрудников и не нанесения вреда управлению администрацией в целом.
В представленной в данной главе концепции предлагается решать вопросы сокращения персонала совместно с его перепрофилированием на основе достижения двух целей:
Основные принципы концепции:
В качестве методологической основы реализации поставленных целей определены три следующих принципа:
1. Прежде, чем сохранять персонал, рекомендуется сначала выявить, систематизировать и проанализировать проблемы управления в администрации; на основе анализа сформулировать цели и задачи, ориентированные на решение этих проблем и затем определить состав исполнителей, необходимых для выполнения, организации и обеспечения деятельности, в том числе для реализации этих целей и задач; определить какие необходимы изменении в структурах и в системе управления.
В частности, для значительного количества органов власти характерны такие проблемы, как:
Исполнение всех перечисленных мероприятий может привести к радикальному изменению в структуре и в содержании управления. Это изменение может происходить сразу во всех элементах управленческого механизма или поэтапно. Независимо от того, какой из этих вариантов будет принят, рекомендуется обязательно разобраться с проблемами, определить целевую базу деятельности администрации и оценить соответствие организации управления новым требованиям.
2. Следует стараться избегать сокращения персонала, если есть возможность перепрофилировать сотрудников на новые виды деятельности. Реализация первого принципа позволяет определить: структурные звенья и отдельные группы специалистов, которые уже не являются необходимыми для работы в новых условиях; подразделения и группы, содержание деятельности которых необходимо изменить; потребность в новых специалистах и соответствующих подразделениях.
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы