Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
Чтобы удовлетворить потребности в рабочей силе и реализовать свои интересы, организация вынуждена предоставить работникам систему материальных и социальных благ. Логика возникновения и функционирования системы стимулов такова:
Рис. 5. Формирование системы стимулов.
В сложной структуре организации имеется социальное звено — ее персонал, при этом именно социальное звено предприятия определяет его успех или неудачу. Поэтому в центре внимания в настоящее время стоит персонал организации, эффективность труда которого в решающей степени определяется системой стимулов труда организации и уровнем мотивированности работников. Логику взаимосвязи и взаимодействия организации и ее персонала в отношении системы стимулов и мотивов можно представить в виде схемы (см. рис.6.).
Рис. 6. Взаимодействие стимулов и мотивов труда.
Соответственно, решающей сферой отношений организации и ее персонала является сфера взаимодействия двух систем: стимулов и мотивов труда. Во взаимодействии двух систем ведущей является система мотивов труда, которая объективно складывается в сознании тех или иных социальных групп под влиянием исторических, природных условий, национальных традиций, образа жизни, уровня благосостояния, культуры и т.д.
Система мотивов труда устойчива, редко подвергается изменениям – почти так же редко, как и человеческие ценности, при этом, как правило, меняется не состав мотивов труда, а их значение. Так, при снижении уровня жизни вырастает значение материальных мотивов, при росте благосостояния - социальных. Именно под эту исторически сложившуюся систему и «подгоняются» системы стимулов труда организаций, однако на поверхности явлений связь двух систем выглядит иначе: создается впечатление, что ведущей системой является система стимулов труда. На самом же деле организации вынуждены приспосабливать свои системы стимулов под потребности, интересы и мотивы труда работников. Любая попытка организации предложить работникам в качестве стимула труда любое благо, которое не порождает мотивов труда, обречена на неудачу. Это, конечно, вовсе не означает, что системе стимулов труда отведена пассивная роль. Организация может понизить или повысить степень мотивации и эффективности труда, меняя стимулы труда, усиливая роль одних и ослабляя роль других стимулов.
Мотивация персонала в значительной степени определяется особенностями управленческого труда в государственной и муниципальной службе:
Таким образом, регулярно используя свою систему стимулов труда, организация решает три основные задачи:
а) привлекает новые кадры с рынка рабочей силы;
б) избавляется от слабых работников;
б) удерживает ранее принятых сильных работников.26
Главная задача стимулирования труда в организациях, соответственно, заключается в том, чтобы система стимулов соответствовала системе мотивов труда работников и оперативно учитывала изменения в последней. По каждому виду мотивов труда организация должна стремиться сопоставить исчерпывающий перечень стимулов труда, чтобы привлечь и закрепить работников, а затем усиливать их мотивацию.
Таким образом, стимулирование труда, как экономическая категория, выражает отношения между организацией и работниками по поводу благ (стимулов труда), которые предлагает организация работникам за труд. В связи с этим в администрациях разного уровня иерархии власти, постоянно встает практическая задача систематического проведения анализа системы мотивов труда работников, их удовлетворенности составом стимулов и каждым из них. При этом центральным аспектом в стимулировании труда остается вопрос материального стимулирования, адаптированный, как уже говорилось, к системе мотивов действующего персонала.
План разработке
эффективной стратегии
Практикой управления персоналом выработаны семь главных правил материального поощрения персонала:
Перечисленные принципы в той или иной мере реализуются в многочисленных системах материального стимулирования персонала государственной и муниципальной службы.
Целесообразно также упомянуть установленные в практике зарубежных корпораций критерии неадекватности применяемых стратегий управления мотивацией персонала (которые, в основном, применимы и для органов власти) 30:
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры
Движение персонала, объединяющее весь цикл пребывания работника в организации, включая все его должностные передвижения, регулируется Законодательством Российской Федерации31
Несмотря на то, что движение персонала по своей сути является главным, стержневым направлением работы с кадрами, практика часто дает негативные примеры, лежащие в диапазоне от отсутствия движения (стагнация кадрового состава) до плохо предсказуемых назначений и перемещений, связанных с волеизлиянием первых лиц администраций («кадровая чехарда»). Между этими двумя крайностями как раз и находится основная деятельность по целенаправленному управлению движением персонала. Под целенаправленностью здесь понимается разработка и принятие организационных мер, ориентированных на рост эффективности (полезности) организации в целом, на основе усиления и развития ее кадрового потенциала. В этом плане любые меры по регулированию движения персонала должны приниматься с учетом всей совокупности остальных процессов управления персоналом (включая его диагностику и оценку, обучение, переподготовку, повышение квалификации кадров и т.д.).
Поскольку движение персонала, по своей сути, являясь сквозной, системообразующей функцией, в настоящем разделе приводятся только те формы движения кадров по горизонтали и вертикали, которые не отражены в других главах, однако могут быть регламентированы в соответствующих нормативных документах и рекомендованы для использования в органах территориального управления.
Одним из таких новых направлений для Российской практики целенаправленного управления процессом движения персонала, ориентированного на развитие кадрового потенциала администрации, является ротация кадров. Ротация (понятие, буквально обозначающее движение по кругу) как процесс управления движением кадров заключается в том, что государственный и муниципальный служащий на протяжении определенного срока времени (например, от одного до трех лет) должен последовательно проработать на нескольких должностях в различных по профилю деятельности подразделениях администрации. Этим достигаются следующие цели:
За счет использования ротации можно внести необходимые коррективы в первичную ориентацию специалиста (ориентацию на конкретное рабочее место) на основе нахождения той структуры, которая в максимальной степени позволит раскрыть потенциал работника (с соответствующим последующим закреплением специалиста в этой структуре). Наконец, благодаря ротации быстрее достигается эффект развития деловых горизонтальных связей, что особенно важно при формировании проблемно–целевых групп и решении задач, требующих скоординированного, совместного участия руководителей и специалистов разных подразделений.
Ротацию целесообразно использовать
для новых сотрудников
Ротация будет по своим результатам более эффективной, если достаточно детально и обоснованно разработаны варианты маршрутов перемещения специалистов. Основанием для проведения ротации персонала, в том числе определения ее сроков, могут выступать для молодых специалистов длительность их стажировки, а для других вновь принятых работников сроки трудового соглашения по контрактной форме найма. При этом целесообразно в качестве внутреннего нормативного регламента разработать положение о ротации персонала.
Ротация кадров, как один из эффективных методов реализации кадровой политики предприятий и организаций, возникла и широко применяется в Японии. Это, вероятно, объясняется не только теми целями, которые достигаются с ее помощью, но и тем, что она возникла, как альтернативная компенсация издавна применяющейся в этой стране традиционной концепции пожизненного найма, от которой японцы в массовом порядке отказались сравнительно недавно.
Могут быть два основных варианта маршрута ротации:
В этом варианте специалист передвигается по структурным подразделениям смежного круга задач (например, по подразделениям, связанным с управлением социальным развитием или структурам управления экономикой или финансами).
2) Универсальный маршрут ротации (при котором специалист последовательно работает в структурах различного профиля деятельности).
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы