Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:27, монография
Цель данной монографии заключается в том, чтобы системно представить отдельные направления работы с персоналом в территориальных органах власти, обеспечить усвоение и успешное применение полученных знаний в практической деятельности. В соответствии с этой целью, принята используемая методика подачи изложения материала, приведены примеры из практической консультационной деятельности авторов в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления органах власти и управления различных регионов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
В соответствии со вторым принципом эти потребности могут полностью или частично быть удовлетворенными путем перепрофилирования высвобождаемых сотрудников.
3. Необходимо выявлять и учитывать неформальные структуры, связи и личные интересы, проявляющиеся в системе управления. Их воздействие может привести к росту неупорядоченности системы управления.
Анализ этих характеристик позволит определить дополнительные источники высвобождения, а также переквалификации персонала.
Организация работ:
Подробные мероприятия по подготовке и организации работ не рассматриваются, поскольку их содержание во многом зависит от особенностей администрации, состояния системы управления и других факторов.
Необходимо упомянуть
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы
Трудности и проблемы реформирования органов государственной власти и местного самоуправления во многом обусловлены отсутствием отлаженной и ориентированной на разрешение реальных проблем территории системы подготовки кадров.
Диагностика и анализ деятельности органов государственного и муниципального управления позволили установить, что к числу ключевых (то есть, наиболее важных) проблем управления относятся33:
Концепция, на основе которой может строиться современная система подготовки кадров (СПК) в регионах России, включает ряд следующих принципов и условий:
Концептуальной основой (или базой) любой целевой программы, в том числе ЦКП формирования системы подготовки кадров, является достаточно полно и корректно сформулированная система главных целей, на реализацию которых должны быть сориентированы все предусмотренные программой задачи, мероприятия, а также потребные ресурсы, время и исполнители. Главные цели СПК должны формироваться на основе генеральных целей управления развитием территории, среди которых, например, можно назвать:
Другим источником для
определения главных целей
Анализ причинно-следственных связей проблем позволяет:
Для каждой из этих проблем выполняется процедура выбора наилучшего (оптимального, наиболее вероятного) варианта (стратегии) их решения. Выбранная стратегия позволяет детально конкретизировать каждую из генеральных целей и получить обоснованные формулировки главных целей СПК. В этих формулировках должны быть учтены особенности и способы их достижения в данных обстоятельствах, в том числе для устранения причин, порождающих наиболее важные проблемы.
Из всего комплекса проблем, характеризующих специфику состояния организации управления в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, укажем только на те из них, от которых в первую очередь зависит общая эффективность функционирования региональной системы подготовки кадров. Источники этих проблем можно свести к шести группам:
I группа:
Общие проблемы подготовки кадров: соответствие тематики, форм, сроков подготовки кадров главным целям социально-экономического развития территории, современным условиям, уровню профессиональной компетентности (проблемы структуризации СПК по тематике, формам обучения, составу учебных групп, срокам обучения и т.д.).
II группа:
Состояние кадрового обеспечения СПК. В состав этой группы проблем входят вопросы формирования контингента преподавателей, консультантов и других специалистов по различным вопросам обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала государственной службы и местного самоуправления. К этой группе проблем можно отнести и вопросы обобщения и использования положительного опыта привлечения специалистов к созданию новых СПК в отдельных регионах Российской Федерации, оценку возможностей адаптации к российским условиям зарубежного опыта подготовки кадров государственной и муниципальной служб.
III группа:
Состояние научного, учебно-методического и информационного обеспечения СПК. Сюда следует отнести все проблемы формирования и содержания подготовки кадров, соответствующие ее целям и условиям. К этой группе вопросов относится недостаточность информационной базы, касающаяся действующих учебных центров и консультационных фирм. При подготовке кадров надо учитывать специфику деятельности обучаемых, принимаемых ими решений и вопросов их взаимодействия с другими службами и должностными лицами.
IV группа:
Проблемы материально-
V группа:
Состояние управления подготовкой кадров. Здесь следует указать на недостатки в сфере государственного воздействия (то есть, федеральной кадровой политики) на управление кадрами в регионах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Это касается и отсутствия (недостаточности) необходимых нормативных актов и методических документов по управлению подготовкой персонала.
VI группа:
Состояние социально-психологического обеспечения СПК. Эта группа проблем, касается отношения руководства к системе внутриорганизационной подготовки кадров как к второстепенной управленческой функции. Система подготовки кадров во всех своих аспектах должна соответствовать внутренней идеологии органа власти и управления, и ее цели должны быть известны всему персоналу администрации.
По каждой из этих групп проблем необходимо выявить и сформулировать конкретные задачи подготовки кадров для региона или муниципального образования. Эту процедуру можно выполнить путем опроса (анкетирования или интервьюирования) глав администраций, их заместителей, руководителей высшего звена (департаментов, глав управлений, комитетов и пр.), а также руководителей кадровых служб, руководителей органов местного самоуправления и др.
После того, как сформулированы главные цели СПК, необходимо разработать общую логическую базу построения ЦКП в виде дерева целей и задач. «Деревом» или системой целей и задач называют совокупность частных целей и задач, а также взаимосвязей между ними, исполнение которых необходимо для достижения главных целей программы. Дерево целей формируется в виде многоуровневого, вертикально ориентированного графа (сетевой модели) или иным способом.
Процесс детализации (декомпозиции) дерева целей на каждый последующий уровень может осуществляться экспертно с привлечением внешних консультантов.
Для каждой цели (задачи) каждого уровня определяется совокупность относительно независимых задач, необходимых для ее исполнения. Затем, там, где необходима детализация, аналогичная процедура выполняется для каждой задачи из этой совокупности.
Может применяться несколько способов декомпозиции, например, способ, в котором первый уровень дерева целей составлен из элементов программы, соответствующие группам выявленных проблем: «Структура СПК»; «Кадровое обеспечение» и другие.
На основе этих элементов должны
быть сформированы подпрограммы ЦКП. При
таком подходе определение
Главные цели развития региона определяют общее назначение, основные направления и содержание деятельности администрации.
Генеральные цели системы подготовки кадров ориентированы на главные цели развития региона и задают общие требования к результатам деятельности ее подсистем.
Рис. 7. Блок-схема формирования главных
целей целевой комплексной прог
Для ЦКП системы подготовки кадров необходимо указать следующие требования к генеральным целям:
Информация о работе Управление персоналом в сфере государственной и муниципальной службы