Планирование сбытовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется тем, что на данный момент недостаток конкретных, ориентированных на практику методик управления сбытовой деятельностью предприятия, осложняется отсутствием практического опыта организации сбытовой деятельности в условиях рынка и порождает принятие необоснованных управленческих решений, что в свою очередь приводит к потерям выгоды предприятиями. Задачей экономиста менеджера является, в том числе, отыскание наиболее оптимальных методов управления сбытовой деятельностью, ведь именно грамотно обоснованный объем сбыта в конечном итоге и определяет прибыльность и рентабельность предприятия. Решением данной проблемы, к сожалению, отечественные предприятия не занимаются, и действуют они исходя из принципа «чем меньше издержки, тем лучше», то есть чем проще и дешевле используемый метод управления сбытовой деятельностью, тем лучше для фирмы, однако это далеко не так

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты планирования сбытовой деятельности предприятия……………………........................……….…….………………….6
1.1 Сущность планирования сбыт.………...….………………………………..6
1.2 Цена как объект исследования сбытовой деятельности…....…………….8
1.3 Методы планирования цены………………………………………..……..11
1.4 Ценообразующие факторы..………………………………………………21
1.4 Разработка ценовой стратегии и определение цены…………………….23
2.Ценообразование и планирование на предприятии…………….….……26
2.1 Краткая организационная характеристика предприятия ОАО «Лакт»..23
2.2 Экономическая характеристика предприятия…………………………..29
2.3 Конкурентное окружение предприятия………………………...……….31
2.4 Планово-экономическая деятельность предприятия…………………...33
2.5 Ценообразование на предприятии……………………………………….37
2.6 Анализ безубыточности…………………………………………………..38
2.7 сравнение цен на продукцию с основными конкурентами…………….40
3. Проектная глава …………………..……………………..………………….31
3.1 Метод ценообразование с ориентацией на покрытие прямых затрат…43
3.2 Метод ценообразование с ориентацией на конкурентов……………….46
Заключение……………………………………………………………….……..49
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовик по планированию.docx

— 204.64 Кб (Скачать файл)

Для выполнения заявленных функций  ПЭО взаимодействует со следующими отделами:

 

Таблица 7 – Список отделов и вопросы взаимодействия с ПЭО.

Наименование  отдела

Взаимодействие по вопросам получения

Взаимодействие по вопросам предоставления

Финансовый отдел

1)финансовых и кредитных  планов, 
отчетов о выполнении финансовых планов. 
2)результатов финансового анализа. 
методических и инструктивных                    3) материалов по вопросам финансовой деятельности предприятия.

1)среднесрочных и долгосрочных  планов производственной деятельности  предприятия. 
2) копий плановых экономических заданий, поставленных перед подразделениями предприятия. 
3) плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат. 
4) проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы и услуги. 
5) результатов экономического анализа всех видов деятельности предприятия.

Главная бухгалтерия

1)данных, необходимых для  экономического планирования, прогнозирования  и анализа; 
2)баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств; 
3)расчетов заработной платы; 
4)предварительных расчетов амортизационных отчислений; 
5)данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

1)планов производства  продукции на месяц, квартал,  год в целом по предприятию  и по отдельным структурным  подразделениям; 
2)проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги); 
3)отчетов о выполнении планов структурными подразделениями и предприятием в целом;

Производственные подразделения

1)отчетов о выполнении  плана по производству продукции; 
2)сведений о расходе сырья и материалов на единицу продукции; 
3)отчетов об устранении потерь и сокращении непроизводственных расходов; 
4)данных о затратах трудовых ресурсов, использовании рабочего времени;

1)планов производства  продукции на месяц, квартал,  год; 
2)результатов анализа деятельности производственных подразделений за предыдущие плановые периоды с рекомендациями по выявлению возможностей более полной и равномерной загрузки производственных мощностей, оборудования и производственных площадей;

Отдел главного технолога

1)данных, необходимых для  экономического планирования, прогнозирования  и анализа; 
2)проектов перспективных и текущих планов развития и внедрения ресурсо- и природосберегающих технологических процессов и режимов производства выпускаемой предприятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг); 
3)данных для расчетов по снижению себестоимости продукции (расчетов снижения энерго- и материалоемкости продукции, трудоемкости ее производства с приложением прогнозов изменения качества продукции); 
4)данных, необходимых для утверждения товарной номенклатуры;

1)планов производства  продукции на месяц, квартал,  год в целом по предприятию  и по отдельным структурным  подразделениям; 
2)расчетов по снижению себестоимости продукции (расчетов снижения энерго- и материалоемкости продукции, трудоемкости ее производства); 
3)расчетов экономической эффективности внедрения новых видов продукции и технологий;

Отдел материально-технического снабжения

1)расчетов потребности  материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования, топлива,  энергии и др.); 
2)данных об изменения цен на материальные ресурсы у поставщиков; 
3)проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплутационных нужд предприятия и его подразделений; 
4)отчетов о выполнении планов материально-технического снабжения;

1) планов производства  продукции (выполнения работ,  оказания услуг) на месяц, квартал,  год; 
2) результатов анализа деятельности отдела материально-технического снабжения за предыдущие плановые периоды; 
3) расчетов необходимых объемов запасов материальных ресурсов;

Отдел сбыта

1) планов и графиков  отгрузки продукции; 
2) отчетов о выполнении планов по отгрузке покупателям готовой продукции; 
3) данных о состоянии запасов готовой продукции и их соответствии утвержденным нормативам; 
4) отчетов о выполнении графиков поставок и других условий договоров;

1) планов реализации продукции  (выполнения работ, оказания услуг)  на месяц, квартал, год; 
2) планов производства для заключения договоров с контрагентами; 
3)утвержденных цен на продукцию (работы, услуги);

Отдел маркетинга

1) обобщенной информации  о спросе на выпускаемую предприятием  продукцию (выполняемые работы, оказываемые  услуги), в том числе по отдельным  позициям номенклатуры; 
2) сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции; 
3) информации о состоянии рынка товаров (работ, услуг); 
4) данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия;

1) планов производства  продукции (выполнения работ,  оказания услуг) на месяц, квартал,  год; 
2) изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований; 
3) проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа;

Отдел по оплате труда

1) расчетов затрат труда  на единицу продукции; 
2) планов по труду структурных подразделений предприятия и системы трудовых показателей; 
3) предложений по формированию заработной платы; 
4) перечня мероприятий по повышению производительности труда и качества выполнения работ, улучшению использования рабочего времени; 
5) отчетов о формировании фондов оплаты труда структурных подразделений;

1) планов производства  продукции (выполнения работ,  оказания услуг); 
2) рекомендаций и указаний по снижению трудоемкости продукции;

Юридический отдел

1) разъяснений действующего  законодательства и порядка его  применения; 
2) анализа изменений и дополнений финансового, налогового, гражданского законодательства;

1) заявок на поиск необходимых  нормативно-правовых документов, а  также на разъяснение действующего  законодательства;


 

 

Несмотря на весь перечисленный объем функций  ПЭО, на предприятии ОАО «Лакт» в  его состав входят только два человека: начальник планово-экономического отдела и его заместитель. Объем работ в области планирования также невелик: начальник ПЭО занимается планированием цен на готовую продукцию, а его заместитель планированием персонала предприятия.

Невыполнение  заявленных функций может привести к следующим негативным последствиям:

1) Неэффективное  использование сырья и материалов. Отсутствие планирование материальных  ресурсов может привести к  тому, что на предприятии возникнет  нехватка тех или иных видов  сырья, и, как следствие, не  будет произведено заданное количество  продукции. Или наоборот, образуется  излишек, который можно отнести к потерям предприятия.

2) Отсутствие финансового планирования ставит под угрозу само существование предприятия и его ликвидность. Необходимо четко следовать намеченному курсу в соответствии с финансовыми возможностями, и стараться избегать необоснованных займов.

3) Невыполнение  задач планирования маркетинговой  деятельности также чревато для  предприятия издержками, которые  будут проявляться в потери  доли рынка, объемах сбыта и  соответственно прибыли. Не стоит  недооценивать значение маркетинга, ведь в условиях рыночной экономики  он должен стать одним из  ведущих инструментов для осуществления  грамотной сбытовой деятельности. А планирование маркетинга, в  свою очередь, является основой  для осуществления эффективной  маркетинговой деятельности.

В перспективе, на мой взгляд, предприятию для грамотной  организации своей деятельности необходимо расширять состав ПЭО, а  также объем выполняемых им работ  в области планирования.

 

 

2.5 Ценообразование на предприятии

На предприятии ОАО «Лакт» используется затратный метод ценообразования, а именно метод надбавок «издержки плюс».

Особенности данного метода можно проиллюстрировать на примере расчёта цены на 1 кг молока пастеризованного 3,2 % жирности и сливочного масла массой 180 г.

 

Таблица 8 – Калькуляция затрат на 1 кг пастеризованного молока 3,2 %

Наименование расходов

Молоко 3,2 %

сумма, руб.

Сырье и основные материалы

13,96

Вспомогательные материалы

0,86

Топливо и энергия

1,85

Зарплата

0,83

Отчисления  на соц. страхование

0,29

Цеховые расходы

1,41

Общезаводские расходы

3,09

Внепроизводственные расходы

0

Производственная  себестоимость

22,29

Полная себестоимость

22,29


 

Предприятие располагает следующими параметрами:

  1. Переменные (прямые) издержки = 19,2 руб.
  2. Постоянные (общезаводские) издержки = 3,09 руб.
  3. Внепроизводственные расходы = 0 руб.

Полная себестоимость единицы  товара равна сумме производственной себестоимости и внепроизводственных  расходов, то есть:

Себестоимость Ct = 19,2 + 3,09 + 0 = 22,29 руб.

Предприятие хочет реализовать 19% дохода от оборота, т.е. иметь 19% прибыли в цене на единицу продукции. Поэтому она устанавливает цену на уровне:

P = 22,29 × (1 + 0,19) = 26,5 руб.

 

Таким образом, предприятие ОАО «Лакт» должно предложить свой товар дилерам по цене, включающей надбавку к себестоимости, чтобы получить прибыль 19% с каждого килограмма готовой продукции.

 

 

Таблица 9 – Калькуляция затрат на 180 г сливочного масла

Наименование расходов

Масло сливочное

сумма, руб.

Сырье и основные материалы

31,1

Вспомогательные материалы

0,69

Топливо и энергия

0,83

Зарплата

0,17

Отчисления  на соц. страхование

0,06

Цеховые расходы

0,3

Общезаводские расходы

0,65

Внепроизводственные расходы

0

Производственная  себестоимость

33,8

Полная себестоимость

33,8


 

Предприятие располагает следующими параметрами:

  1. Переменные (прямые) издержки = 33,15 руб.
  2. Постоянные (общезаводские) издержки = 0,65 руб.
  3. Внепроизводственные расходы = 0 руб.

Полная себестоимость единицы  товара равна сумме производственной себестоимости и внепроизводственных  расходов, то есть:

Себестоимость Ct = 33,15 + 0,65 + 0 = 33,8 руб.

Предприятие хочет реализовать 19% дохода от оборота, т.е. иметь 19% прибыли в цене на единицу продукции. Поэтому она устанавливает цену на уровне:

P = 33,8 × (1 + 0,19) = 40,2 руб.

 

Таким образом, предприятие ОАО «Лакт» должно предложить свой товар дилерам по цене, включающей надбавку к себестоимости, чтобы получить прибыль 19% с каждого килограмма готовой продукции.

 

2.6 Анализ безубыточности

Для того, чтобы учесть необходимость  компенсации всех текущих затрат, вводится понятие "реальной точки безубыточности", которая рассчитывается:

Точка реальной безубыточности = Все  постоянные затраты / (1 - Доля переменных затрат);

Доля переменных затрат = Все переменные затраты / Объем производства;

 

 

Таблица 10 – Динамика доходов и расходов ОАО «Лакт»

Наименование

Годы

2009

2010

2011

Выручка от реализации, тыс. руб.

187 309

232 992

256 291

Объём производства, тыс. руб.

170 087,7

238 596,9

279 365,5

ЗАТРАТЫ, тыс. руб.

183 626

224 551

236 515

Переменные, тыс. руб.

169 308,6

212 299,4

224 748,6

Постоянные, тыс. руб.

14 317,4

12 251,6

11 766,4

Прибыль, тыс. руб.

3 683

8 441

19 776


Как видно из таблицы 3, прибыль предприятия заметно увеличилась за исследуемые три года. Это, в первую очередь, вызвано ростом объема производства и, соответственно, выручки от реализации, что говорит о грамотной организации сбытовой деятельности предприятия. Также на рост прибыли повлияло снижение постоянных затрат  с 2009 по 2012 год.

 

Таблица 11 – Динамика точки реальной безубыточности

Наименование показателя

Годы

2009

2010

2011

Объём производства, тыс. руб.

170 087,7

238 596,9

279 365,5

Переменные затраты, тыс. руб.

169 308,6

212 299,4

224 748,6

Постоянные затраты, тыс. руб.

14 317,4

12 251,6

11 766,4

Доля переменных затрат, тыс. руб.

0,99

0,88

0,8

Точка реальной безубыточности, тыс. руб.

1 431 740

102 096,7

58 832


Рассчитанная  таким образом точка безубыточности отражает уровень производства, который  необходимо обеспечить, чтобы компенсировать все, а не только включаемые в бухгалтерскую  себестоимость, необходимые затраты  предприятия. Фактическая выручка  на предприятии увеличивается и становится больше её порогового значении. Постоянные затраты со временем полностью окупаются за счёт выручки, что приводит к получению прибыли.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что высокая доля переменных затрат в себестоимости объясняется высокой загруженностью основных фондов и трудностью технологического процесса.

 

Расчет  маржинальной прибыли и ценового коэффициента

Маржинальная прибыль = Выручка  от реализации – Переменные затраты

 

Таблица 12 – Динамика маржинальной прибыли

Наименование показателя

Годы

2009

2010

2011

Выручка от реализации, тыс. руб.

187 309

232 992

256 291

Переменные затраты, тыс. руб.

169 308,6

212 299,4

224 748,6

Маржинальная прибыль, тыс. руб.

18 000,4

20 692,6

31 542,4


Рост маржинальной прибыли  является положительной характеристикой  деятельности организации. Положительная  маржинальная прибыль свидетельствует  о потенциальной возможности  прибыльной продажи продукции.

Ценовой коэффициент определяется как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации и характеризует соотношение цен на произведенную продукцию и цен на потребляемые в процессе производства сырье и материалы.

 

Таблица 13 – Динамика ценового коэффициента

Наименование показателя

Годы

2009

2010

2011

Маржинальная прибыль

248125

268917

351928

Выручка от реализации

499676

536894

698099

Ценовой коэффициент

0,5

0,5

0,5

Информация о работе Планирование сбытовой деятельности предприятия