Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа
Цель данной исследовательской работы заключается в разработке организационно-методических основ реинжиниринга бизнес-процессов вуза в условиях внедрения инновационных методов управления вузом.
Для достижения цели данного исследования ставились следующие основные задачи:
а) исследовать современные подходы к управлению вузом и возможность интеграции инновационных методов управления, основанных на процессном управлении организацией;
б) изучить особенности использования реинжиниринга в образовании, определить его роль в процессе внедрения новых методов управления;
Введение 2
1 Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов 5
1.1 Сущность реинжиниринга 5
1.2 Система управления и бизнес-процессы в высшем учебном заведении 10
1.3 Типовая схема и приемы проведения реинжиниринга бизнес-процессов 13
2 Характеристика и анализ ФГБОУ ВПО «БрГУ» 24
2.1 Общая характеристика объекта исследования 24
2.2 Анализ существующей организационной структуры управления в ФГБОУ ВПО «БрГУ» 27
2.3 Анализ существующих бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ» 29
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ» 43
3.1 Механизм проведения реинжиниринга бизнес-процессов кафедры вуза 43
3.2 Организационные изменения на кафедре при внедрении инновационных методов управления 65
д) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
е) воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви и уважения к народу, национальным традициям и духовному наследию России, бережного отношения к репутации ВУЗа;
ж) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
з) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Предметом деятельности ВУЗа является:
а) реализация в пределах контрольных цифр приема граждан основных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями;
б) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по профилю ВУЗа в соответствии с тематическим планом научно-технической работы, реализуемым за счет средств федерального бюджета;
в) повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, педагогических и научно-педагогических кадров высшей квалификации в пределах контрольных цифр приема.
Стратегическая цель БрГУ заключается в повышении качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации необходимого и достаточного количества высокообразованных, инновационно-ориентированных и востребованных специалистов, научно-педагогических кадров и развитие фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим направлениям образования и науки для севера Иркутской области и зоны БАМ на базе университетского комплекса.
Миссия: формирование единого научно-образовательного пространства северных территорий Иркутской области и зоны БАМ, способствующего решению задач их устойчивого социально-экономического развития.
Анализ существующей на сегодняшний день организационной структуры управления в вузе целесообразно начать с наглядного представления данной структуры в схематическом виде.
Схема организационной структуры управления ФГБОУ ВПО «БрГУ» представлена на рисунке А.1 в Приложении А.
Организационная структура управления вуза относится к линейно-функциональной структуре управления, включая, соответственно, линейные и функциональные связи. Из схемы видно, что обязанности главного управляющего вуза лежат на ректоре Братского Государственного Университета, пост которого на сегодняшний день занимает Белокобыльский Сергей Владимирович. К его правомочиям и полномочиям можно отнести управление деятельностью вуза в целом и участие в управлении нижестоящими звеньями в частности, единоличное принятие решений разного характера. Кроме того ректор имеет право отдавать распоряжения нижестоящим звеньям управления для последующего их исполнения.
Следующей иерархической ступенью в организационной структуре управления является ряд линейных руководителей в лице проректоров вуза и некоторых отделов, играющих важную роль в процессе управления университетом, а так же в образовательном процессе, непосредственно подчиняющихся ректору вуза и, в свою очередь, управляющих нижестоящими звеньями и функциональными руководителями.
Нижестоящие звенья структуры представлены отделами и подотделами, выполняющими роль функциональных руководителей и исполнителей соответственно. Так, например, линейными руководителями учебного отдела являются проректора по учебной работе Мамаев Л.А. и Пак Г.В. В их распоряжении находятся все факультеты университета, которых на данный момент насчитывается 10, в том числе факультет заочного обучения, факультет магистерской подготовки и факультет сокращенных образовательных программ и подготовки специалистов. Каждый факультет, в свою очередь, включает в себя несколько кафедр. Деканы факультетов выполняют роль функциональных руководителей, а заведующие кафедрами – роль функциональных исполнителей.
В анализе организационной
структуры университета нельзя не отметить
такое структурное подразделени
На сегодняшний день существует ряд особенностей структуры управления университетом, связанных непосредственно с некоторыми изменениями в системе образования в целом. Если быть точнее, то с переходом на бакалаврскую подготовку университет перестал выпускать специалистов, а вместо специальностей в вузе появились направления подготовки, которые в свою очередь включают в себя несколько профилей.
В связи с такими преобразованиями, как уже было сказано ранее, произошли довольно значимые изменения в структуре управления, не все из которых положительно отразились на работе университета.
Так, например, подготовку
по профилю в рамках одного направления
ведет несколько кафедр, что приводит
к нарушению линейно-
Второй особенностью существующей структуры управления является наличие наряду с выпускающими кафедрами вуза кафедр не выпускающих, а выполняющих вспомогательную образовательную функцию для основных учебных кафедр университета.
Существование невыпускающих кафедр, как и в первом случае, нарушает линейно-функциональные связи в структуре управления вуза, т.к. управление ими и координация их работы не зависит от руководителей выпускающих кафедр.
Основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим учебную, методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации, является выпускающая кафедра. На кафедре студент приобретает знания и навыки, обучается мыслить и творить. Поэтому качество подготовки специалистов в вузе в значительной мере зависит от работы кафедр.
На сегодняшний день выпускающая
кафедра высшего учебного заведения
претерпела множество изменений. В
условиях смешанного децентрализовано-
Но, несмотря на все трудности, переживаемые на современном этапе, кафедра была и остается основным ключевым звеном высшего учебного заведения. Это структурное подразделение университета, которое осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров, тем самым обеспечивая выполнение основной функции учебного заведения – подготовку востребованного рынком труда специалиста.
В настоящее время имеется
Главными задачами кафедры на сегодняшний день являются:
а) создание условий для удовлетворения потребностей студентов в повышении уровня профессиональных знаний;
б) подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями;
в) повышение квалификации персонала кафедры;
г) методическое обеспечение учебного процесса;
д) разработка и использование новых технологий обучения;
е) удовлетворение потребностей предприятий и организаций в повышении квалификации их персонала;
ж) организация и проведение НИОКР по заказам предприятий и организаций;
з) распространение научных, технических и культурных знаний среди населения.
Главные проблемы вуза должны решаться в его основном звене – на кафедре: именно она обеспечивает непосредственный контакт со студентами и прямое воспитательное, учебное и научное воздействие на них. За последние годы характер этой работы значительно усложнился, и управлять кафедрой становится все труднее и ответственнее. Это предполагает, с одной стороны, необходимость повышения ответственности и профессионализма руководителей кафедр, расширение круга их задач, а с другой – необходимость привлечения к управлению кафедрой всего ее персонала – преподавателей, научных работников, аспирантов, инженеров, лаборантов.
Сегодня кафедра может
рассматриваться как самостояте
Таким образом,
сегодня на рынке образовательных
услуг вузовская кафедра предст
а) переход на уровневую систему подготовки и рейтинговую систему;
б) рынок образовательных
услуг перенасыщен
в) государство и его граждане повысили требования к качеству образования;
г) появились новые
технические, методические возможности
получения образовательных
д) потребности населения стали более разнообразными в выборе образовательных услуг;
е) вузы вынуждены бороться за потенциальный контингент студентов в условиях демографического спада;
ж) возрастают вузовские расходы на рекламу;
з) в конкуренцию на рынке образовательных услуг включаются зарубежные вузы, предоставляя платные образовательные услуги.
Все эти обстоятельства диктуют выпускающим кафедрам необходимость разработки и принятия долгосрочных мер, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг. Именно кафедра является той базовой университетской бизнес-единицей, которая наиболее заинтересована в прямых связях с заказчиками и соответствии требованиям рынка. Именно она наиболее активна в плане получения и выполнения инновационных заказов как в сфере подготовки специалистов, так и в области НИОКР. Именно кафедра может наиболее эффективно и целенаправленно изыскивать источники получения внебюджетных средств и обеспечивать их рациональное расходование, учитывая как интересы сотрудников, так и потребности развития материальной базы и научно-педагогического потенциала.
Процедуру формирования целей проведения реинжиниринга следует начать с функционально-структурного анализа кафедры. Для этого была построена модель «как есть», которая отражает текущую ситуацию на кафедре. Полная структурно-функциональная модель, построенная в ходе проведенных исследований, представлена в Приложении Б.
Построение бизнес-модели при рассмотрении деятельности организации начинается с построения концептуальной диаграммы, где выделяются внешние входы и выходы, связывающие систему с внешним миром, механизмы и управляющие процессы. Контекстная диаграмма деятельности кафедры вуза представлена на рисунке.2.1.
Рисунок 2.1 – Контекстная
диаграмма «Деятельность
Кафедральная система является открытой, поэтому входными потоками будут являться как определенные объекты: студенты и школьники, нагрузка по учебной и методической работе и заказы на НИР, с использованием которых происходит основная профессиональная деятельность кафедры, так и сведения о внешней среде. Данные входных потоков постоянно изменяются и необходимы при обработке информации при осуществлении кафедральных процессов. На выходе мы получаем результаты деятельности кафедры – дипломированных специалистов, научные достижения, методические разработки, а также документацию по осуществляемой работе на кафедре – планы и отчеты, рекламная продукция. В качестве управляющих потоков выбраны документы Министерства образования и науки, стандарт специальности и правила вуза и другие регламентирующие документы. Осуществляют кафедральную деятельность сотрудники кафедры.
Информация о работе Совершенствования бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ»