Совершенствования бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной исследовательской работы заключается в разработке организационно-методических основ реинжиниринга бизнес-процессов вуза в условиях внедрения инновационных методов управления вузом.
Для достижения цели данного исследования ставились следующие основные задачи:
а) исследовать современные подходы к управлению вузом и возможность интеграции инновационных методов управления, основанных на процессном управлении организацией;
б) изучить особенности использования реинжиниринга в образовании, определить его роль в процессе внедрения новых методов управления;

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов 5
1.1 Сущность реинжиниринга 5
1.2 Система управления и бизнес-процессы в высшем учебном заведении 10
1.3 Типовая схема и приемы проведения реинжиниринга бизнес-процессов 13
2 Характеристика и анализ ФГБОУ ВПО «БрГУ» 24
2.1 Общая характеристика объекта исследования 24
2.2 Анализ существующей организационной структуры управления в ФГБОУ ВПО «БрГУ» 27
2.3 Анализ существующих бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ» 29
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ» 43
3.1 Механизм проведения реинжиниринга бизнес-процессов кафедры вуза 43
3.2 Организационные изменения на кафедре при внедрении инновационных методов управления 65

Файлы: 1 файл

Диплом Мальцева.doc

— 3.58 Мб (Скачать файл)

д) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

е) воспитание у обучающихся  чувства патриотизма, любви и  уважения к народу, национальным традициям  и духовному наследию России, бережного отношения к репутации ВУЗа;

ж) формирование у обучающихся  гражданской позиции, способности  к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

з) распространение знаний среди населения, повышение его  образовательного и культурного уровня.

Предметом деятельности ВУЗа является:

а) реализация в пределах контрольных цифр приема граждан  основных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями;

б) проведение фундаментальных  и прикладных научных исследований и разработок по профилю ВУЗа в  соответствии с тематическим планом научно-технической работы, реализуемым за счет средств федерального бюджета;

в) повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, педагогических и научно-педагогических кадров высшей квалификации в пределах контрольных цифр приема.

Стратегическая цель БрГУ заключается в повышении качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации необходимого и достаточного количества высокообразованных, инновационно-ориентированных и востребованных специалистов, научно-педагогических кадров и развитие фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим направлениям образования и науки для севера Иркутской области и зоны БАМ на базе университетского комплекса.

Миссия: формирование единого  научно-образовательного пространства северных территорий Иркутской области и зоны БАМ, способствующего решению задач их устойчивого социально-экономического развития.

 

 

 

2.2 Анализ существующей организационной  структуры управления в ФГБОУ  ВПО «БрГУ»

 

Анализ существующей на сегодняшний день организационной  структуры управления в вузе целесообразно начать с наглядного представления данной структуры в схематическом виде.

Схема организационной  структуры управления ФГБОУ ВПО  «БрГУ» представлена на рисунке А.1 в Приложении А.

Организационная структура  управления вуза относится к линейно-функциональной структуре управления, включая, соответственно, линейные и функциональные связи. Из схемы видно, что обязанности главного управляющего вуза лежат на ректоре Братского Государственного Университета, пост которого на сегодняшний день занимает Белокобыльский Сергей Владимирович. К его правомочиям и полномочиям можно отнести управление деятельностью вуза в целом и участие в управлении нижестоящими звеньями в частности, единоличное принятие решений разного характера. Кроме того ректор имеет право отдавать распоряжения нижестоящим звеньям управления для последующего их исполнения.

Следующей иерархической  ступенью в организационной структуре  управления является ряд линейных руководителей в лице проректоров вуза и некоторых отделов, играющих важную роль в процессе управления университетом, а так же в образовательном процессе, непосредственно подчиняющихся ректору вуза и, в свою очередь, управляющих нижестоящими звеньями и функциональными руководителями.

Нижестоящие звенья структуры  представлены отделами и подотделами, выполняющими роль функциональных руководителей и исполнителей соответственно. Так, например, линейными руководителями учебного отдела являются проректора по учебной работе Мамаев Л.А. и Пак Г.В. В их распоряжении находятся все факультеты университета, которых на данный момент насчитывается 10, в том числе факультет заочного обучения, факультет магистерской подготовки и факультет сокращенных образовательных программ и подготовки специалистов. Каждый факультет, в свою очередь, включает в себя несколько кафедр. Деканы факультетов выполняют роль функциональных руководителей, а заведующие кафедрами – роль функциональных исполнителей.

В анализе организационной  структуры университета нельзя не отметить такое структурное подразделение, как Ученый совет. Несмотря на то, что совет как и все звенья структуры подчинен ректору, он стоит на ступень выше других отделов. Он не выполняет управляющей функции, но, тем не менее, участвует в принятии важных решений наряду с ректором вуза и даже может оспорить решения главного управляющего большинством голосов участвующих в нем лиц. Для большей наглядности ученый совет вуза можно сравнить с советом директоров организации.

На сегодняшний день существует ряд особенностей структуры  управления университетом, связанных непосредственно с некоторыми изменениями в системе образования в целом. Если быть точнее, то с переходом на бакалаврскую подготовку университет перестал выпускать специалистов, а вместо специальностей в вузе появились направления подготовки, которые в свою очередь включают в себя несколько профилей.

В связи с такими преобразованиями, как уже было сказано ранее, произошли довольно значимые изменения в структуре управления, не все из которых положительно отразились на работе университета.

Так, например, подготовку по профилю в рамках одного направления  ведет несколько кафедр, что приводит к нарушению линейно-функциональных связей, а, следовательно, возникают несогласованность в работе, сложности в процессе управления, излишняя перегруженность персонала, непосредственно участвующего в образовательном процессе, а так же ряд других проблем.

Второй особенностью существующей структуры управления является наличие наряду с выпускающими кафедрами вуза кафедр не выпускающих, а выполняющих вспомогательную образовательную функцию для основных учебных кафедр университета.

Существование невыпускающих  кафедр, как и в первом случае, нарушает линейно-функциональные связи  в структуре управления вуза, т.к. управление ими и координация их работы не зависит от руководителей выпускающих кафедр.

2.3 Анализ существующих бизнес-процессов  ФГБОУ ВПО «БрГУ»

 

Основным учебно-научным  структурным подразделением высшего  учебного заведения, осуществляющим учебную, методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации, является выпускающая кафедра. На кафедре студент приобретает знания и навыки, обучается мыслить и творить. Поэтому качество подготовки специалистов в вузе в значительной мере зависит от работы кафедр.

На сегодняшний день выпускающая  кафедра высшего учебного заведения  претерпела множество изменений. В  условиях смешанного децентрализовано-централизованного управления университет передает часть своих прав и полномочий кафедрам и теперь кафедре приходится решать большой круг вопросов, которые раньше перед ней не стояли.

Но, несмотря на все трудности, переживаемые на современном этапе, кафедра была и остается основным ключевым звеном высшего учебного заведения. Это структурное подразделение университета, которое осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров, тем самым обеспечивая выполнение основной функции учебного заведения – подготовку востребованного рынком труда специалиста.

В настоящее время имеется несогласованность  в распределении ролей и ответственности, прав и обязанностей руководителей  подразделений внутри вуза. В частности, за содержательную сторону при оказании образовательной услуги (обучение по программе высшего профессионального образования) несет ответственность руководитель кафедры – заведующий, причем роль заведующего выпускающей кафедрой, очевидно, значительнее роли заведующих других кафедр, участвующих в образовательном процессе. Административная сторона процесса обучения находится в компетенции и заведующего выпускающей кафедрой, и руководителя факультета – декана. Но, кроме того, на руководство кафедрой оказывают административное воздействие и руководители различных отделов, департаментов и других административных подразделений, штатная структура которых на сегодняшний день достаточно раздута. Руководителю кафедры и коллективу преподавателей помимо своей основной деятельности сегодня приходится выполнять большое количество административных указаний, касающихся анализа деятельности кафедры и составления различных отчетов.

Главными задачами кафедры на сегодняшний  день являются:

а) создание условий для удовлетворения потребностей студентов в повышении уровня профессиональных знаний;

б) подготовка высококвалифицированных  специалистов, обладающих глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями;

в) повышение квалификации персонала  кафедры;

г) методическое обеспечение учебного процесса;

д) разработка и использование новых  технологий обучения;

е) удовлетворение потребностей предприятий  и организаций в повышении  квалификации их персонала;

ж) организация и проведение НИОКР  по заказам предприятий и организаций;

з) распространение научных, технических  и культурных знаний среди населения.

Главные проблемы вуза должны решаться в его основном звене – на кафедре: именно она обеспечивает непосредственный контакт со студентами и прямое воспитательное, учебное и научное воздействие на них. За последние годы характер этой работы значительно усложнился, и управлять кафедрой становится все труднее и ответственнее. Это предполагает, с одной стороны, необходимость повышения ответственности и профессионализма руководителей кафедр, расширение круга их задач, а с другой – необходимость привлечения к управлению кафедрой всего ее персонала – преподавателей, научных работников, аспирантов, инженеров, лаборантов.

Сегодня кафедра может  рассматриваться как самостоятельное подразделение внутри вуза, которое имеет все необходимые атрибуты: название, руководство, штаты, результат деятельности. Как самостоятельный орган кафедра имеет свое помещение, собственную материальную базу, ведет необходимую документацию по своей деятельности, имеет свои финансовые средства, которыми распоряжается по своему усмотрению. Таким образом, мы можем рассматривать кафедру вуза как отдельную бизнес-единицу, ответственную за конкретный результат – подготовку специалистов с высшим образованием, деятельность которой оценивается качеством подготовки и востребованностью выпускников.

Таким образом, сегодня на рынке образовательных  услуг вузовская кафедра представляет собой своеобразную стратегическую единицу бизнеса, которая должна строить собственную стратегию своего развития, основанную на стратегии всего вуза. Это обусловлено рядом факторов:

а) переход на уровневую  систему подготовки и рейтинговую  систему;

б) рынок образовательных  услуг перенасыщен предложениями  со стороны различных государственных  и негосударственных вузов;

в) государство и его  граждане повысили требования к качеству образования;

г) появились новые  технические, методические возможности  получения образовательных услуг;

д) потребности населения стали более разнообразными в выборе образовательных услуг;

е) вузы вынуждены бороться за потенциальный контингент студентов  в условиях демографического спада;

ж) возрастают вузовские  расходы на рекламу;

з) в конкуренцию на рынке образовательных услуг включаются зарубежные вузы, предоставляя платные образовательные услуги.

Все эти обстоятельства диктуют выпускающим кафедрам необходимость  разработки и принятия долгосрочных мер, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг. Именно кафедра является той базовой университетской бизнес-единицей, которая наиболее заинтересована в прямых связях с заказчиками и соответствии требованиям рынка. Именно она наиболее активна в плане получения и выполнения инновационных заказов как в сфере подготовки специалистов, так и в области НИОКР. Именно кафедра может наиболее эффективно и целенаправленно изыскивать источники получения внебюджетных средств и обеспечивать их рациональное расходование, учитывая как интересы сотрудников, так и потребности развития материальной базы и научно-педагогического потенциала.

Процедуру формирования целей проведения реинжиниринга  следует начать с функционально-структурного анализа кафедры. Для этого была построена модель «как есть», которая отражает текущую ситуацию на кафедре. Полная структурно-функциональная модель, построенная в ходе проведенных исследований, представлена в Приложении Б.

Построение бизнес-модели при рассмотрении деятельности организации  начинается с построения концептуальной диаграммы, где выделяются внешние  входы и выходы, связывающие систему  с внешним миром, механизмы и управляющие процессы. Контекстная диаграмма деятельности кафедры вуза представлена на рисунке.2.1.

 

Рисунок 2.1 – Контекстная  диаграмма «Деятельность кафедры  вуза»

Кафедральная система  является открытой, поэтому входными потоками будут являться как определенные объекты: студенты и школьники, нагрузка по учебной и методической работе и заказы на НИР, с использованием которых происходит основная профессиональная деятельность кафедры, так и сведения о внешней среде. Данные входных потоков постоянно изменяются и необходимы при обработке информации при осуществлении кафедральных процессов. На выходе мы получаем результаты деятельности кафедры – дипломированных специалистов, научные достижения, методические разработки, а также документацию по осуществляемой работе на кафедре – планы и отчеты, рекламная продукция. В качестве управляющих потоков выбраны документы Министерства образования и науки, стандарт специальности и правила вуза и другие регламентирующие документы. Осуществляют кафедральную деятельность сотрудники кафедры.

Информация о работе Совершенствования бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ»