Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа
Цель данной исследовательской работы заключается в разработке организационно-методических основ реинжиниринга бизнес-процессов вуза в условиях внедрения инновационных методов управления вузом.
Для достижения цели данного исследования ставились следующие основные задачи:
а) исследовать современные подходы к управлению вузом и возможность интеграции инновационных методов управления, основанных на процессном управлении организацией;
б) изучить особенности использования реинжиниринга в образовании, определить его роль в процессе внедрения новых методов управления;
Введение 2
1 Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов 5
1.1 Сущность реинжиниринга 5
1.2 Система управления и бизнес-процессы в высшем учебном заведении 10
1.3 Типовая схема и приемы проведения реинжиниринга бизнес-процессов 13
2 Характеристика и анализ ФГБОУ ВПО «БрГУ» 24
2.1 Общая характеристика объекта исследования 24
2.2 Анализ существующей организационной структуры управления в ФГБОУ ВПО «БрГУ» 27
2.3 Анализ существующих бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ» 29
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ» 43
3.1 Механизм проведения реинжиниринга бизнес-процессов кафедры вуза 43
3.2 Организационные изменения на кафедре при внедрении инновационных методов управления 65
а) связать стратегические цели с оперативными действиями, позволяющими реализовать стратегию;
б) учесть нефинансовые показатели (наряду с финансовыми), что необходимо для оценки деятельности университета, связанной с нематериальными активами и информацией;
в) своевременно реагировать
на несоответствующие изменения
в бизнес-процессах
Цель сбалансированной карты Каплана и Нортона – трансформировать стратегию в параметры, позволяющие унифицировано довести ваше видение до всей организации. Версия их карты сбалансированных показателей состоит из четырех составляющих, названных перспективами:
а) финансовая перспектива (финансы). Измерение итоговых результатов, которые бизнес приносит акционерам. Сюда входят рентабельность, рост доходов, доходы от инвестиций, экономическая добавленная ценность и акционерная стоимость;
б) потребительская перспектива (клиенты). Измеряют потребительские запросы и степень их удовлетворения, а также рыночную долю. К параметрам этого рода относятся объем и уровень услуг, коэффициент удовлетворения потребителей и коэффициент повторного совершения сделок;
в) Внутренняя перспектива (внутренние процессы). Здесь основное внимание уделяется показателям основных внутренних процессов, определяющих сущность бизнеса. Сюда входят такие параметры, как уровни качества, производительности, время цикла и затраты;
г) Перспектива инноваций и обучения (знания и обучение). По этой составляющей основное внимание уделяется фундаменту, на котором организация может добиться успеха в будущем, – ее персоналу и инфраструктуре. К ключевым параметрам могут относиться интеллектуальные активы, степень удовлетворения сотрудников, рыночные инновации и развитие навыков и умений
Разрабатывая собственную карту целей ССП, каждое образовательное учреждение может самостоятельно изменять и дополнять ССП, что не противоречит концепции Нортона и Каплана.
ССП – это инструмент для разработки и реализации стратегии, помогающий связать оперативное управление и стратегическое планирование. ССП делает очевидным соответствие разрабатываемых целей и мероприятия общей стратегии развития, т.е. стратегическим приоритетам и миссии, и помогает организации решить две ключевые проблемы: эффективно оценить результаты деятельности организации и успешно реализовать стратегию.
Сбалансированную систему показателей можно использовать и для оценки проводимых инновационных изменений. ССП – это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и нефинансовые. Показатель в ССП – это измеритель, показывающий степень достижения цели. Однако он может рассматриваться как средство для оценки результативности и эффективности отдельных бизнес-процессов, участвующих в достижении этой цели.
Выработанные цели вуза и разработанные для них показатели представлены в таблице Приложения В.
Проведение реинжиниринга при внедрении инновационных методов управления должно проходить в шесть этапов. Схема этапов проведения реинжиниринга по предлагаемой методике представлена на рисунке Г.1 в Приложении Г. Для определения логики построения каждого из этапов и условий перехода между ними был построен алгоритм, представленный на рисунке 3.1. Результаты, которые должны быть получены по окончании каждого из этапов на алгоритме, представлены в виде документов (карты целей, моделей, регламентов).
Первый этап – определение стратегии реинжиниринга. Определение целей и задач для проведения реинжиниринга производится исходя из общей стратегии вуза, а также показателей, представляющих ССП и определяющих степень их достижения.
Согласно методике ССП строится карта целей вуза и для каждой из целей определяются количественные показатели, определяющие степень достижения целей, сгруппированные в пять основных проекций: «Общество», «Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы» и «Инфраструктура/сотрудники», которые располагаются в определенном иерархическом порядке. Работа по построению карты ССП и выделению целей и задач проведения реинжиниринга должна проводиться группой, которая осуществляет общее руководство проектом, в состав которой должны входить работники администрации и специалисты в области стратегического планирования и экономического анализа и прогнозирования.
Второй этап – построение бизнес-модели «как есть». Для определения целей развития структурных подразделений при проведении реинжиниринга необходимо ясно понимать текущую ситуацию в подразделении и объективно осознавать свои сильные и слабые стороны, поэтому для полного понимания фактической ситуации необходимо провести моделирование и анализ текущего состояния для каждой бизнес-единицы и всего вуза в целом.
Рисунок 3.1 – Алгоритм проведения реинжиниринга
Создаваемые модели должны быть наглядными и понятными любому представителю структурного подразделения, так как именно от них следует ожидать основную поддержку в обнаружении слабых мест существующих процессов. Построение модели «как есть» позволит:
- обеспечить прозрачность протекания процесса;
- идентифицировать слабые места и потенциал оптимизации;
- сформировать стратегию перехода к ситуации «как должно быть»;
- получить детальное представление у сотрудников о существующих проблемах организации, основных взаимосвязях и о своей роли в общих процессах организации;
- обучить участников проекта методам процессного подхода;
- использовать модель «как есть» в качестве контрольного списка в рамках моделирования «как должно быть», чтобы не упустить важные аспекты анализа;
- использовать модель
«как есть» в качестве
При описании процессов должны быть выделены процессы основного и вспомогательного характера. Так, типовыми процессами образовательного учреждения на уровне кафедр являются:
а) основные процессы научно-образовательной деятельности:
1) реализация образовательной программы;
2) научно-исследовательская деятельность;
3) методическая работа;
4) воспитательная и
внеучебная работа с
5) проектирование и
реализация программ
6) планирование и анализ своей деятельности и др.
б) вспомогательные процессы:
1) материальное обеспечение;
2) кадровое обеспечение;
3) социальная поддержка студентов и сотрудников;
4) бухгалтерский учет др.
Для разработки моделей процессов должен быть выбран стандарт моделирования, который станет основой для создания и актуализации моделей, а также конфигурация инструмента моделирования.
Подготовительные мероприятия, которые способствуют созданию качественных моделей процессов, могут быть осуществлены в последовательности, предложенной на схеме, которая показана на рисунке 3.2, где шаги могут выполняться отчасти параллельно.
Рисунок 3.2 – Порядок подготовки к моделированию процессов
Выявление перспектив, необходимых в рамках моделирования процессов, происходит посредством определения целевого назначения, организационных ролей и индивидуальных предпочтений будущих пользователей моделей. При этом нужно учитывать, что цели, роли и индивидуальные предпочтения часто обуславливают друг друга. Поэтому идентификация целей, ролей и индивидуальных предпочтений должна осуществляться совместно.
Перед непосредственным моделированием для каждого процесса рекомендуется провести предварительный сбор данных. Следующие признаки процессов представляют интерес в рамках моделирования ситуации «как есть»:
а) цель, предмет процесса;
б) принадлежность процесса к основным или вспомогательным процессам (на текущий момент или в будущем);
в) наличие документации по процессу и ее актуальность;
г) число задействованных сотрудников;
д) наличие ответственных за процесс лиц (имя, должность, организационная единица);
е) используемые прикладные системы;
ж) связи с внешними партнерами (клиенты, поставщики и т.д.);
з) частота выполнения процесса;
и) среднее время выполнения процесса и максимальные отклонения;
к) частота возникновения ошибок в процессе (рекламации, доработки, исправления и т.д.);
л) интенсивность затрат на процесс;
м) оценка потребности в реорганизации и ее неотложности со стороны задействованных в процессе лиц;
н) пригодность рассматриваемого процесса для переноса в модель «как должно быть».
В ходе моделирования должны быть выявлены очевидные недостатки в работе подразделения и проведено их документирование. Условием рационального анализа фактической ситуации является, прежде всего, четкая система целей и показателей организации. В качестве таких показателей, в данной методике, мы используем ССП университета, которые были разработаны на первом этапе.
Таким образом, в рамках анализа фактической ситуации происходит детальная оценка созданной модели «как есть», а также выявление слабых мест и рассмотрение потенциала их оптимизации.
Третий этап – проекция целей. Для каждой бизнес-единицы должны быть разработаны долгосрочные планы и сбалансированная система показателей, совместимая с показателями вуза. Процесс согласования долгосрочных приоритетов помогает стратегическим бизнес-единицам сбалансировать стоящие перед ними сложные задачи. Подразделения в этом случае развивают свои человеческие ресурсы и информационные системы, а также совершенствуют внутренние бизнес-процессы, что, в конечном итоге, отражается на деятельности организации в целом.
Последовательно, сверху
вниз по перспективам «Общество», «Финансы»,
«Клиенты», «Внутренние процессы»,
«Инфраструктура/сотрудники»
Количественный и качественный состав целей по перспективам следующий:
а) «Общество» – цели, связанные с реализацией социальной ответственности перед общественностью и государством;
б) «Финансы» – цели, раскрывающие способы достижения стратегических намерений в области финансов;
в) «Клиенты» – цели, описывающие рыночную стратегию, как способ достижения финансовых целей верхнего уровня;
г) «Внутренние процессы» – цели, описывающие направления приложения усилий к внутренним процессам организации, являющиеся способом достижения целей клиентской и финансовой составляющей;
д) «Инфраструктура/сотрудники» – цели, описывающие способы достижения определенного состояния в структуре материальных и нематериальных активов как ресурсов для достижения целей во внутренних процессах.
При разработке целей и задач для бизнес-единицы необходимо руководствоваться следующими принципами:
а) определяя показатели
пяти составляющих для бизнес-единицы,
следует руководствоваться
б) карта целей должна быть сбалансирована по вертикали:
1) достижение целей нижних уровней должно способствовать достижению целей верхних уровней;
2) не должно быть
целей, не поддержанных
3) не должно быть целей, не поддерживающих цели этого же или вышележащих уровней, кроме некоторых целей 1-го уровня;
в) желательно для каждой цели разработать такой набор показателей, чтобы в него входили как результирующие показатели, так и формирующие, причем результирующие показатели характеризуют степень достижения этой цели, а формирующие – усилия, направленные на ее достижение;
г) карта целей должна
быть сбалансирована по горизонтали. Необходимо
наличие причинно-следственной связи
между результирующими и
На третьем этапе
необходимо провести согласование полученных
ССП подразделений с
Таким образом, ССП организации, выработанная на первом этапе, проецируется на подразделения организационной структуры – происходит декомпозиция сложных показателей; возможен и обратный процесс композиции, когда ССП подразделения дополняет и корректирует показатели организации.
Четвертый этап – построение бизнес-модели «как должно быть». На основе разработанных показателей, с помощью которых измеряется уровень достижения целей для каждой бизнес-единицы, и анализа модели «как есть» разрабатывается набор мероприятий, с помощью которых планируется достижение целей (одно мероприятие может способствовать достижению нескольких целей, достижению одной цели может способствовать несколько мероприятий). Назначаются сроки, бюджет и ответственные лица для каждого мероприятия.
Информация о работе Совершенствования бизнес-процессов ФГБОУ ВПО «БрГУ»