Рыночные стратегии ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:12, лекция

Описание работы

Стратегии дифференцированного ценообразования.
Рыночные стратегии ценообразования. Стратегии дифференцированного ценообразования: «скидки на втором рынке», «сезонной скидки», «случайной скидки».
Стратегии конкурентного ценообразования.
Стратегии конкурентного ценообразования: «снятие сливок», «проникновение на рынок», «сигнализирования ценами».
Стратегии ассортиментного ценообразования.

Файлы: 1 файл

ЭПО.doc

— 906.00 Кб (Скачать файл)

n – число рабочих дней.

 

Обобщающий показатель уровня организации  производственного процесса определяется как среднеарифметическая величина из частных показателей.

Такой подход к оценке уровня организации  представляется вполне обоснованным. Однако его реализация на практике затруднена из-за отсутствия исходных данных для расчёта большинства частных показателей.

Суть другого метода оценки уровня организации производства состоит  в том, что предполагается обобщающий показатель, характеризующий отношение  степени использования трудовых и материальных ресурсов и основных производственных фондов к их фактическим величинам.

Есть и другие подходы к оценке организации производства, учитывающее  отраслевые особенности предприятия.

 

    1. Формы организации производства

 

К формам организации производства относятся концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения изготовления продукции на предприятиях и в его производственных подразделениях.

Уровень концентрации зависит, в первую очередь, от величины единичной мощности машин, агрегатов, аппаратов, технологических установок, количества однотипного оборудования, размеров и числа технологически однородных производств. Для измерения уровня концентрации используются показатели объема продукции, численности работников, а в отдельных отраслях стоимости основных фондов.

В зависимости от уровня концентрации различают крупные, средние и  малые предприятия, цехи, участки. Тенденцией развития концентрации в условиях рыночной экономики является увеличение доли малых предприятий, которые призваны способствовать стабилизации потребительского рынка, преодолению монополизма, созданию конкуренции, дополнительных рабочих мест, внедрению достижений научно-технического прогресса, решению экологических проблем.

Под специализацией понимается сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса.

Различают технологическую, предметную и подетальную специализацию. Примером технологической специализации, то есть обособления предприятий, цехов и участков на выполнение определенных операций или стадий производственного процесса, могут служить прядильные, ткацкие и отделочные фабрики в текстильной промышленности, литейные, кузнечные, гальванические, механические и сборочные цехи в машиностроении и т.д. Предметная специализация предполагает производство на предприятии готовых видов продукции: мотоциклов, велосипедов, автомобилей и др. Подетальная специализация, являясь разновидностью предметной: основана на производстве отдельных деталей и частей готовой продукции: моторов, подшипников, шин и т.п. В практике деятельности предприятий зачастую имеет место сочетание всех форм специализации: заготовительные цехи и участки построены по технологическому признаку, обрабатывающие — по детальному, сборочные — по предметному.

Для оценки уровня специализации предприятий  и его подразделений используются показатели: удельный вес основной (профильной) продукции в общем объеме производства; количество групп, видов, типов изделий, выпускаемых предприятием; доля специализированного оборудования в общем его парке; число наименований деталей, обрабатываемых на единице оборудования; количество операций, выполняемых на оборудовании и др.

Предпосылками повышения уровня специализации являются стандартизация, унификация, конструктивная преемственность и типизация процессов.

Стандартизация устанавливает строго определенные нормы качества, формы и размеры деталей, узлов, готовой продукции. Она создает предпосылки для ограничения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения масштабов ее производства. Унификация предполагает сокращение существующего многообразия в типах конструкций, формах, размерах деталей, заготовок, узлов, применяемых материалов и выбор из них наиболее технологически и экономически целесообразных. Конструктивная преемственность предусматривает повторяемость форм и размеров деталей и узлов в различных видах продукции. Типизация процессов состоит в ограничении разнообразия применяемых производственных операций, в разработке типовых процессов для групп технологически однородных деталей. Однако следует иметь в виду, что реализация рассмотренных предпосылок специализации не должна ухудшать потребительские свойства готовой продукции, уменьшать спрос на нее.

Эффективность специализации заключается  в создании условий для комплексной механизации и автоматизации, применения высокопроизводительного оборудования, прогрессивной технологии и организации производства и труда и тем самым способствует повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции. Тем не менее отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что узкая специализация крупных предприятий может привести к потере конкурентоспособности, ухудшению финансово-экономического положения и банкротству из-за колебаний спроса на выпускаемую продукцию. В условиях рыночной экономики более предпочтительным для них является диверсификация производства, предполагающая разнообразие сфер деятельности предприятия и расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Специализация на выпуске ограниченного ассортимента продукции, ориентированного на удовлетворение четко определенных потребностей рынка, свойственна относительно небольшим по размерам предприятиям.

Кооперирование  предполагает производственные связи предприятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве продукции. В его основе лежат подетальная и технологическая формы специализации.

Внутризаводское кооперирование проявляется  в передаче полуфабриката для  обработки одними цехами другим, в обслуживании основных подразделений вспомогательными. Оно содействует более полной загрузке производственных мощностей и ликвидации «узких мест», обеспечивает улучшение результатов деятельности предприятий в целом.

К основным показателям, характеризующим уровень кооперирования относятся: удельный вес деталей и полуфабрикатов, полученных по кооперированным поставкам, в общем объеме выпускаемой продукции; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; удельный вес деталей и полуфабрикатов, поставляемых на сторону, и др.

Комбинирование представляет собой соединение в одном предприятии производств иногда и разноотраслевых, но тесно связанных между собой. Комбинирование может иметь место:

  1. на базе сочетания последовательных стадий изготовления продукции (текстильные, металлургические и др. комбинаты);
  2. на основе комплексного использования сырья (предприятия нефтеперерабатывающей, химической промышленности);
  3. при выделении на предприятии подразделений по переработке отходов (предприятия лесной, кожевенной и других отраслей промышленности).

Показателями, характеризующими уровень комбинирования, являются: количество и стоимость продуктов, получаемых из перерабатываемого на комбинате исходного сырья; удельный вес сырья и полуфабрикатов, перерабатываемых в последующий продукт на месте их получения (например, чугуна в сталь, стали в прокат), удельный вес побочной продукции в общем объеме продукции комбината и др.

 

    1. Организационные типы производства

 

Возможности развития специализации и кооперирования, уровень издержек производства и показатели использования живого труда и оборудования в значительной степени зависят от типа организации производства.

Тип производства определяется главным образом степенью специализации рабочих мест, формой связи различных операций по времени и в пространстве, сложностью и устойчивостью номенклатуры продукции, размерами ее выпуска.

Существуют три типа организации производства: массовый, серийный и индивидуальный. В свою, очередь, в зависимости от масштабов изготовления продукции серийное производство подразделяется на крупносерийное, среднесерийное (серийное) и мелкосерийное. По своим качественным параметрам крупносерийное приближается к массовому, мелкосерийное — к индивидуальному. Критерием отнесения серийного производства к той или иной разновидности является количество операций, выполняемых на оборудовании.

Сравнительная характеристика типов производства приведена в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная технико-экономическая  характеристика типов организации производства.

Показатели

Типы организации

массовое

серийное

индивидуальное

1

2

3

4

1. Номенклатура продукции

узкая

ограниченная

широкая

 

2. Специализация рабочих  мест

за каждым рабочим  местом закрепляется одна постоянная операция

за каждым рабочим местом закрепляется периодически повторяющаяся операция

операции за рабочим  местом не закрепляются

3. Тип оборудования 

специализированное

специализированное и  универсальное

универсальное

4. Характер производственного  процесса

устойчивый, неизменный

периодически изменяющийся

постоянно изменяющийся

5. Вид движения предметов  труда с операции на операцию

параллельный 

параллельно-последовательный

последовательный

6. Доля ручного труда

низкая

средняя

высокая

7. Производи-тельность  труда

высокая

средняя

низкая

8. Себестоимость единицы  продукции

низкая

средняя

высокая

9. Уровень использования  оборудования

высокий

средний

низкий

10. Длительность производственного  цикла

малая

средняя

Большая

11. Соответствие запросам  потребителя

низкое

среднее

высокое


По экономическим параметрам более  предпочтительным является массовое производство. Однако ориентация в условиях рыночной экономики на интересы потребителя, конкуренция, опасность банкротства  вызывают необходимость расширения номенклатуры выпускаемых изделий и увеличения сферы использования серийного типа организации производства. Об этом свидетельствует зарубежный опыт. Инициаторами такого подхода стала Япония, проводящая большую работу по переходу крупных корпораций на производство широкого ассортимента малыми сериями с помощью внедрения гибких производственных систем.

 

1.5. Методы организации  производства

 

Применяемые на промышленных предприятиях методы организации производства можно разделить на три вида: поточные, партионные и единичные.

Поточный метод характеризуется:

  • глубоким расчленением производственного процесса на операции;
  • четкой специализацией рабочих мест на выполнении определенных операций;
  • параллельным выполнением операций на всех рабочих местах;
  • расположением оборудования по ходу технологического процесса;
  • высоким уровнем непрерывности производственного процесса, достигаемым обеспечением равенства или кратности продолжительности операций такту потока. Такт — промежуток времени между двумя очередными изделиями, сходящими с последней операции поточной линии. Величина, обратная такту, называется ритмом поточной линии;
  • наличием специального межоперационного транспорта для передачи предметов труда с операции на операцию.

Основной структурной  единицей поточного производства является поточная линия. Поточная линия представляет собой совокупность рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса, предназначенных для выполнения закрепленных за ним операций и связанных между собой специальными видами межоперационных транспортных средств.

Наибольшее распространение  поточные методы получили в легкой и пищевой промышленности, машиностроении и металлообработке и др. отраслях.

Существующие в промышленности поточные линии многообразны.

Экономическая эффективность  поточного метода обеспечивается высоким уровнем обеспечения действия всех принципов организации производства: специализации, непрерывности, пропорциональности, параллельности, прямоточности и ритмичности. Он может проявляться:

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" text-align: c

Информация о работе Рыночные стратегии ценообразования