Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 21:04, шпаргалка
1.Сущность концепций теории цены, определение цены.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар.
6) Определение конечной цены.
7.Основные функции, выполняемые ценами.
Функции цены являются внешним проявлением внутреннего ее содержания. В современной экономической науке принято выделять 6 функций цены:
1. Учетная функция заключается в формировании расходов на изготовление продукции, товара, услуги и обеспечивает ее реализацию с необходимым и достаточным размером прибыли.
2. Сущность стимулирующей
функции цены заключается в
том, что фактическая цена товара
может способствовать или же,
наоборот, противостоять объемам
и техническому уровню
3. Распределительная функция
цены связана с отклонением
цены товара от его стоимости
в рамках действия рыночных
факторов. Данная функция заключается
в распределении и
4. Функция балансирования
спроса и предложения состоит
в осуществлении под
5. Функция цены как критерия
рационального размещения
6. Измерительная и
8.Система цен. Основные виды цен в сферах товарного обращения.
Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, объясняются следующими причинами:
1. существует единый процесс
формирования цен на
2. хозяйственная деятельность
всех предприятий связана
3. имеет место тесная
связь всех элементов
В зависимости от сферы товарного обращения все цены принято делить на так называемые блоки. Наиболее важными блоками единой системы цен являются:
1. оптовые цены на промышленную продукцию: отпускные цены предприятия; трансфертные цены; оптовые цены промышленности; цены биржевых сделок.
2. цены на строительную продукцию: сметная стоимость; прейскурантная стоимость; договорная цена.
3. закупочные цены на
сельскохозяйственную
4. розничные цены: аукционные цены; коммерческие цены.
5. тарифы на услуги грузового и пассажирского транспорта: тарифы железнодорожного транспорта; тарифы речного транспорта; тарифы морского транспорта; тарифы автотранспорта; тарифы авиаперевозок
6. тарифы на коммунальные и бытовые услуги: тарифы на бытовые услуги; тарифы на сервис; тарифы на коммунальные услуги.
7. цены внешнеторгового оборота: цены экспорта; цены импорта.
Определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относят топливно-энергетические отрасли (нефтяная, угольная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Изменение цен на энергоносители приводит к изменению уровня цен на все без исключения отрасли экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.
Систему цен характеризуют следующие параметры:
1. уровень — абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме;
2. структура — определенные соотношения элементов цены в процентах или долях;
3. динамика — изменение уровня цен.
9.Виды цен и их индивидуальное определение.
В соответствии с данным критерием выделяют следующие виды цен:
1) оптовые цены на промышленную
продукцию; 2) цены на продукцию
в строительной сфере; 3) закупочные
цены на сельскохозяйственную
продукцию; 4) тарифы грузового транспорта
и тарифы пассажирского
Оптовые цены на промышленную продукцию – это закупочные цены для продукции предприятий, фирм и организаций промышленной сферы и цены, по которым реализуется данная продукция в процессе оптового оборота, причем вне зависимости от форм собственности.
Оптовые цены на промышленную продукцию делятся на следующие подвиды: 1) оптовые цены предприятий (или отпускная цена); 2) оптовые цены промышленности.
Оптовые цены предприятий (или отпускная цена) – это цены, которые устанавливаются непосредственно производителем продукции. По отпускным ценам предприятие продает свою продукцию оптовым организациям или другим фирмам, предприятиям или организациям.
Оптовые цены промышленности – это цены, по которым производится оплата продукции, поставляемой оптовыми организациями предприятиям, фирмам и организациям—потребителям.
Цены на продукцию в строительной сфере имеют три разновидности:
1) сметная стоимость –
это максимально возможный
3) договорная цена – это цена, которая определяется в договоре с подрядчиком.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это оптовые цены, по которым сельскохозяйственные предприятия, а также частные лица (фермеры) и население продают сельскохозяйственную продукцию.
Тарифы грузового транспорта и тарифы пассажирского транспорта – это цена, по которой отправители грузов и пассажиры оплачивают транспортным организациям услуги перевозки грузов и пассажиров.
Тариф состоит из следующих частей:
1) затраты и прибыль транспортных организаций;
2) НДС (налог на добавленную стоимость).
Розничные цены – это конечные цены, по которым товары в розничной торговле продаются населению, предприятиям, фирмам и организациям—потребителям. По розничным ценам товары из сферы обращения попадают непосредственно в сферу потребления домохозяйства или предприятия.
Аукционная цена тоже является розничной ценой.
Аукционная цена – это цена на товар, проданный на аукционе, определенная в процессе торгов. Особенностью аукционной цены является то, что она может значительно разниться с рыночной ценой (быть выше рыночной цены).
Тарифы на услуги ЖКХ (жилищно—коммунального хозяйства) и тарифы на бытовые услуги – это цены, по которым население оплачивает услуги бытовых служб и служб ЖКХ. К услугам бытовых служб и служб ЖКХ относятся: услуги прачечных, химчисток, телефон и отопления.
10.Виды оптовых цен и их структура.
Цена - денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды: * оптовые цены на продукцию промышленности; * цены на строительную продукцию; * закупочные цены; * тарифы грузового и пассажирского транспорта; * розничные цены; * тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
* цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовая цена - цена товара в условиях его оптовой продажи, обычно такая цена ниже розничной, так как при оптовой продаже меньше издержки обращения в расчете на единицу товара.
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и закупается оптовыми партиями.
В свою очередь, оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида: оптовые цены предприятия и оптовые цены (отпускные) промышленности.
Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и, получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.
Оптовые (отпускные) цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки).
Оптово-сбытовая скидка (наценка)
Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, в то время как оптовые цены предприятия более тяготеют к производству.
Реализуя продукцию, предприятия должны возместить свои издержки производства и получить прибыль, которая должна обеспечить дальнейшее воспроизводство продукции. На основе оптовых цен предприятия производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия.
11.Виды розничных цен и их структура.
Розничные цены - это цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли, непосредственно в личное пользование или производство.
Розничная цена состоит из оптовой цены промышленности, торговой надбавки (скидки), покрывающей расходы и прибыль торгового предприятия, акциза, НДС.
Розничная цена отличается от оптовой цены на величину розничной скидки, компенсирующей расходы, связанные с организацией розничной торговли
Дифференциация розничных цен обусловлена различиями в качестве товаров и условиями их транспортировки. Особой разновидностью розничных цен являются цены комиссионной и аукционной торговли. Аукционная цена – цена товара, назначенного в результате аукционных торгов. Отличительной особенностью аукционной цены является то, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного товара. Обычная аукционная цена отражает определенные уникальные свойства товара, что в значительной степени отражается на размере его цены
Коммерческая цена – цена, установленная на товар при продаже его на свободном рынке.
В условиях прозрачности границ розничные цены нуждаются в координации со стороны отдельных государств с целью защиты локальных товарных рынков от необоснованного товародвижения
12.Виды и структура цен внешнеторгового оборота.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, являются показателями внешнеэкономических связей государства и зависят от цен, действующих на мировых рынках. Внешнеторговые цены применяются при экспорте и импорте товаров. Как правило, все внешнеторговые сделки заключаются на основе цен мировых товарных рынков.
Мировая цена – это выражение интернациональной стоимости товара в денежном эквиваленте. На уровень мировых цен влияют спрос и предложение на мировом рынке, изменения валютных курсов, инфляция и пр.
На экспортируемые товары устанавливаются два основных вида цен:
1) цена франко – станция отправления;
2) цена франко – станция назначения.
Различие между данными видами цен состоит в методах покрытия транспортных расходов. У каждой из этих цен есть несколько разновидностей.