Антикризисное управление финансами предприятия ООО «ТОП-Книга»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка финансовой деятельности предприятия ООО «ТОП-КНИГА» с точки зрения наличия признаков банкротства, которая достигается путем выполнения следующих задач:
• изучением теоретических основ финансового оздоровления предприятия;
• подробным изучением сущности, методики проведения финансового анализа предприятия;
• обработкой информационной базы финансового анализа;
• проведением анализа финансового состояния на предприятии;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятия и категории антикризисного управления 6
1.1.Понятие и типы антикризисного управления 6
1.2.Категории и механизм антикризисного управления 13
1.3. Российская практика диагностики неплатежеспособности предприятия 21
1.4. Стратегия реструктуризации предприятия 31
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «ТОП-Книга» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 42
2.2. Анализ и оценка имущества 46
2.3. Анализ вероятности наступления банкротства 52
Глава 3. Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия ООО «ТОП-Книга» 61
3.1. Улучшение структуры баланса предприятия 61
3.2. План финансового оздоровления 65
3.2.1. Резюме 65
3.2.2. Описание проекта 65
3.2.3. Описание бизнеса (отрасли) 66
3.2.4. Конкурентный анализ 72
3.2.5. Организационный и маркетинговый план 73
3.2.6. Финансовый план 78
3.2.7. Финансовый план 79
3.2.8. Анализ чувствительности проекта 80
Заключение 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложения 88
Приложение 1 88

Файлы: 1 файл

antikriz.upravlenie finansami predpriatia9.docx

— 889.71 Кб (Скачать файл)

Капитальные инвестиции не могут рассматриваться  в полной изоляции от деятельности предприятия в целом. Капитальные  вложения, определяя многие функции  и решения (и сами определяются этими  функциями и решениями), которые  составят предприятия. Кроме того, капитальные  инвестиции должны соотноситься с процессами, происходящими во внешней среде  предприятия.

Также, банки предоставляют долгосрочные кредиты только при условии вложения предприятием не менее 30% собственных  средств от общего объема финансирования. Таким образом, учитывая, что при  значительных объемах инвестиций, без  привлечения кредитов не обойтись, то необходимо, чтобы предприятие  располагало собственными средствами, а это могут быть только средства акционеров.

Баланс вложений поквартально в  данном случае не делается, т.к. это  представляет собой прогноз движения денежных средств, который должен быть увязан с планом воспроизводства  основных средств, с графиком поступления  выручки, собственных средств, кредитов, и, соответственно, оттоком денежных средств. При этом должны быть соблюдены  условия дисконтирования денежных потоков, не должен быть нарушен общий  баланс предприятия для эффективной  реализации бизнес-плана.

Стратегическое планирование, как  деятельность, направленная на будущее  предприятия, имеет самое непосредственное отношение к принятию инвестиционных решений, так как должна обеспечить согласование долгосрочных целей фирмы  и использование ресурсов, которые  не должны противоречить этим целям. Вот почему процесс принятия инвестиционных решений часто понимается как неотъемлемая часть стратегического планирования.

В результате предприятием разработан план финансового оздоровления, связанный  с привлечением дополнительных вложений, позволяющих расширить перечень услуг, оказывающих предприятием, и  получить дополнительную прибыль для  восстановления финансовой устойчивости предприятия.

3.2. План финансового  оздоровления

3.2.1. Резюме

План посвящен обоснованию эффективности  деятельности ООО «ТОП-Книга» с целью привлечения инвесторов для кредитования затрат на модернизацию оборудования.

Предприятие имеет многолетнюю историю существования. Ее история началась в 1995 году.

Специалисты ООО «ТОП-Книга» провели исследование рынка книгопечатной продукции, финансово-экономического состояния фирмы, и на основании полученных результатов приняли решение восстановить платежеспособность предприятия. Стоимость проекта равна 300000 тыс.руб. Эти денежные средства будут расходоваться на модернизацию основных фондов, капитальный ремонт объектов недвижимости, приобретение нового оборудования.

О желании  участвовать в проекте уже  заявили банк «Финансист», инвестиционный фонд «Финансовый континент». Предлагается не просто кредитовать проект, а стать полноправным участником.

Уставной  капитал ООО «ТОП-Книга» по состоянию на 31.12.2009 составляет 37 тыс.руб. В силу специфики деятельности, предприятие обладает высоким производственным потенциалом. Планируется привлечь к работе высококлассных менеджеров в области управления торговым предприятием, с тем, чтобы обеспечить полноценную работу коллектива и добиться высоких результатов.

Реорганизация действующего производства позволит увеличить  объем оказываемых услуг и  увеличить объем поступающей  выручки от реализации.

3.2.2. Описание проекта

Свои  первые шаги на книжном рынке России «ТОП-КНИГА» сделала в 1995 году как  оптовая компания, и уже в течение  первых двух лет работы она добилась стабильного роста оптовых продаж. Постоянно, из года в год, расширялся ассортимент, формировалась клиентская база, оптимизировались технологии работы с оптовыми покупателями. К настоящему времени их число перевалило за двухтысячную отметку.

Нужно отметить, что за последний год наблюдается ухудшение финансового положения предприятия.  Непродуманная политика руководства предприятия привела к росту издержек производства, несвоевременности оплаты по счетам и т.п.

Соответственно, необходимо пересмотреть общую политику деятельности предприятия.

3.2.3. Описание бизнеса  (отрасли)

ООО «ТОП-Книга» занимается оптово-розничной книготорговлей.

Основными покупателями являются юридические и физические лица.

Деятельность  предприятия не подлежит лицензированию

Российский книжный  рынок в последние 5 лет характеризуется  относительной стабильностью. Объем  рынка оценивается экспертами на уровне 2,2-2,5 млрд долларов в год. Незначительный ежегодный рост рынка в долларовом исчислении происходит, главным образом, вследствие инфляционных процессов  и роста цен на книжную продукцию.

Одна из частых тем обсуждений среди специалистов и участников книжного рынка - читательская активность населения. О снижении интереса к чтению и замене его телевизионной  и интернет-активностью говорят  результаты многих исследований. Кроме  того, в условиях кризиса книги, как  товар не первой необходимости, могут  в первую очередь испытать на себе отток потребительского спроса.

По данным аналитиков, в книжной  рознице на протяжении 2009 года наблюдались структурные смещения, связанные, прежде всего, с «ростом напряженности во взаимоотношениях контрагентов».

Общая схема сбыта на книжном  рынке приведена на рис.3.1.

 

Рис.3.1. Общая  схема сбыта книжной продукции15

 

Описание  основных форматов розничных точек:

1. Книжные магазины

2. Книжные отделы в магазинах

3. Палатки с книжной продукцией 

4. Розничные структуры при издательствах

5. Книжные развалы и ярмарки

6. Предприятия и отделы “Книга-Почтой”

 

Основной канал распространения  книжной продукции – независимые  книжные магазины (включая сети) – получил 55% рынка. Доли между остальными каналами распределились так:

  • федеральные книготорговые сети – 17%,
  • библиотеки – 12%,
  • торговые центры товаров повседневного спроса – 5%,
  • интернет-магазины – 5%,
  • книжные рынки, лотки – 3%,
  • книга-почтой, книжные клубы – 2%,
  • книгоноши – 1%.

Рассмотрим также некоторые данные, касающиеся предпочтений покупателей в выборе ретейл-каналов. Они взяты из исследования «Marketing Index – Россия 2010», проведенного компанией TNS Россия. Как выяснилось в ходе проводимых данной компанией опросов, около 18% респондентов, приобретавших книги на протяжении 2010 года, совершали покупки в книжных магазинах, около 4% – в лотке, палатке, на книжном развале, 3,1% – в гипер- или супермаркете, 1,4% – в интернет-магазине, 1,3% – на рынке. Аналитики отметили, что в 2009-2010 годах книжный рынок сужался за счет редко читающих потребителей, которые покупают в среднем 1-3 (максимум 4-6) книги в полгода.

Согласно данным Левада-центра, 37% россиян вообще не читают книги. Читают от случая к случаю 40%. Постоянно  читают лишь 23%. Только 4% респондентов имеют свои библиотеки. При этом в 1996 году ситуация выглядела иначе: никогда или практически никогда не читали книги лишь 18% опрошенных.

Социологи отмечают, что изменились и предпочтения читающей аудитории. Если раньше жители России отдавали предпочтение толстым романам в твердом  переплете, сегодня они склонны  покупать покет-буки. Из тех, кто читает постоянно, 24% увлекаются женскими детективами, а 19% — женской прозой, 18% отдадут  предпочтение новому жанру «российский  боевик», 16% — историко-приключенческой  классике, 14% будут читать современную  историческую прозу, 11% — русскую  советскую классику. В нехудожественной литературе лидируют книги о здоровье (25%), издания по кулинарии (20%), книги  по специальности (20%).

Среди основных тенденций, которые  выделяют аналитики Левада-центра, — переход населения к другой досуговой деятельности, снижение престижности чтения, потеря роли государственных  библиотек, недоступность книжно-журнальной литературы для жителей малых  городов. Одной из главных тенденций  является ориентация издательств на серийно-типовую литературу. Как  правило, это дешевые бумажные книги  с небольшой стоимостью.

Сегодня в общем объеме продаж в  России 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% — художественная, детская  и подростковая и по 7—8% — фантастика и фэнтези, современная проза  и бизнес-литература. Именно эту  литературу участники рынка называют наиболее привлекательной для инвестиций. Структура предпочтений приведена в приложении 1.

Среди основных тенденций книжного рынка эксперты выделяют развитие крупных книжных  сетей. Объем их продаж за два года вырос в три раза, а количество магазинов удвоилось. В то же время  многие муниципальные магазины закрываются, особенно в регионах. Развивается  продажа книг в супермаркетах. Она  приходит на смену лоточной и ларьковой  торговле, которая была активно распространена в стране 7—10 лет назад.

В настоящее время объем производства книжной продукции оказался таков, что реализовать ее книжным магазинам  становится все труднее. Кризис перепроизводства, которым можно сейчас охарактеризовать сложившуюся на рынке ситуацию, в  первую очередь обусловлен слабым развитием  розничных торговых точек. По мнению экспертов, в России сейчас не хватает  порядка двух тысяч книжных магазинов. В столице рост розницы сдерживает неэффективное использования государством принадлежащих ему торговых площадей, и нежелание их развивать. Отдельные  издательства, в свою очередь, не имеют  достаточно средств, чтобы самим  построить розничные сети. Факторы, оказывающие влияние на книжное производство, приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Факторы, влияющие на отрасль

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Рост благосостояния населения России

Сокращение взрослого населения  России и падение интереса к чтению у россиян

Рынок розничной торговли не достиг стадии насыщения

Отсутствие в России государственной  программы поддержки популяризации  чтения

Рост цен на книги

Все еще низкие (по сравнению с  европейскими странами) цены на книги

Более слабая, по сравнению с крупными городами, конкуренция в регионах и небольших населенных пунктах

Отсутствие государственной поддержки  издателей и книготорговцев: налоговых  льгот, пониженных арендных ставок и  т.д.

Развитие информационных технологий

Конкуренция со стороны других отраслей торговли


 

В настоящее время издательский бизнес в России находится под  влиянием двух основных факторов:

1. Инерционное влияние последствий  финансово-экономического кризиса

2. Снижение читательской активности  российского населения.

Отечественный рынок книжной продукции  показал относительную устойчивость во время кризиса, во многом благодаря  высоким достижениям книгопечатной  отрасли в докризисный период. Поэтому снижение объемов печатного  производства оказалось не столь  значительным по сравнению с другими  промышленными отраслями. Больше всего  последствия финансово-экономического кризиса отразились на динамике объема продаж книжной продукции, которые  снизились на 20%. Кризис неблагоприятно отразился на книжной рознице, произошло  сокращение числа книготорговых  магазинов. Наиболее устойчивым оказался книжный рынок Москвы (+1%). В регионах в денежном выражении наибольшее падение рынка наблюдалось в  Приволжском (16%) и Сибирском федеральном  округе (15%). В натуральном выражении рынок упал сильнее всего в Сибирском (28%) и Дальневосточном федеральном округе (27%).

Общий объем рынка книжной продукции  в стоимостном выражении составил в 2009 году $2,4 млрд. (в 2008 году – $3,0 млрд.). Емкость рынка, по оценке РБК, в стоимостном  выражении составила порядка $4,3 млрд. Таким образом, ёмкость российского  книжного рынка заполнена только на 44%.

В натуральном выражении объем  отечественного производства книг и  брошюр в 2009 году в России составил 716, 55 млн. экз. Уровень падения отечественного производства книг (в тиражном выражении) по отношению к 2008 году составил 5,8%.

Рис.3.2. Динамика российского книгоиздания 1995-2009 гг. (тираж, млн.экз.)16

В посткризисный период развитие книжного рынка стимулируется увеличением  потребительского спроса по причине  роста платежеспособности населения. Это благоприятно отразится на динамике продаж книжной продукции и на ее качестве. В ближайшие 2-3 года начнется количественный рост среднеценового сегмента, хотя доля эконом-сегмента останется  по-прежнему доминирующей. Повышение  себестоимости книжной продукции  и, как следствие, рост наценок, становится устойчивой тенденцией на рынке. Среди  других макроэкономических тенденций  последних лет, улучшающих ситуацию на книжном рынке – рост рождаемости, который дал дополнительный стимул к развитию сегментов учебной  и детской литературы.

Для конкурентной среды в издательском бизнесе характерна олигополия: 6 крупных  издательств из 1298, активно работавших в 2009 году выпустили 20% всех выпущенных названий книг и брошюр и 40% всех тиражей. К крупным игрокам издательского  рынка (по объемам тиражей) относятся  следующие книжные издательства: Эксмо, Просвещение, АСТ, Эгмонт Россия, Дрофа, ОЛМА Медиа групп, Росмэн, Рипол-Классик, Азбука-классика.

Информация о работе Антикризисное управление финансами предприятия ООО «ТОП-Книга»