Антикризисное управление финансами предприятия ООО «ТОП-Книга»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка финансовой деятельности предприятия ООО «ТОП-КНИГА» с точки зрения наличия признаков банкротства, которая достигается путем выполнения следующих задач:
• изучением теоретических основ финансового оздоровления предприятия;
• подробным изучением сущности, методики проведения финансового анализа предприятия;
• обработкой информационной базы финансового анализа;
• проведением анализа финансового состояния на предприятии;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятия и категории антикризисного управления 6
1.1.Понятие и типы антикризисного управления 6
1.2.Категории и механизм антикризисного управления 13
1.3. Российская практика диагностики неплатежеспособности предприятия 21
1.4. Стратегия реструктуризации предприятия 31
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «ТОП-Книга» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 42
2.2. Анализ и оценка имущества 46
2.3. Анализ вероятности наступления банкротства 52
Глава 3. Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия ООО «ТОП-Книга» 61
3.1. Улучшение структуры баланса предприятия 61
3.2. План финансового оздоровления 65
3.2.1. Резюме 65
3.2.2. Описание проекта 65
3.2.3. Описание бизнеса (отрасли) 66
3.2.4. Конкурентный анализ 72
3.2.5. Организационный и маркетинговый план 73
3.2.6. Финансовый план 78
3.2.7. Финансовый план 79
3.2.8. Анализ чувствительности проекта 80
Заключение 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложения 88
Приложение 1 88

Файлы: 1 файл

antikriz.upravlenie finansami predpriatia9.docx

— 889.71 Кб (Скачать файл)

3) решение проблем погашения задолженности перед кредиторами;

4) увеличение реальных поступлений в бюджет;

5) минимально возможное сокращение и создание новых рабочих мест;

6) защита прав акционеров.

Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет собой  лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее  должны быть задействованы механизмы  использования имеющихся у предприятия  преимуществ.

При разработке и реализации стратегии  происходят итерационный процесс оценки внешних условий деятельности, внутрифирменного потенциала; идентификация внутрифирменного потенциала и внешних условий; выбор  стратегии; разработка мер реализации этой стратегии.

Эффективность реструктуризации в  значительной мере зависит от принципов ее осуществления – это основное правило, в соответствии с которым осуществляются изменения на предприятии, достигается успех, решаются проблемы (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Принципы реструктуризации

В настоящее время большинство  специалистов в области управленческого  консалтинга предлагают базовую  версию процесса реструктуризации, которая  предусматривает достаточно жесткую  последовательность выполнения этапов подготовки и проведения реструктуризации (табл. 1.7).

Базовая версия, однако, отображает лишь последовательность действий и не дает представления о существующих возможностях и механизме выбора направлений  преобразований, вариантов решений  в зависимости от состояния предприятия, ситуационных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.7

Базовая версия процесса реструктуризации  

 

 

 

Последовательность действий(этапов) при осуществлении конкретной программы  реструктуризации заключается в следующем:

1) определение целей развития и критериев их достижения;

2) оценка экономического потенциала предприятия;

3) анализ «проблемного поля» и выделение ключевых проблем;

4) формирование путей и проектов решения проблемы;

5) оценка инновационного потенциала;

6) выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий);

7) прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия;

8) разработка программы реструктуризации;

9) оценка источников ресурсов, распределение ресурсов;

10) выделение первоочередных проектов;

11) формирование команд;

12) выбор и фиксация стратегии и программы реформирования;

13) соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы.

14) определение первоочередных организационных шагов.

Предприятие только в том случае может достичь долгосрочного  восстановления конкурентоспособности, когда на основе изучения условий  рынка и конкуренции будет  выработана адекватная стратегия, создана  эффективная организационная структура, исследованы и преобразованы  слабые стороны производственных процессов, реформирована система управления.

Однако большинство отечественных  предприятий, как правило, упускает наиболее благоприятное время для  осуществления структурных преобразований, многие предприятия имеют признаки банкротства, а у значительной части  основные реструктуризационные мероприятия  разрабатываются уже в рамках арбитражных процедур. На данной стадии предприятие не является полностью  самостоятельным хозяйствующим  субъектом, так как его деятельность контролируется арбитражным судом, собранием кредиторов и внешним  управляющим. В подобных условиях основной вопрос – выяснение возможности  или невозможности восстановления дееспособности предприятия, поиск  путей выхода из сложившейся ситуации с минимальными потерями, учитывая интересы трудового коллектива, бюджета  и кредиторов.

Таким образом, механизм банкротства  должен рассматриваться не столько  как средство по ликвидации неплатежеспособного  предприятия, а прежде всего как  возможность в рамках арбитражного процесса, в том числе за счет реструктуризации предприятия, обеспечить создание новых или сохранение старых, но реформированных бизнес-единиц, способных вписаться в рыночный процесс и нормально функционировать  в его рамках.

Рис. 1.12. Комплекс оперативных и стратегических мероприятий14.

 

Таким образом, исходя из целей реструктуризации, проводится разработка мероприятий  для восстановления деятельности предприятия.

Выводы.

    1. Антикризисное управление представляет собой управленческую деятельность, направленную на противодействие развитию кризиса и предполагает реализацию таких функций управления как планирование, организация, контроль, учет, анализ и регулирование.
    2. Кризисы предприятия вызываются несоответствием финансово-хозяйственных параметров предприятий параметрам окружающей среды.
    3. Выделяют несколько типов и целей антикризисного управления в зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия.
    4. Выделяют стратегическое и оперативное управление, первое осуществляется в раннем и опережающем антикризисном управлении и имеет дело с долгосрочными целями, второе осуществляется при несостоятельности (финансовое оздоровление и внешнее управление) и при банкротстве (конкурсное производство) и ему присущи механизмы среднесрочного и ближнесрочного действия.
    5. Существует несколько методик оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и оценки вероятности банкротства.
    6. Реструктуризация - это особое средство и инструмент в процессе антикризисного управления и является наиболее радикальным способом преобразований предприятий.
    7. Эффективность реструктуризации в значительной мере зависит от принципов ее осуществления – это основное правило, в соответствии с которым осуществляются изменения на предприятии, достигается успех, решаются проблемы.
    8.  

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия  ООО «ТОП-Книга»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

«ТОП-КНИГА» – крупнейшая оптово-розничная  книготорговая компания, лидер книжного рынка России. Ее история началась в 1995 году. Свои первые шаги на книжном  рынке России «ТОП-КНИГА» сделала  как оптовая компания, и уже  в течение первых двух лет работы она добилась стабильного роста  оптовых продаж. Постоянно, из года в год, расширялся ассортимент, формировалась  клиентская база, оптимизировались технологии работы с оптовыми покупателями. К  настоящему времени их число перевалило за двухтысячную отметку.

Первая половина 90-х годов –  это время кризиса национального  книгоиздания, повсеместного упадка книгораспространительской инфраструктуры. Будучи изначально открытой и инновационно-ориентированной  компанией, «ТОП-КНИГА» не могла оставаться безучастной такому положению дел. В результате, возникла идея построения принципиально иной модели российской книготорговли, создания розничной  сети, отвечающей современным общественным потребностям.

Свою первую точку розничной  торговли книгами компания открыла  в Новосибирске. Ее месторасположение  было выбрано весьма удачно – одна из крупнейших книжных ярмарок города. Впоследствии компания «ТОП-КНИГА» успешно  развивала так называемую «ярмарочную» концепцию позиционирования торговых объектов: она создала свою книжную  ярмарку «Гагаринская», быстро превратившуюся в торговую площадку, пользующуюся популярностью не только среди жителей  Новосибирска, но и ряда близлежащих  городов Западной Сибири. Одновременно эта площадка служила для «ТОП-КНИГИ» экспериментальным полигоном, где  в рабочем режиме апробировались возможности и технологии обслуживания покупателей, осваивались ноу-хау  этого, тогда еще нового для компании, вида деятельности. Вместе с тем  приоритет в развитии по-прежнему отдавался оптовому направлению, одновременно оно служило хорошей базой  для становления розничной сети.

В итоге, к 2001 году была сформирована уникальная на тот момент стратегия  построения сети на отечественном книжном  рынке: последовательное создание объектов розничной торговли по всей территории России, начиная с Сибирского региона, используя при этом концепцию  многоформатности, ориентированной  на исчерпывающее удовлетворение сложившихся  потребностей российских регионов.

История развития предприятия может  быть выражена в следующих фактах:

  • 1995 год – организация оптовой книготорговой компании «ТОП-КНИГА» в Академгородке Новосибирска.
  • 1997 год – организация розничного направления бизнеса: первые книжные киоски.
  • 1998 год – открытие канала дистанционной торговли: «Книга-почтой» и интернет-магазин книг.
  • 2000 год – первые сетевые книжные магазины «Книгомир». Открытие «Сибирского Дома книги» с ассортиментом книг свыше 70 тысяч наименований, в то время одного из крупнейших магазинов России.
  • 2002 год – начало создания сети логистических центров, открытие в Тюмени первого удаленного от центрального офиса оптового склада.
  • 2003 год – появление на рынке книжных магазинов «Литера» – первой сети формата cash&carry.
  • 2004 год – следующий этап в развитии корпоративной сети логистических центров: новый складской комплекс в подмосковном Одинцово. Открытие в Москве гипермаркета «Лас-Книгас» – первого магазина еще одного сетевого формата розничной торговли.
  • 2005 год – новая сеть гипермаркетов «Лас-Книгас» расширяется, а вместе с ней развивается и логистика: открыт еще один складской центр в Ростове-на-Дону.
  • 2006 год – первый шаг на рынки Ближнего Зарубежья: в Астане (Казахстан) открыт магазин формата cash&carry «Литера».
  • 2007 год – дальнейшее освоение постсоветского пространства: открытие сразу в нескольких городах Украины магазинов «BookLexica» – еще одной сетевой марки компании.
  • 2008 год – одна из марок компании, «Книгомир», по результатам исследования международного маркетингового агентства GfK признается самой известной маркой отечественного книжного рынка. «ТОП-КНИГА» открывает второй интернет-магазин Bookean.ru.
  • 2009 год – компания включена в рейтинг 23 крупнейших книготорговых сетей мира по версии европейского отраслевого журнала Buchreport. В следующем выпуске того же журнала помещена статья «Азбука книготорговли с сибирским диалектом» - первый в истории репортаж зарубежного эксперта о российской книготорговой компании.

С 2004 года «ТОП-КНИГА» регулярно входит в рейтинг Топ-50 крупнейших ритейлеров России.

ООО «ТОП-КНИГА» – крупнейшее российское оптово-розничное книготорговое предприятие. Свой успех в бизнесе компания связывает с правильным выбором долгосрочной стратегии на исчерпывающее удовлетворение запросов и потребностей своих целевых групп. По этой причине мониторинг рынка стал для нее неотъемлемой частью повседневной работы.

В результате, «ТОП-КНИГА» видит свою цель в том, чтобы давать людям культурный продукт (книги, пресса, медиа, канцтовары), в котором они нуждаются сегодня. Наша компания способствует развитию науки, повышению воспитания и росту культуры населения страны, предоставляя широкой общественности одну из основополагающих ценностей современной цивилизации – книгу.

Таким образом, работая на этом рынке, «ТОП-КНИГА» повышает качество жизни людей, меняет стиль их жизни, формирует в обществе способность адекватно реагировать на вызовы времени и желание добиваться прогрессивных перемен.

«ТОП-КНИГА» является членом Российского книжного союза и тем самым осуществляет свою деятельность в национальном масштабе, но не только. Ее усилия направлены на то, чтобы донести книгу – продукт для образования, духовного развития и досуга – до максимального числа россиян и русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня розничная сеть компании –  это 523 магазина во всех федеральных  округах страны, объединенных в пять форматов: книжные гипермаркеты «Лас-Книгас», книжно-канцелярские супермаркеты «Литера», книжные магазины среднего формата «Книгомир», книжно-канцелярские магазины малого формата «Пиши-Читай» и, наконец, магазины прессы «Городская сорока». В 2007 году к ним добавился еще один бренд, который компания развивает на Украине и в Москве – «BookLexica». Также это 200 торговых точек в супермаркетах.

Предприятие является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном  балансе. Стоимость имущества ООО  «ТОП-КНИГА» по состоянию на 01 января 2010 года составляет 4428728 тыс.руб., включая  внеоборотные активы 1255510 тыс.руб. и  оборотные активы – 3173218 тыс.руб.

Уставный  капитал составляет 37 тыс.руб..

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3

Отчет о прибылях и убытках предприятия  за 2007-2009 гг.

 

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг ( за минусом налога на добавленную стоимость ,акцизов  и аналогичных платежей )

5 681 291

7 872 576

9 358 924

6 343 746

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

2 928 985

4 217 133

4 788 288

3 231 712

Валовая прибыль

2 752 306

3 655 443

4 570 636

3 112 034

Коммерческие расходы

2 285 551

3 157 987

3 948 209

3 084 711

Прибыль от продаж

466 755

497 456

622 426

27 323

Проценты к получению

5 075

0

21 488

36 831

Проценты к уплате

138 758

233 013

254 273

330 615

Прочие доходы

8 256

183 402

35 359

73 664

Прочие расходы

105 276

261 919

290 602

268 906

Прибыль (убыток) до налогообложения

236 052

185 926

134 398

-461 703

Отложенные налоговые активы

0

246

0

41 000

Отложенные налоговые обязательства

0

11 206

19 810

31 991

Текущий налог на прибыль

65389

36 142

22 069

0

налог на ЕНВД

12 154

22 771

14 178

0

Прибыль (убыток) после налогообложения

158 509

115 561

78 343

-388 712


 

 

Социальные показатели характеризуются  следующим образом (таблица 2.4):

Таблица 2.4

Социальные показатели

 

Показатели

Ед. изм.

2 008 г.

2 009год

2009 г                  к 2 008 г, %

Численность  персонала

чел.

1 424

1 330

 

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

162 986

141 989

93,4

Среднемесячная заработная плата  на одного работающего производственно-промышленного персонала

 

руб.

9 462

8 864

93,7

Выработка продукции на одного работающего  производственно-промышленного персонала 

 

 

тыс.руб.

570.3

363,2

63,7


 

 

Рассмотрим анализ финансового положения предприятия на основании финансовой отчетности за 2007-2009 гг.

2.2. Анализ  и оценка имущества

 

Стоимость имущества ООО «ТОП-КНИГА» по балансу составила по итогам:

- 2007 года – 4928103 тыс.руб. (прирост  за год 599323 тыс.руб.)

- 2008 года – 5426945 тыс.руб. (прирост  за год 358918 тыс.руб.)

- 2009 года - 4428728 тыс.руб. (снижение за  год на 998217 тыс.руб.)

Структура активов предприятия  за 3 года изменилась следующим образом (диаграммы построены на основании  приложений 2-6 к дипломной работе):

Рис.2.1. Изменение структуры активов  ООО «ТОП-КНИГА»

Исходя из данных по бухгалтерскому балансу и приведенных данных можно сказать, что 

- доля внеоборотных активов  составляет менее 28% в общей  сумме активов (27,15% - 25,68% - 28,35% соответственно  на 01.01.08, 01.01.09, 01.01.10).  При этом  наблюдается снижение стоимости внеоборотных активов на конец 2009 года на 120462 тыс.руб. основное снижение прошло по статье «незавершенное строительство» и «прочие внеоборотные активы» на 104846 тыс.руб. и 118930 тыс.руб. соответственно.

- доля оборотных активов составляет  основную часть активов предприятия  (более 70%), при этом в абсолютном  выражении наблюдается снижение  оборотных активов на 518837 тыс.руб., в результате доля оборотных  активов снизилась с 72,85% до 71,65%. Основное снижение в оборотных  активах связано со снижением  запасов на 366868 тыс.руб., краткосрочных  финансовых вложений на 146236 тыс.руб.  и денежных средств – на 32835 тыс.руб. На величину запасов  в большей мере оказывает статья  «готовая продукция для перепродажи» (ее доля в структуре запасов  – более 70%), остатки по которой  за 3 года снизились на 415671 тыс.руб.

Информация о работе Антикризисное управление финансами предприятия ООО «ТОП-Книга»