Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради большего блага в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. А. Смит

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.79 Кб (Скачать файл)

Более того, малое предпринимательство  определяется через понятие малого бизнеса и наоборот, что, на наш  взгляд, методологически не оправданно. Законодательно понятие “малое предпринимательство” надлежащим образом не определено, хотя называются критерии, по которым  предприятие относится к числу  малых.

Исходя из указанных в Федеральном  законе “О государственной поддержке  малого предпринимательства” от 14 июня 1995 г. критериев, под малым предпринимательством мы понимаем экономическую деятельность субъекта экономических отношений, имеющего статус предпринимателя без образования юридического лица либо статус малого предприятия с определенным числом работающих, объемом прибыли, производящего продукцию и оказывающего услуги, испытывая при этом риск и неопределенность.

В соответствии с действующим законодательством  к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. До 1995 г. критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства были несколько иными. Так, в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” к субъектам малого предпринимательства относились и соответственно имели льготы предприятия со среднесписочной численностью работающих не превышающей 200 человек, в том числе: в промышленности и строительстве- до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле - до 15 человек. Анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод о некотором прогрессе в численной категории работающих в зависимости от отрасли.

В любой предпринимательской деятельности присутствует элемент риска. Под  риском понимается действие наудачу  в надежде на счастливый исход. Из этого следует, что достижение желаемой цели в предпринимательской деятельности без риска и ответственности  невозможно.

Имущественная ответственность предпринимателей и малых предприятий по своему объему может быть различной. Законодательством  предусматривается в зависимости  от организационно-правовой формы предпринимательства  полная либо частичная материальная ответственность. В первом случае предприниматель  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом на праве собственности, в другом - лишь имуществом предприятия) без обращения  взыскания на имущество учредителей, за исключением его собственного вклада в уставном капитале.

Ответственность предприниматель  может нести:

-в добровольном порядке, когда  виновный добровольно возмещает  причиненный ущерб в соответствии  с условиями договора, либо в  иных случаях, предусмотренных  законодательством;

- во внесудебном (административно-правовом) порядке на основании решения  (акта) соответствующего органа государственной  власти;

- на основании судебного решения  по иску.

На наш взгляд, малое предпринимательство  как наиболее гибкая форма предпринимательства  должно прежде всего стимулировать  развитие научно-технического прогресса, отечественной промышленности и  производства товаров. В связи с  этим представляется целесообразным рассмотреть  вопрос об экономической обусловленности, обоснованности и эффективности  малого предпринимательства как  социально-экономического явления.

Под экономической обусловленностью малого предпринимательства понимается совокупность (система) социально-экономических факторов, влияющих на возникновение, развитие и трансформацию малого предпринимательства как экономического явления.

Экономическая обоснованность малого предпринимательства как социально-экономического явления заключается в экономической целесообразности его существования и развития. Малое предпринимательство имеет ряд функций в развитии рыночных экономических отношений. К основным таким функциям можно отнести:

- экономическую - служит катализатором  развития рыночных отношений,  помимо этого создается довольно  значительная часть валового  национального продукта (ВНП);

- социальную - снимается часть социального  напряжения путем создания дополнительных  рабочих мест, формируется новый  средний класс;

- политическую - влияет на внутреннюю  и внешнюю политику.

Экономическая эффективность малого предпринимательства во многом определяется его экономической обусловленностью и обоснованностью и представляет собой степень достижения положительного социально-экономического результата. Этот результат - в достижении положительных сдвигов в экономике, таких как: приостановление спада производства; развитие антиинфляционных процессов; снижение уровня безработицы; увеличение доли экспорта на международном рынке и т.п.

В целом же экономическое назначение и содержание малого предпринимательства  определяются его экономической  обусловленностью, обоснованностью  и эффективностью, что подтверждается богатым зарубежным опытом. Для России этот опыт весьма поучителен.

Как в этом плане обстоят дела в развитых странах Запада? Обратимся  к опыту Японии. В недрах малого бизнеса родились и выросли практически  все самые крупные современные  наукоемкие производства и фирмы: “Хонда”, “Ниссан” и др. Государство на национальном и местном (префектурном) уровне проводит политику поддержки мелкого бизнеса  на стадиях его учреждения, становления, структурной перестройки. Основные направления этой политики - законодательные, финансово-кредитные, налоговые мероприятия. Почти во всех развитых странах существуют центральные правительственные  органы, отвечающие за содействие малому бизнесу (в США это Администрация  малого бизнеса, в Японии - Управление малого и среднего бизнеса).

В Японии более 500 местных торгово-промышленных палат и их филиалов оказывают  разнообразную финансовую, консультационную образовательную помощь мелкому  бизнесу. Местные органы власти помогают мелким и мельчайшим компаниям и  бизнесменам-индивидуалам. Государство  финансирует деятельность малого бизнеса  с помощью специального фонда  поддержки малых предприятий  и народного фонда, закладываемых в бюджет через финансовую корпорацию мелкого и среднего бизнеса, а также национальную финансовую корпорацию и банк “Банк Соко-Чукин”. Их отделения имеются во всех префектурах и крупных городах. Для оказания финансовой помощи малым предприятиям Торговая палата Японии имеет разветвленную сеть местных отделений. Наконец, значительную часть финансовой поддержки малому бизнесу оказывают частные банки при посредничестве государственных и общественных фондов.

В США для льготного кредитования мелких компаний государство создало  сеть, состоящую из 600 специализированных банков.

В Японии широкое применение получила практика предоставления компаниям  малого бизнеса коммерческих кредитов, при этом гарантии и страховые  обязательства берет на себя-государство. Действует развернутая система  налоговых льгот малому бизнесу, которая предусматривает изъятие  из подлежащего налогообложению  дохода индивидуальной компании условной суммы на оплату труда самого хозяина  и членов его семьи (на уровне средней  по стране ставки для данной профессии); защиту от налогообложения части  прибыли мелких корпораций. Кроме  того, компания может иметь дополнительные налоговые льготы, если она участвует  в одной из приоритетных государственных  программ (в их числе структурная  перестройка производства, техническое  обновление продукции и др.). Очень  широко распространены льготные займы  мелкому бизнесу со стороны государственных  центральных и местных финансовых учреждений. Особо льготным режимом  пользуются мелкие компании, участвующие  в национальных и региональных программах научно-технического прогресса, структурной  конверсии, развитии экономики районов. Экономический смысл льгот состоит  в том, что норма процента по займу  находится на уровне учетной ставки процента, тогда как обычный коммерческий кредит мелкая компания может получить лишь под более высокий процент.

Сектор мелкого предпринимательства  выполняет важные функции в экономике  развитых стран. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его  высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнить  образующиеся ниши в потребительской  сфере, но и сравнительно быстро окупаться, применяя подчас самое современное оборудование и технологии. В-третьих, мелкий бизнес создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции, многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, обладает готовностью мгновенно среагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. В-четвертых, а это, пожалуй, самое главное - он создает ту среду и тот дух предпринимательства,

• без которых ни одна рыночная экономика, построенная прежде всего на личной заинтересованности и инициативе производителей, невозможна. Мелкие пред-

• приятия являются также оптимальной  формой производства в условиях повышенного  риска. Таким образом, предприятия  и все, что связано с их деятельностью, составляют важный и органичный элемент  организационной структуры

современного общественного производства.

О важности развития предпринимательства  и малых предприятий в нашей  стране серьезно заговорили только в  последнее время в связи с  проблемой насыщения потребительского рынка товарами и услугами. Тем  не менее до конца важность этой проблемы для перехода к рынку  не осознана не только специалистами  и руководителями, но и многими  экономистами. В то время, когда в  США, например, из 19 млн различных  самостоятельных фирм свыше 90% составляют мелкие, в Японии из 10 млн - 9,9 млн; все они производят около 5% ВНП своих стран. Наша экономика пока находится на стадии научно-практических дискуссий по поводу путей и направлений проведения реформ и роли в ней малого бизнеса. Во многих экономических исследованиях последних лет рассматривается такое понятие, как “критическая масса” малых предприятий (частного сектора экономики в целом), обеспечивающая устойчивость этого сектора и необратимость его развития. По экспертным оценкам в условиях России для этого необходимо не менее 3—5 млн малых предприятий, производящих около 30% ВНП. В настоящее время по официальным данным в России около 600 тыс. таких предприятий.

Обобщая вышеизложенное можно заметить, что становление и развитие малого предпринимательства может проходить  в условиях, способствующих развитию инициативы, стремления к достижению высоких результатов в работе и особых экономических условий, в которых формируются данные процессы.

Эти условия требуют создания благоприятной  внешней среды, включающей законодательную  и финансовую стабильность в обществе, психологическую готовность людей  воспринять новый тип руководителя-менеджера, предпринимателя, создания благоприятного законодательного и экономического пространства для широкого поля деятельности предприимчивых людей.

Для решения этих задач необходимо продуманное государственное регулирование, прежде всего налоговое, создание инкубаторов  и фондов поддержки, государственное  стимулирование развития предпринимательства.

Демократизация всех сторон общественной жизни всецело зависит от того, насколько глубоко народ осознает ее необходимость, насколько серьезно и энергично включается в процесс экономических и социальных преобразований, насколько созрели условия для перемен, насколько готово само государство и его руководство для проведения неимоверно сложной работы по перестройке всего общественного уклада, созданию новых условий для функционирования субъектов хозяйствования в государстве.

Контрольные вопросы

1. Что служит основой предпринимательской  деятельности?

2. Как соотносятся отношения  собственности и предпринимательство?

3. Каковы механизмы государственного  воздействия на развитие предпринимательства?

4. Какие критерии лежат в основе  государственного регулирования  развитием малого предпринимательства?

Нормативные акты :

Федеральный закон “О государственной  поддержке малого предпринимательства” от 14 июня 1995 г. - Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 2343.

Постановление Правительства РФ “О федеральной Программе государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1998-1999 гг.” от 3 июля 1998 г. № 697.

Литература

Арабаджи Г. И. Система поддержки предпринимательства: управление и организация. Дис... канд. экон. наук. - М., 1993.

Быстрое Г.В. Рыночное самоуправление малых предприятий. - М., 1991. Гаврилов А. И.Предпринимательство и предприимчивость как основа обновления экономики. - Нижний Новгород, 1998.

Одинцов А. А. Управление защитой предпринимательства. - М., 1995. Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. - М., 1993. Яковлев В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода.-М., 1994.

Преимущества заказа

Вы не тратите время на поиск  актуальной а соответствующей теме работе информации, а можете сосредоточиться  на ее изучении и подготовке к защите. Заказ работы - это применения метода аналогий, одного из самого продуктивных в науке да и повседневной жизни. Имея готовую выполненную на заказ  работу Вы можете легко адаптировать ее под свои требования. Ценовая  политика гибкая, так как цена выполняемой  работы зависит от ВУЗа, требований, объема вычислений и т.п.В качестве гарантии выполнения работы на нужном уровне можно оценить уже имеющуюся  уникальную базу готовых работ.


Информация о работе Антикризисное управление