Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа
Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради большего блага в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. А. Смит
С целью расширения внешнеторгового
потенциала и увеличения экспорта Правительству
РФ было рекомендовано разработать
Федеральную программу
Одно из непременных условий
конкурентоспособности
Одновременно с применением
административных и экономических
методов государственного регулирования
ВЭД проводится организационная, статистическая,
исследовательская и
Государственные учреждения осуществляют также активное продвижение национальных товаров на внешние рынки путем проведения выставок, международных симпозиумов, конференций и с помощью других форм ознакомления представителей деловых кругов разных стран с отечественными достижениями в экономике, науке, технике, а также посредствам создания за границей торговых, торгово-информационных центров. Под патронажем государственных учреждений регулярно организуются зарубежные поездки бизнесменов. Например, Министерство торговли США, имея примерно 150 представительств в более чем 70 странах - основных торговых партнерах США - регулярно организует поездки за границу торговых делегаций, проводит показы каталогов американских фирм.
Развита за рубежом и система морального поощрения экспортеров. Она включает организацию национальных конкурсов с награждением победителей медалями, призами, дипломами и т.д. Обладание такими наградами повышает престиж компании, укрепляет ее деловую репутацию, служит дополнительным средством повышения конкурентоспособности ее продукции. Таким образом, государство в условиях рыночной экономики располагает широким набором средств воздействия на ВЭД.
Контрольные вопросы
1. Какова структура
2. Какие вопросы
3. Какие методы применяются в государственном регулировании ВЭД?
4. В чем состоит особенность
количественных методов
5. Какие меры косвенного
Нормативные акты
Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г. - Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.
Закон РФ “Об акцизах” в ред. ФЗ “О внесении изменений в Закон РФ “Об акцизах” от 7 марта 1996 г. - СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016. Закон РФ “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г. - Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 23. Ст. 821. В ред. федеральных законов - см.: СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3204; № 48. Ст. 4567.
Литература
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: основы: Учебник для вузов. / Под ред. Л.Е. Стровского. - М., 1996.
Реформа внешнеторговой политики / Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика / Под общей ред. проф. А.В. Сидоровича. - М., 1998. Экономика внешних связей России / Под ред. А.С. Булатова. - М., 1995.
§ 6. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования
Не обвиняйте природу, она сделала
свое дело, делайте теперь свое.
Д. Мильтон
Окружающая природная среда - природные
ресурсы - экс-терналии (внешние эффекты)
- охрана окружающей среды - , природопользование
— принцип нормативного качественного-состояния
окружающей среды - макроэкономические
меры -система специальных
Обеспечение экологической безопасности
в сфере хозяйственной
Вместе с тем решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов невозможно. Рыночная система является эффективной при использовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, и дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплатных, к которым относятся и природные ресурсы.
Природные ресурсы - это ресурсы, образовавшиеся в окружающей природной среде (естественной среде обитания и производственной деятельности человека) в результате естественных процессов. К ним можно отнести элементы литосферы, гидросферы и атмосферы, а также солнечное излучение, тепло Земли, рельеф местности, климат, растительность, сообщества живых и неживых организмов и т.п. Большинство природных ресурсов не имеет рыночной стоимости, так как они не продаются на рынке (например, чистый воздух, ландшафты и пр.).
При использовании природных
Неэффективность рыночного механизма, так называемые провалы рынка, в области охраны окружающей среды и природопользования обусловливает необходимость государственного регулирования процессов природопользования.
Охрана окружающей среды - совокупность всех мероприятий государства, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных естественных природных условий. Природопользование - совокупность воздействий человека на географическую оболочку Земли, рассматриваемых в комплексе (в отличие от отраслевых понятий - водопользования, землепользования, лесопользования и т.п.). Правовое регулирование отношений по охране окружающей среды и природопользованию ведется на основе законодательства Российской Федерации.
Целью государственного управления в
области охраны окружающей среды
и природопользования в России является
переход к устойчивому
Особенность системы государственного регулирования природоохранной деятельности состоит в наличии нескольких уровней регулирования: общегосударственного, регионального, местного. В последние годы прослеживается тенденция увеличения количества органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственные за состояние окружающей среды на “своем участке” и расширение их функций в этой области. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Например, в США в соответствии с Актом о национальной политике в области окружающей среды (1969) созданы федеральное Агентство по охране окружающей среды, имеющее свои отделения в ряде штатов, и совет по ее качеству при президенте.
В нашей стране единую государственную
политику в области охраны окружающей
среды и природопользования осуществляют
Министерство природных ресурсов РФ
(МПР России) и Федеральная служба
России по гидрометеорологии и
Поиск эффективных государственных регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования начался на рубеже 60-70 гг. XXв., когда экологические проблемы резко обострились. В этот период государственное регулирование было направлено на ликвидацию последствий накопленного загрязнения. Принимаемые меры касались в основном негативных итогов производственной деятельности и почти не затрагивали первопричин деградации окружающей среды. Акцент делался на законодательных ограничениях вредных воздействий на окружающую среду, государственном нормировании и контроле, а также на санкциях. Важнейшим принципом принимаемых законов по охране природы стал принцип “загрязнитель платит”, введенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. Осуществлялось безвозмездное субсидирование природоохранной деятельности. Экономическому регулированию, стимулированию охраны природы в этом период уделялось мало внимания. Ограниченность такого подхода очевидна. Однако он был оправдан, так как в ряде случаев приходилось срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью экосистемы.
1980-е гг. ознаменовались попытками
широкого использования
В основу проведения экологической
политики и ее финансирования в большинстве
развитых стран был положен принцип
нормативного качественного состояния
окружающей среды, которое достигается
путем установления стандартов на загрязнения
различного рода. Нормативное регулирование
служит сегодня основным каналом
воздействия экологической
Законодательная деятельность в области
охраны окружающей среды получила быстрое
распространение. В развитых странах
приняты законы и акты, регламентирующие
нормы, процедуры природопользования,
дающие методические рекомендации, декларирующие
природоохранные принципы. В них
закреплена роль государства по регулированию
природосберегающей деятельности, определены
права и обязанности
Эффективная экологическая политика
государства основывается на гибком
сочетании макроэкономических мер
и мероприятий, имеющих собственно
экологическую направленность. Макроэкономические
меры - это меры, которые проводятся
в рамках всей экономики или на
уровне отдельных секторов (народнохозяйственных
комплексов). Они могут не иметь
в явном виде экологических целей.
Среди таких мероприятий можно
выделить структурную перестройку,
изменение обменного курса