Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради большего блага в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. А. Смит

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.79 Кб (Скачать файл)

С целью расширения внешнеторгового  потенциала и увеличения экспорта Правительству  РФ было рекомендовано разработать  Федеральную программу комплексного развития экспорта. Как приоритетное направление в ней выделяется расширение производства и вывоза готовых  промышленных товаров, потенциально конкурентоспособных  на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия  и др.) Программа должна включать мероприятия по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта. Предусматривается комплекс мер по стимулированию экспорта готовой  продукции, технологий и “ноу-хау”, например, возврат отечественным  производителям уплаченного налога на добавленную стоимость после пересечения товаром границы, а также снижение на 50% налога на прибыль, полученную от реализации экспортной продукции. Ставится вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов, в первую очередь машиностроительного экспорта, и о предоставлении коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов. Из средств, выделяемых на государственную поддержку экспорта, предполагается одну четверть направить на прямые субсидии и три четверти -на страхование, государственные гарантии возврата экспортных кредитов.

Одно из непременных условий  конкурентоспособности изготовителей  промышленных изделий - их информированность  о рынке, возможностях и поведении  конкурентов, нововведениях и о  многих других характеристиках, позволяющих  им иметь полное представление о  внешней среде, тенденциях ее развития в текущий момент и в перспективе. Только при таком условии компания-производитель  может быть гарантирована от неприятных неожиданностей и осознанно формировать  и осуществлять свою научно-техническую, производственную, сбытовую политику, умело противостоять своим конкурентам.

Одновременно с применением  административных и экономических  методов государственного регулирования  ВЭД проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Государственные органы (а  также полугосударственные организации) оказывают экспортерам значительные информационные и консультативные услуги. Государственные органы осуществляют сбор статистических материалов, анализ состояния и оценку перспектив ВЭД, издают справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов.

Государственные учреждения осуществляют также активное продвижение национальных товаров на внешние рынки путем  проведения выставок, международных  симпозиумов, конференций и с  помощью других форм ознакомления представителей деловых кругов разных стран с  отечественными достижениями в экономике, науке, технике, а также посредствам  создания за границей торговых, торгово-информационных центров. Под патронажем государственных  учреждений регулярно организуются зарубежные поездки бизнесменов. Например, Министерство торговли США, имея примерно 150 представительств в более чем 70 странах - основных торговых партнерах  США - регулярно организует поездки  за границу торговых делегаций, проводит показы каталогов американских фирм.

Развита за рубежом и система морального поощрения экспортеров. Она включает организацию национальных конкурсов с награждением победителей медалями, призами, дипломами и т.д. Обладание такими наградами повышает престиж компании, укрепляет ее деловую репутацию, служит дополнительным средством повышения конкурентоспособности ее продукции. Таким образом, государство в условиях рыночной экономики располагает широким набором средств воздействия на ВЭД.

Контрольные вопросы

1. Какова структура государственного  регулирования ВЭД и каков  механизм внешнеторгового регулирования?

2. Какие вопросы государственного  регулирования ВЭД находятся  в ведении РФ, в сфере совместного  ведения РФ и субъектов РФ? Каковы полномочия субъектов  РФ в области ВЭД?

3. Какие методы применяются в  государственном регулировании  ВЭД?

4. В чем состоит особенность  количественных методов ограничения  внешней торговли?

5. Какие меры косвенного воздействия  используются для стимулирования  ВЭД?

Нормативные акты

Федеральный закон “О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности”  от 13 октября 1995 г. - Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

Закон РФ “Об акцизах” в ред. ФЗ “О внесении изменений в Закон  РФ “Об акцизах” от 7 марта 1996 г. - СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016. Закон РФ “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г. - Ведомости  Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 23. Ст. 821. В ред. федеральных законов - см.: СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3204; № 48. Ст. 4567.

Литература

Внешнеэкономическая деятельность предприятия: основы: Учебник для вузов. / Под  ред. Л.Е. Стровского. - М., 1996.

Реформа внешнеторговой политики / Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная  экономическая политика / Под общей  ред. проф. А.В. Сидоровича. - М., 1998. Экономика  внешних связей России / Под ред. А.С. Булатова. - М., 1995. 

 

§ 6. Государственное управление в  области охраны окружающей среды  и природопользования

Не обвиняйте природу, она сделала

свое дело, делайте  теперь свое.

Д. Мильтон

Окружающая природная среда - природные  ресурсы - экс-терналии (внешние эффекты) - охрана окружающей среды - , природопользование — принцип нормативного качественного-состояния  окружающей среды - макроэкономические меры -система специальных механизмов и инструментов - экологические налоги - ускоренная амортизация - платежи  за загрязнение - продажа прав на загрязнение - финансирование природоохранных предприятий - экологические фонды - государствен-, ные субсидии - платное природопользование - штрафы - экологические программы

Обеспечение экологической безопасности в сфере хозяйственной деятельности становится все более важной функцией государства. Острота и необходимость  решения экологических проблем, которые во все большей степени  приобретают глобальный характер, осознаны сегодня практически во всех странах  мира. Очевидно, что экологическая  деградация окружающей среды и биосферы (опустынивание, обезлесение, дефицит  сырья, парниковый эффект, истощение  озонового слоя, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение  Мирового океана, исчезновение некоторых  видов животных и растений и др.) может привести к непредсказуемым  последствиям и будет угрожать самому существованию человека как вида.

Вместе с тем решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов невозможно. Рыночная система является эффективной при использовании  и распределении ресурсов, имеющих  денежную оценку, и дает сбои при  использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплатных, к  которым относятся и природные  ресурсы.

Природные ресурсы - это ресурсы, образовавшиеся в окружающей природной среде (естественной среде обитания и производственной деятельности человека) в результате естественных процессов. К ним можно отнести элементы литосферы, гидросферы и атмосферы, а также солнечное излучение, тепло Земли, рельеф местности, климат, растительность, сообщества живых и неживых организмов и т.п. Большинство природных ресурсов не имеет рыночной стоимости, так как они не продаются на рынке (например, чистый воздух, ландшафты и пр.).

При использовании природных ресурсов возникают так называемые экс-терналии (внешние эффекты). Это издержки, которые трудно оценить количественно (придать им денежное выражение). Они  не принимаются во внимание субъектами производства и/или не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а  иногда - и для будущих поколений. Открытый доступ ко многим природным  ресурсам приводит к их сверхэксплуатации, часто вплоть до полной деградации. Варварская вырубка лесов, неумеренное  рыболовство, безграничные выбрасы  в атмосферу промышленных отходов  и многое другое является примером такой сверхэксплуатауции. Все тому подобное нарушает экобаланс несмотря на то, что экосистемы обладают способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба природной среде (например, тропические или манговые леса, ассимилирующая способность морей). Поэтому здесь  особенно важны контрольные функции  природоохранных органов государства  и комплекс его управляющих и  регулирующих воздействий на создание условий, при которых всем хозяйственно-производственным субъектам выгодно заботиться об экологической обстановке.

Неэффективность рыночного механизма, так называемые провалы рынка, в  области охраны окружающей среды  и природопользования обусловливает  необходимость государственного регулирования  процессов природопользования.

Охрана окружающей среды - совокупность всех мероприятий государства, направленных на сохранение, восстановление и улучшение  благоприятных естественных природных  условий. Природопользование - совокупность воздействий человека на географическую оболочку Земли, рассматриваемых в комплексе (в отличие от отраслевых понятий - водопользования, землепользования, лесопользования и т.п.). Правовое регулирование отношений по охране окружающей среды и природопользованию ведется на основе законодательства Российской Федерации.

Целью государственного управления в  области охраны окружающей среды  и природопользования в России является переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение  социально-экономических задач и  проблем сохранения благоприятной  окружающей среды и природно-ресурс-ного потенциала в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений людей.

Особенность системы государственного регулирования природоохранной  деятельности состоит в наличии  нескольких уровней регулирования: общегосударственного, регионального, местного. В последние годы прослеживается тенденция увеличения количества органов  государственного управления, включая  отраслевые министерства, ответственные  за состояние окружающей среды на “своем участке” и расширение их функций  в этой области. Практически во всех развитых странах появились центральные  органы, осуществляющие руководство  природоохранной политикой в  национальном масштабе. Например, в  США в соответствии с Актом  о национальной политике в области  окружающей среды (1969) созданы федеральное  Агентство по охране окружающей среды, имеющее свои отделения в ряде штатов, и совет по ее качеству при  президенте.

В нашей стране единую государственную  политику в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляют Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды. Указанные федеральные  органы осуществляют координационные  функции, разрабатывают и издают соответствующие нормативные правовые акты и контролируют их выполнение.

Поиск эффективных государственных  регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования начался на рубеже 60-70 гг. XXв., когда экологические проблемы резко обострились. В этот период государственное регулирование было направлено на ликвидацию последствий накопленного загрязнения. Принимаемые меры касались в основном негативных итогов производственной деятельности и почти не затрагивали первопричин деградации окружающей среды. Акцент делался на законодательных ограничениях вредных воздействий на окружающую среду, государственном нормировании и контроле, а также на санкциях. Важнейшим принципом принимаемых законов по охране природы стал принцип “загрязнитель платит”, введенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. Осуществлялось безвозмездное субсидирование природоохранной деятельности. Экономическому регулированию, стимулированию охраны природы в этом период уделялось мало внимания. Ограниченность такого подхода очевидна. Однако он был оправдан, так как в ряде случаев приходилось срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью экосистемы.

1980-е гг. ознаменовались попытками  широкого использования экономических  регуляторов для стимулирования  природоохранной деятельности в  рыночной экономике. Сейчас в  мире в этой области насчитывается  свыше 80 различных экономических  инструментов, включающих мониторинг  окружающей среды, управление  процессами природопользования, финансирование  и стимулирование природоохранной деятельности. В настоящее время в области охраны окружающей среды сложился своеобразный симбиоз из административных и рыночных механизмов (так называемый смешанный механизм). И поиск оптимальных эколого-экономических регуляторов продолжается.

В основу проведения экологической  политики и ее финансирования в большинстве  развитых стран был положен принцип  нормативного качественного состояния  окружающей среды, которое достигается  путем установления стандартов на загрязнения  различного рода. Нормативное регулирование  служит сегодня основным каналом  воздействия экологической политики на хозяйственную деятельность, инвестиционную активность, инновационный процесс.

Законодательная деятельность в области  охраны окружающей среды получила быстрое  распространение. В развитых странах  приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие  природоохранные принципы. В них  закреплена роль государства по регулированию  природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей. В •специальных природоохранных  законах вводится система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, устанавливаются санкции в отношении  нарушителей правовых норм. В России комплексный закон “Об охране окружающей природной среды” был  принят в 1991 г.

Эффективная экологическая политика государства основывается на гибком сочетании макроэкономических мер  и мероприятий, имеющих собственно экологическую направленность. Макроэкономические меры - это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов (народнохозяйственных комплексов). Они могут не иметь  в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно  выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, финансово-кредитную политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные  преобразования, реформы цен и  налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для  иностранных инвестиций и т.д. Все  эти мероприятия, механизмы и  реформы неизбежно в той или  иной степени сказываются на экологической  ситуации.

Информация о работе Антикризисное управление