Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа
Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради большего блага в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. А. Смит
Так, осуществляемый в России переход к рынку предполагает задание жестких экологических рамок для альтернативных вариантов развития. В условиях жесткой конкуренции, массовых банкротств, ужесточения финансовой ситуации для предприятий (вне зависимости от их типа - государственных, кооперативных, акционерных, частных, и от сферы деятельности — промышленность, сельское хозяйство и т.д.) одной из первых жертв борьбы за выживание становится природа. Предприятия стремятся всячески экономить на природоохранных мерах, на приобретении экологического оборудования, так как экологические затраты не увеличивают выпуск основной производственной продукции, кроме того или скрываются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захоронения отходов для того, чтобы избежать платы за них, штрафов и т.д. С учетом отдаленных эколого-экономических последствий недостаточный учет экологических аспектов ведения хозяйства при проведении макроэкономических преобразований может привести к разрушению природной среды, что в конечном счете разрушит и саму экономику, и рынок.
На макроэкономическом уровне государственное
регулирование должно носить экологосбалансированный
характер. Например, суть экологически
ориентированного изменения структуры
экономики состоит в
Система специальных механизмов и
инструментов, непосредственно связанных
с охраной окружающей среды и
эксплуатацией природных
- непосредственное
- контрольно-запретительное
- государственное экономическое
стимулирование и поддержка
- меры государства, побуждающие
природопользователей к охране
ок-, ружающей среды (побудительные
отчисления за загрязнение,
- формирование и реализация экологических программ.
Эти мероприятия нацелены на охрану
окружающей среды и улучшение
использования природных
Таким образом, государство устанавливает цели природоохранной политики, определяет ее приоритеты и разрабатывает нормы взаимоотношений с (между) природопользователями, т.е. правила, которые и составляют экономический механизм. Сам же этот механизм функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера.
Рассмотрим более подробно систему экономических инструментов государственного регулирования природоохранной деятельности.
Особенно широко используемым и
эффективным инструментом считаются
налоги. Экологические налоги (их часто
называют “зелеными”) призваны решать
по крайней мере две задачи: во-первых,
сделать стоимость продукции
более соответствующей
В общем случае для производителей
устанавливаются налоговые
В экологоориентированной налоговой
системе выделяются четыре аспекта:
отраслевой, технологический, региональный
и продуктовый. Например, в начале
природо-продуктовой цепочки, соединяющей
первичные природные факторы
производства с конечной продукцией,
налоги на природо-эксплуатирующие
отрасли и сектора могут играть
роль пресса, подавляющего природоемкую
деятельность или переориентирующего
ее на экологосба-лансированную. При
этом пониженные налоги должны применяться
при применении ресурсосберегающих
и малоотходных технологий. В регионах
с напряженной экологической
ситуацией система
Хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования природоохранных мероприятий является практика ускоренной амортизации основных фондов (увеличение амортизационных отчислений). Ускоренная амортизация экологически чистой техники или очистного оборудования позволяет уменьшить сумму, облагаемую налогами, и тем самым увеличить чистую прибыль предприятия.
Важным элементом системы
В настоящее время применяются три вида платежей: за загрязнение атмосферы, за сброс в водоемы загрязняющих веществ, за размещение отходов. В России применяются две ставки платежей: базовая, соответствующая выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов, и за сверхлимитные загрязнения, равная пятикратному значению базовой ставки. В целях учета региональной особенности сумма платежей корректируется на коэффициент экологической ситуации. Например, для воздуха, воды и почвы (в случае размещения отходов) он изменяется в диапазоне от 1 до 2.
Местные органы власти имеют достаточно
широкие возможности влияния
на изменение нормативов платежей за
загрязнение окружающей среды. Все
согласования предельно допустимых
выбросов и определение лимитов
осуществляются на региональном уровне
исполнительными органами в лице
комитетов по охране природы. Корректировка
коэффициентов экологической
В переходный период развития экономики
система платежей за загрязнение
носит скорее “мягкий, догоняющий”
характер. Будучи “встроенной” в экономический
механизм, не ориентированный на экологическую
безопасность, она призвана ослабить
негативные последствия хозяйственной
деятельности. Функция накопления денежных
ресурсов для государственного управления
в области природопользования в
России сегодня является главной
и проще реализуемой. Однако в
перспективе при переходе к природосбе-регающим
производствам стимулирующая
Государство содействует развитию
рыночных механизмов в природоохранной
области. Например, способствует формированию
рынка природных ресурсов, созданию
ипотечной системы, системы экологического
страхования. В развитых странах, например,
в США, с помощью государства
формируются рыночные механизмы
продажи прав на загрязнение. Одним
из важнейших принципов подобного
рынка является право на продажу
различного рода выбросов и сбросов.
Упрощенная схема такой торговли
состоит в следующем. В рамках
ограниченной территории законодательно
вводится лимит на определенную сумму
выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
Данная сумма загрязнений не может
быть превышена при новом
Финансирование
В последние годы финансирование природоохранных
мероприятий в Российской Федерации
претерпело существенные изменения. Основная
масса (80-90%) капитальных вложений, выделяемых
на природоохранные мероприятия, раньше
шла на строительство водоохранных
сооружений и очистку воздуха, остальная
часть предназначалась на охрану
земельных ресурсов, ведение лесного
хозяйства, содержание заповедников и
других охраняемых территорий. В настоящее
время государственные
Текущие природоохранные мероприятия
должны финансироваться из целевых
источников, основанных на платежах за
загрязнение, а также из средств
экологических фондов. При таком
подходе ликвидируются
В России региональные экологические
фонды функционируют с 1992 г. Среди
основных задач, возложенных на экологические
фонды, можно выделить следующие: финансирование
и кредитование программ и научно-технических
проектов, направленных на улучшение
состояния окружающей среды и
обеспечение экологической
Региональность является важной характеристикой
экологических фондов. Территории,
страдающие от загрязнения “своих”
предприятий, получают независимый
источник финансирования. Только 10% средств,
перечисляемых предприятиями, идет
затем в федеральный фонд, остальные
деньги остаются на местах. Все решения
о финансировании тех или иных
мероприятий принимаются