Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа
Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради большего блага в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. А. Смит
Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.
Государственное управление налогообложением включает:
1) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);
2) совокупность норм и правил,
регламентирующих налоговые
Отличительной особенностью государственного
управления в сфере налогообложения
является участие в управлении не
только специальных органов, но и
вовлечение в процесс управления
всех органов законодательной и
исполнительной власти - Совета Федерации,
Государственной Думы, Счетной палаты,
органов Министерства финансов, а
также Конституционного Суда РФ.Кроме
того, в управление налоговыми процессами
вовлечены негосударственные
Налоговыми органами в Российской
Федерации являются Министерство по
налогам и сборам РФ (МНС РФ) и
его территориальные
Помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Главными задачами государственного управления в области налоговой и таможенной политики являются:
1) прогнозирование объемов
2) совершенствование и
3) разработка правовых основ налогообложения;
4) обеспечение условий
5) составление налоговых
6) создание системы учета и контроля за сбором налогов;
В целом государственное
Особенности налогового планирования и прогнозирования состоят в том, что оно должно опираться на фундаментальные познания политических, экономических и юридических наук. Оно включает:
- оценку ситуации за истекший период;
- прогноз социально-
- разработку концепции
- утверждение конкретных ставок налогов и сборов;
- утверждение бюджета по
В большинстве стран в практике
налогового планирования широко используются
математические модели, посредством
которых устанавливаются
Налоговое регулирование как составная часть государственного налогового управления включает методы воздействия налоговой политики на регулирование инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.
Значение налогового регулирования усиливалось по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
И, наконец, налоговый контроль представляет собой действия, осуществляемые органами государственного контроля в процессе наблюдения за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.
В соответствии с Законом РСФСР
“О государственной налоговой
В систему налоговых органов РФ, кроме МНС РФ, входят федеральные органы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” от 24 июня 1993 г. Налоговая полиция входит в систему правоохранительных структур и выполняет функции по предупреждению, выявлению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями .
Выполняя функции контроля, государственные
налоговые инспекции на предприятиях
любых форм собственности имеют
право проверять финансовые документы,
регистры бухгалтерского учета, отчеты,
планы, сметы, декларации и другие документы,
связанные с начислением и
уплатой налогов. Они могут также
требовать необходимые
В случае, ,епредоставления
Сам по себе сбор налогов требует
определенных затрат. Это и расходы
на содержание налоговой службы, так
как налоговые службы вынуждены
содержать многочисленный персонал
для проверки правильности выплат.
Это и затраты времени и
средств плательщиков, связанные
с определением причитающихся с
них налоговых сумм, их перечислением
в бюджет, а также на услуги налоговых
консультантов.Все эти виды затрат
входят в состав административных издержек
налогообложения. И если они являются
чрезмерными, то это существенно
снижает эффективность
В большинстве стран законом, регламентирующим
правовой, экономический и
Помимо Налогового кодекса налоговые отношения регулируются системой таможенного, арбитражного, административного, уголовного и гражданского законодательства. Кроме того, силу закона имеют международные договоры, заключаемые между странами в целях избежания двойного налогообложения. В России, как и в других странах, налоговое законодательство строится в строгом соответствии с Конституцией, а установление федеральных налогов, их правовое регулирование находится в ведении высших органов государственной власти.
Неотъемлемой частью государственного управления с целью привлечения доходов государственного бюджета является таможенная политика. Таможенные пошлины и тарифы являются разновидностями налогов во внешнеэкономической деятельности, которые взимаются при перевозке товаров через границу. Посредством механизма таможенной политики государство может весьма эффективно ограничивать количество ввозимых в страну товаров, создавая тем самым благоприятные условия для развития внутреннего рынка и защиты его от иностранной конкуренции. Посредством экспортных пошлин государство ограничивает вывоз товаров. Но и в том и в другом случае государство увеличивает количество средств, поступаемых в государственный бюджет.
Иногда государство в целях
регулирования товарных потоков
устанавливаетпреференциальные
В ряде случаев иностранные импортеры
идут на выплату повышенного тарифа
с целью завоевать национальный
рынок другой страны. В таком случае
государство прибегает к
Для регулирования объема вывозимого
товара государство использует
Особенность государственного таможенного регулирования состоит в том, что международная правовая система исключает возможность принятия односторонних мер по повышению или уменьшению таможенно-тарифных ставок. Поскольку изменение тарифов одной страны может привести к ухудшению платежного баланса другой страны, то для изменения тарифов требуются консультации на международном уровне.
В сфере таможенного
Государственная таможенная служба Российской Федерации и современное законодательство, регулирующее ее деятельность, сформировались лишь к середине 1990-х гг. Нормативное обеспечение налогового регламента, действующего на таможне, разрабатывается МНС РФ совместно Государственным таможенным комитетом РФ и согласуется с Министерством финансов РФ. В целях регулирования торговых отношений с другими странами 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” № 3615-1, а 13 октября 1995 г. - ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривалось формирование Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Сегодня эта служба осуществляет единую государственную политику в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Она обеспечивает организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, проверяет обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов.
В настоящее время