Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа
Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради большего блага в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. А. Смит
В странах с развитой рыночной экономикой непосредственным объектом государственного управления является сфера не только финансовых, но и кредитных отношений. Прямое государственное воздействие на развитие кредитной системы проявляется через разработку государственными органами законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.
Так, в большинстве стран
Наиболее действенное
Основными методами кредитно-денежной
политики Центрального банка России
(далее ЦБ РФ) является учетная политика,
проводимые им операции на открытом рынке
и регулирование нормы
Учетная (дисконтная) политика активно применяется государством с середины XIXв., когда в большинстве стран произошло расширение функций государственного банка по кредитованию коммерческих банков под их долговые обязательства. Так возникла учетная ставка, т.е ставка, по которой государственный банк осуществлял учет векселей коммерческих банков. Сегодня учетная ставка, или ставка рефинансирования, - это ставка, по которой ЦБ РФ выдает кредиты коммерческим банкам. Повышая ставку по кредитам, ЦБ РФ сокращает число заимствований и кредитных операций, ставки коммерческих банков также увеличиваются, условия кредитования ухудшаются, происходит удорожание денег. Напротив, снижая учетную ставку, ЦБ РФ создает благоприятную ситуацию для пополнения ресурсов коммерческих банков, увеличения кредитных ресурсов и роста денежной массы.
В целях управления кредитными ресурсами, ЦБ РФ широко использует операции на открытом рынке, которые представляют собой продажу или покупку ЦБ РФ государственных ценных бумаг по заранее объявленному курсу. Покупая ценные бумаги у коммерческих банков или частных лиц, ЦБ РФ увеличивает резервы коммерческих банков и общий объем денежной массы. Продавая ценные бумаги, ЦБ РФ уменьшает количество денег в обращении. Но одновременно Правительство РФ получает денежные средства для покрытия дефицита государственного бюджета.
Для поддержания объема денежной массы
в определенных размерах и регулирования
ликвидности коммерческих банков, ЦБ
РФ широко использует политику обязательных
резервов. Смысл этой политики состоит
в том, что коммерческие банки
обязаны хранить часть
Функционирование современного рыночного хозяйства невозможно также без системы страхования. Это определяется тем, что в условиях рыночной экономики более высокой является степень страхового риска, который связан не только с возможностью возникновения стихийных бедствий, но и с такими явлениями, как экономические кризизы, спады производства, инфляция и т.д. Поэтому страхование во всех странах - это такой сектор экономики, который призван обеспечить социально-экономическую стабильность в обществе.
Страхование осуществляется за счет
страховых фондов, формируемых из
уплачиваемых страховых взносов. Эти
фонды могут создаваться как
в обязательном, так и в добровольном
порядке. До 1992 г. в России действовала
система исключительно
В 1992 г. на базе Правления Госстраха
была создана Российская государственная
страховая компания (Росгосстрах). На
страховом рынке появились
В большинстве стран с рыночной
экономикой существуют и действуют
несколько видов страховых
- централизованный страховой
- фонд самострахования,
- фонд страхования, который
В целом, страховой рынок - это сложная система, включающая различные структурные звенья. И этот рынок, также как и сфера финансово-кредитных отношений, нуждается в государственном регулировании.
Мировой опыт свидетельствует, что
свобода действий страховых организаций
на страховом рынке может
Государство регулирует также распределение
между страховыми компаниями прав на
обязательные виды страхования. Оно
может посредством налоговой
политики поощрять отдельные виды страхования,
например те, которые решают социальные
проблемы. На страховом рынке стихийно
складывающаяся структура страховых
операций имеет отрицательные
- государственное обязательное
страхование пассажиров от
-обязательное страхование
- обязательное страхование
- обязательное страхование
- государственное обязательное
личное страхование
- государственное обязательное
личное страхование
- обязательное медицинское
Остальные виды личного и имущественного страхования осуществляются на добровольной основе.
Государственное управление рынком страховых услуг осуществляется также посредством создания государственных страховых организаций, которые действуют на рынке наряду с негосударственными страховыми компаниями, создаваемые в форме АО, обществ взаимного страхования и перестраховочных компаний. Мировой опыт свидетельствует, что в создании страховых организаций, специализирующихся на страховании особо крупных рисков (например, космических исследований), иностранных инвестиций, участие государства (непосредственно или посредством долевого участия в страховых компаниях, создаваемых в виде АО) является обязательным.
Основное звено в системе
государственного страхования - инспекции.
Они осуществляют проведение большинства
видов добровольного и
Таким образом, государственное управление
в области финансово-кредитных
отношений имеет свои особенности.
Государство может
Контрольные вопросы
1. Что является объектом
2. Что такое оперативное
3. С помощью каких экономических
инструментов государство
4. В чем особенности
Нормативные акты
Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Собрание законодателей” Российской Федерации;*!998. №31. Ст. 3823.
Литература
Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Авт. Колл.:
Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М., 1998.
Дадашев A3., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. -
М., 1997.
Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. -
М., 1995.
Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М., 1995.
Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического
регулирования. - М., 1996.
Уткин Э.А. Финансовое управление. - М., 1997.s;
§ 3. Специфика государственного управления налоговой и таможенной политикой
Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегоАно отпускает чиновникам, а те, что оно оставляет в карманах граждан. И. Этвес
Налоги - государственное управление налогообложением -налоговые органы - таможенные органы - налоговое планирование - налоговое регулирование - налоговый контроль - налоговая полиция - государственная таможенная политика - таможенные пошлины - экспортные квоты - квотирование импорта - лицензии - Государственная таможенная служба РФ
В условиях рыночной экономики одним из главных методов косвенного воздействия на экономическое развитие является осуществляемая государством налоговая и таможенная политика.
Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Они представляют собой реальную сумму денежных средств, мобилизуемых государством для покрытия своих расходов. Через налоговую политику происходит перераспределение созданного в обществе продукта, сосредоточение его части в руках государства в целях удовлетворения общественныхпотребностей. Но в то же время посредством налоговой и таможенной политики государство осуществляет регулирование воспроизводственных пропорций, управление экспортно-импортной деятельностью, стимулирует или сдерживает темпы роста производства, инфляции и цен, проводит антимонопольную политику. Налоговый механизм способствует перераспределению доходов граждан, обеспечивает социальную защиту неимущих, выступает регулятором личных доходов населения. Недостатки налоговой и таможенной политики могут привести к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, могут нарушить баланс межбюджетных отношений, ухудшить показатели платежного баланса страны или привести к усилению социальной напряженности в обществе. Вот почему государственное управление в сфере налогообложения и таможенной политики - это не просто составная часть сферы управления, но одна из наиболее социально значимых сфер управленческих действий.