Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради большего блага в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. А. Смит

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.79 Кб (Скачать файл)

Поэтому перед органами государственной  власти стоят сегодня сложные  задачи по пересмотру основ налогообложения. Необходимо создать такую налоговую  систему, которая бы в наибольшей степени стимулировала инвестиции и экономический рост, способствовала структурно-технологическому совершенствованию  производства, сбалансированию экономических  интересов.

Контрольные вопросы

1. Что такое государственное  управление налогообложением?

2. Каковы главные задачи государственного  управления в области налоговой  и таможенной политики?

3. Что включает в себя налоговое  планирование? Каковы основные методы  налогового регулирования?

4. Что такое таможенная политика  государства? В чем заключаются  особенности государственного регулирования  в данной области?

Нормативные акты

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст. - М, 1998 (с последующими изменениями  и дополнениями). Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. в ред. федеральных законов от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ.

Литература ;

Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. - М., 1995. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 1997. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русакова, В.Н. Кашина. - М., 1998. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В. Князева, Д. Черника. - М., 1995.

ОкуневаЛ.П. Налоги и налогообложение в России. - М., 1996. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пе-пеляева. -М., 1995.

Российское таможенное право: Учебник  для вузов / Под ред. Б.Н. Габри-чидзе.-М., 1998.

Таможенное право. Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М., 1998. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М., 1998.

§ 4. Государственное управление антимонопольной  политикой и государственным  имуществом

Главный недостаток капитализма  — неравное распределение благ, главное преимущество социализма —  равное распределение лишений, У. Черчилль

Конкуренция - монополия - антимонопольная  политика - государственное антимонопольное  регулирование экономики: американская и европейская модели - “доминирующее  положение” -государственный антимонопольный  орган - естественная монополия - государственные  монополии - государственное имущество - государственный сектор экономики - унитарное предприятие - казенное предприятие - государственные корпорации -договор о государственном представительстве - доверительное управление государственным  имуществом - управление пакетами государственных  акций

Разработка и проведение антимонопольной  политики относится к числу важнейших  экономических функций современного государства. Данная функция характеризует  не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально  ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства  такой экономики, как, например, Россия.

Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и  иные потери от вытеснения рыночной конкуренции  монополией. Следовательно, общество будет  получать экономическую выгоду, препятствуя  развитию монополии или прекращая  ее деятельность там, где она уже  существует.

Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

Антиподом конкуренции является монополия. В узком, строгом смысле монополия — это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая единственная производит уникальный продукт. Однако на практике чаще используется понятие монополии в более широком смысле. В этом смысле под монополией подразумевают такое объединение, в которое входит одна или незначительное количество фирм отрасли, производящих и продающих основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монопольную власть на рынке, что означает осуществление ими контроля за ценой, объемом производства и направлениями продаж производимых ими товаров и услуг.

Следует иметь в виду, что в  роли монополии не обязательно выступает  очень крупная фирма. Главное - удельный вес фирмы (фирм) в производстве и  сбыте конкретного вида продукции. Иными словами, более важен относительный, а не абсолютный размер фирмы, хотя, как показывает опыт, абсолютный и  относительный размеры фирмы  довольно часто “идут рука об руку”.

В зависимости от степени монопольной  власти, которой располагают хозяйствующие  субъекты в своей отрасли, выделяют такие рыночные структуры, как: 1) совершенная  конкуренция; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия; 4) чистая монополия. Если в первой из названных структур фирмы  вообще не имеют никакой монопольной  власти, то в последней одна фирма  обладает абсолютной монопольной властью  на рынке. Но в реальной жизни эти  структуры почти не встречаются, а преобладают промежуточные  структуры: монополистическая конкуренция  как более конкурентная рыночная структура и олигополия как монополистическая  структура (в широком понимании  этого термина).

Сравнение опыта функционирования различных рыночных структур свидетельствует  о том, что усиление монопольной  власти отдельных фирм в рыночных отраслевых структурах приводит к общественным экономическим потерям. Эти потери проявляются, во-первых, в более высоких  ценах, которые приходится платить  потребителям за продукцию фирм-монополистов, по сравнению с ценами на аналогичную  продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, приобретение фирмой монопольной  власти зачастую приводит к сознательному  ограничению производства отдельных  видов товаров и услуг с  целью поддержания высоких цен. Это означает, что монополия приводит к неэффективному распределению  ресурсов между различными отраслями, к их недоиспользованию в монополизированных отраслях. В-третьих, монополия зачастую ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий производства и качества продукции.

Как отмеченные, так и не названные  негативные моменты монополизма  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать и  проводить антимонопольную политику. Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и  пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим  субъектам равных условий конкуренции  и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное  регулирование экономики включает в себя два связанных между  собой направления (аспекта): 1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2) формирование системы  органов, осуществляющих антимонопольное  регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Корни антимонопольного регулирования  уходят в глубь веков. Первым антимонопольным  законом общего характера, где впервые  используется и сам термин “монополия”, принято считать конституцию  о ценах императора Зенона (483). В  ней говорилось: “Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило  себе осмелиться осуществлять монополию  на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования”.

В экономической и юридической  литературе по антимонопольному регулированию  экономики принято различать  две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной  единицы независимо от социально-экономических  последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил  наименование “структуралистского”, утверждают, что отрасль, имеющая  монополистическую структуру, и  вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными  с общественной точки зрения и  должны подпадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагается в основном форма правопримени-тельного процесса и судебное преследование  нарушителей.

Европейская модель в отличие от американской делает упор на принцип  контроля за злоупотреблениями. При  таком подходе, именуемом в литературе “бихевиористским”, акцентируется  внимание не на структуре отрасли, а  на поведении отдельных хозяйствующих  субъектов. В этой модели используется “правило разумного подхода”, которое  провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические  последствия деятельности которой  имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

В последние десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону  европейской модели, когда антимонопольное  регулирование деятельности хозяйствующих  субъектов осуществляется не столько  на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических  последствий их деятельности для  общества.

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к  европейской модели. Это находит  выражение в содержании российского  антимонопольного законодательства, а  также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных  органов. Последние включены в систему  исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики.

Начало антимонопольному регулированию  в России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР “О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”. Этот закон, подвергшийся значительной переработке  в 1995 г., стал самым ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное  законодательство Российской Федерации  состоит из Конституции РФ, названного закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Система антимонопольного регулирования  экономики включает следующие элементы:

- понятие монополиста, его качественные  и количественные характеристики;

- виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

- перечень форм недобросовестной  конкуренции, подлежащей запрещению;

- определение системы антимонопольных  органов, их задач, функций  и полномочий;

- меры ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства. Важнейшим элементом в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране является само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого и подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие “доминирующее положение”. Это понятие - центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому закону, доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов на рынке) определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях, по установлению антимонопольного органа, доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Другим важнейшим элементом  в системе антимонопольного регулирования  является определение видов монополистической  деятельности, представляющих злоупотребление  хозяйствующим субъектом (или группой  лиц) доминирующим положением на рынке. К-ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь  своим результатом ограничение  конкуренции:

- изъятие товаров из обращения  с целью создания дефицита  и повышения цен;

- навязывание контрагенту неприемлемых  для него условий договора;

-принуждение к заключению “связанных  контрактов”;

- нарушение установленного порядка  ценообразования;

-создание препятствий доступу  на рынок другим хозяйствующим  субъектам;

-установление монопольно высоких  (низких) цен;

- необоснованный отказ от заключения  договора с отдельными покупателями  при наличии возможности производства  соответствующего товара и др.

Как один из видов монополистической  деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в  виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа  на рынок других продавцов. В отдельных  случаях разрешаются соглашения, преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие  субъекты докажут, что положительный  эффект от такого соглашения превышает  возможные его негативные последствия  для рынка.

Одним из элементов в любой системе  антимонопольного регулирования является также перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:

- распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту или  нанести ущерб его деловой  репутации;

- ложную информацию о потребительских  свойствах и месте изготовления  товара;

-некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом своих товаров с  товарами других хозяйствующих  субъектов;

- продажу товаров с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности, торговых марок, фирменных  знаков;

-получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной  или торговой информации без  согласия ее владельца.

Непременный элемент любой системы  антимонопольного регулирования - это  совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный государственный  антимонопольный орган - это Министерство РФ по антимонопольной политике и  поддержке предпринимательства (МАП), который создает в регионах свои территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

Информация о работе Антикризисное управление