Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 12:09, курсовая работа
Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых
1.2. План финансового оздоровления предприятия
Возможные направления и
1. Изменения в организационной стратегии.
Варианты
преобразований стратегии
Стратегии роста.
1) Интегрированный рост (расширение путем добавления новых структур внутри отрасли)
- вертикальная интеграция: прямая (приобретение фирм- продавцов);
- обратная (приобретение фирм-поставщиков); горизонтальная интеграция (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов).
2) Концентрированный рост (изменение продукта или рынка в рамках традиционной отрасли):
- захват рынка (увеличение доли на традиционных рынках); развитие рынка (новые рынки для старого продукта);
- развитие продукта (новый продукт на традиционном рынке).
3) Диверсифицированный рост (изменение продукта, рынка, отрасли):
- центрированная диверсификация (новые производства, совпадающие с основным профилем);
- горизонтальная диверсификация (новая непрофильная продукция для традиционных рынков); конгломеративная диверсификация (новые непрофильные производства для новых рынков).
Стратегии сокращения бизнеса:
- реструктуризация «вверх» (создание материнской компании для нескольких независимых ранее фирм, каждая из которых передает часть собственной новой);
- реструктуризация «вниз» (выделение независимого дочернего предприятия из действующей компании);
- горизонтальная реструктуризация (выделение сестринских компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных сферах деятельности);
- продажа части акций;
- деинвестирование (продажа отдельных сегментов бизнеса, подразделений);
- ликвидация (полная/частичная).
Преобразования в рамках процедуры внешнего управления (Закон РФ «О банкротстве»): перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; продажа части имущества; продажа предприятия (бизнеса).
Российским законодательством предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. В ходе процедуры наблюдения временным управляющим осуществляется оценка существующего положения, финансового состояния предприятия, анализ имеющихся резервов для восстановления платежеспособности. По результатам данного обследования арбитражным судом выносится решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства. В случае невозможности восстановления платежеспособности предприятия применяется процедура конкурсного производства, в рамках которой определяется размер конкурсной массы, распродается имущество и удовлетворяются требования кредиторов, что является ликвидацией предприятия. При выявлении возможностей для выхода предприятия из кризиса вводится процедура внешнего управления, в процессе которой разрабатывается и реализуется план внешнего управления.
В подобных условиях диапазон возможных решений заметно сужен,
действия по разработке и реализации плана внешнего управления ограничиваются временем (по закону «О несостоятельности (банкротстве)» максимум 18 месяцев) и средствами. Чаще всего это оборонительная стратегия, основанная на сокращении издержек, выделении, ликвидации нерентабельных
подразделений и активов.
2. Изменения в организационной и правовой формы.
Уточнение
организационно-правового
- хозяйственные товарищества;
Общества:
- общество с ограниченной ответственностью (ООО);
- общества с дополнительной ответственностью;
- акционерные общества (открытые – ОАО и закрытые – ЗАО);
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные предприятия; некоммерческие
организации.
Выбор формы реализации стратегии.
Расширение сферы деятельности: слияние, присоединение, создание филиалов и представительств, покупка имущества, аренда имущества, лизинг имущества, приватизация, совместное предприятие, участие в инвестиционных проектах, венчурные инвестиции, лицензирование, маркетинговые соглашения, технологическое участие, франчайзинг.
Сокращения сферы деятельности: разделение, выделение, продажа имущества, сокращение собственного капитала, сдача имущества в аренду, безвозмездная передача активов, передача имущества в зачет обязательств, консервация имущества, ликвидация отдельных подразделений, предприятия в целом.
Выбор типа объединения по степени участия в управлении: концерн, синдикат, картель, холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация, стратегический альянс, союз.
Реорганизация юридического лица (ст.57-60 ГК РФ) может осуществляться в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
Возможности по изменению структуры собственности и активов: приватизация, создание совместных предприятий, создание филиалов и
представительств, предоставление в аренду части имущества, лизинг, франчайзинг.
3. Структура и системы управления.
Сферы изменений и возможные организационные мероприятия.
Жесткие факторы организации – инструменты, сфера действия которых распространяется на абстрактные организационные структуры. Расчленение основной задачи предприятия на части с соответствующей привязкой производственных единиц. Выбор типа организационных структур управления: иерархические структуры - элементарная структура, линейно-штабная структура, линейно-функциональная структура, дивизиональная структура.
Дивизиональная структура подразделяется на продуктовую структуру, структуру с ориентацией на клиента, региональную структуру, структуру на базе бизнес- единиц, смешанную структуру. Адаптивные структуры подразделяются на проектную структуру, матричную структуру, программно-целевую структуру, структуру на групповом подходе. Структура на групповом подходе состоит из командной структуры, групповой структуры, бригадной структуры, сетевой структуры.
Разработка
общей органиграммы это
выстраивание одно- или
многолинейной структуры, изменение
количества иерархических
уровней, изменение соотношения
централизации/децентрализации
Мягкие
факторы организации –
фирменной культуры.
Процесс планирования предполагает анализ существующего положения предприятия, определение общего направления и стратегии развития, анализ эффективности, перспективности и стратегического соответствия отдельных видов деятельности предприятия, стратегическое позиционирование.
В экономической литературе встречаются различные подходы к выделению и представлению стратегии предприятия. Например, Ф. Котлер выделяет следующие направления возможного роста:
- интенсивный рост (глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка, совершенствование товара);
- интеграционный рост (регрессивная интеграция, прогрессивная интеграция, горизонтальная интеграция);
- диверсификационный рост (концентрическая диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная диверсификация).
В наиболее
общем виде направления
- дистрибьюторы компании дороги, несговорчивы или слабы для того, чтобы удовлетворять запросами компании; возможности дистрибьюторов ограничены с точки зрения создания для компании стратегических преимуществ в конкурентной борьбе;
- компания конкурирует в быстрорастущей отрасли и ожидается продолжение расширения рынков сбыта продукции, компания имеет капитал, и персонал, необходимые для того, чтобы справиться с задачами дистрибуции своей собственной продукции; стабильность производства особенно ценна, это связано с тем, что через собственную систему дистрибуции легче предсказывать потребность рынка в выпускаемой компанией продукции;
- действующие дистрибьюторы и продавцы продукции компании получают очень высокий процент прибыли, в этом случае посредством прямой интеграции компания может серьезно увеличить свою прибыль и за счет снижения издержек обращения существенно снизить конечную цену на свою продукцию, усилив, таким образом, свои конкурентные позиции.
При обратной интеграции (приобретение фирм-поставщиков) условиями выбора организационной стратегии являются следующие моменты:
- поставщики компании дороги, несговорчивы или слабы для того, чтобы удовлетворять запросы компании;
- число поставщиков ограничено по сравнению с числом конкурентов;
- компания конкурирует в быстро растущей отрасли, и ожидается продолжение расширения рынков сбыта продукции;
- компания имеет и капитал, и персонал, необходимые для того, чтобы справиться с задачами организации поставок сырья и материалов для своего производства;
- особую ценность имеют стабильные цены на сырье и материалы, через обратную интеграцию возникает возможность стабилизировать эти цены; поставщики компании получают высокий процент прибыли, что свидетельствует о том, что бизнес на поставщиках материалов в данной отрасли является стоящим предприятием;
- компания нуждается в быстрых поставках сырья и материалов.
При горизонтальной интеграции (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов) возникают следующие условия организационной стратегии:
- компания конкурирует в растущей отрасли;
- компания может стать монополистом в определенном регионе без привлечения особой поддержки местных властей или сильной конкурентной борьбы;
- увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества;
- у компании есть достаточные и капитальные, и трудовые ресурсы, чтобы успешно справиться с задачами своего расширения;
- конкуренты компании допускают ошибки из-за недостатка опыта управления или отсутствия особых ресурсов, которыми располагает компания.
Концентрированный рост (изменение продукта или рынка в рамках традиционной отрасли) включает в себя следующие организационные стратегии: захват рынка, развитие рынка, развитие продукта, централизованная диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная диверсификация.
Стратегия захвата рынка (увеличение доли на традиционных рынках) осуществляется при следующих условиях выбора организационной стратегии:
- существующие рынки не насыщены продукцией компании;
- норма потребления продукции компании у традиционных потребителей вскоре может возрасти;
- увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества.
Стратегия развития рынка (новые рынки для старого продукта) осуществляется при следующих условиях выбора организационной стратегии:
- появляются новые недорогие надежные каналы сбыта продукции;
- компания очень преуспевает в своем бизнесе; существуют новые неосвоенные или ненасыщенные рынки;
- компания имеет необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы справиться с расширением круга своих коммерческих операций;