Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 12:09, курсовая работа
Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых
Рисунок 1.9. Соотношение экспорта и импорта тары и упаковки
(стоимостное выражение)
В 2003 и 2005 годах объемы импорта тары/упаковки в натуральном выражении также были схожи. По сравнению с 2004 годом, в 2005-м объем импорта в натуральном выражении снизился. В течение всего рассматриваемого периода - с 2002-го по 2005 год - наблюдается неуклонный рост импорта тары/упаковки в стоимостном выражении, что объясняется смещением структуры импорта в сторону поставок более дорогостоящей продукции. В настоящее время в основном импортируется упаковка, которую по технологическим или экономическим причинам сложно изготовить на территории России, причем, такая упаковка, как правило, стоит дороже
Очевидно, что за счет импорта удовлетворяется спрос на наиболее дорогие виды упаковки. Пока отечественные производители не вытеснили иностранных именно из этого "элитного" сегмента рынка, но со временем ситуация может измениться.
До 2004 года лидером среди основных стран - поставщиков упаковочной продукции в РФ являлась Польша. Объем поставок из этой страны стабильно увеличивался, и на конец 2004 года он составил 102,23 млн. долларов. Также значительные объемы поставок тары и упаковки в 2004 году осуществляли Германия и Украина - соответственно 99,07 и 77,15 млн. долларов. Однако высокий уровень импорта с Украины был и остается обусловленным прежде всего тем, что данная страна является коридором, через который поставляется продукция из стран Европы.
В первом полугодии 2005 года ситуация несколько изменилась: в стоимостном выражении объем немецкого импорта превысил польский, однако в натуральном выражении он пока еще остался на более низком уровне (рис. 1.10.). По-прежнему сильные позиции сохранила Украина. Кроме указанных стран, в первом полугодии 2005 года в десятку лидеров по объему поставок вошли КНР, Австрия, Франция, Великобритания, Италия, Финляндия и Чехия.
Рисунок 1.10. Объем импорта тары и упаковки по странам-поставщикам (первое полугодие 2005 года
На рисунке 1.11. представлена динамика поставок тары/упаковки из стран, входящих в десятку наиболее крупных импортеров за период с 2002-го по первое полугодие 2005 года. Как показывают данные государственного научно-исследовательского вычислительного центра ГТК, в 2003 году КНР по объемам поставок вытеснила Финляндию и Австрию и, обеспечивая 8% от общего объема поставок в стоимостном выражении, заняла четвертое место [29]. В первом полугодии 2005 года Китай сохранил четвертое место, а его доля выросла до 9%. Также видно, что доля Польши за рассматриваемый период немного уменьшилась, а доля Украины - увеличилась.
Подводя итоги можно отметить, что в среднесрочной перспективе - до 2008 года - будет наблюдаться стабильный рост емкости российского рынка тары и упаковки как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Рост будет практически линейным, без резких скачков. Все существенные изменения на рынке, при отсутствии серьезных угроз для общей экономической ситуации в России, произойдут уже за пределами среднесрочного прогнозного периода, т.е. после 2008 года.
Рисунок 1.11. Структура импорта тары и упаковки по странам-производителям (стоимостное выражение)
Также можно ожидать дальнейшего снижения относительной доли импорта при росте российского производства. Потребители все чаще выбирают отечественных производителей: при равном качестве импортной и российской упаковки цена на импорт выше за счет таможенных пошлин и транспортных расходов. Кроме того, играет свою роль и временной фактор - российские производители быстрее поставляют заказанную упаковку.
Российские производители тары и упаковки - в том числе иностранные компании, действующие на территории страны, - по-прежнему будут работать на обеспечение потребностей внутреннего рынка. В настоящее время объем экспорта российской тары и упаковки ничтожен по сравнению с объемом внутреннего потребления.
Германия, Польша, Украина и Китай являются и в ближайшие годы останутся крупнейшими поставщиками тары и упаковки на российский рынок. В перспективе - до 2009 года - можно ожидать, что импортироваться будет все более дорогая тара и упаковка. В дальнейшем не исключено, что и иностранные поставщики дорогостоящей продукции будут вытеснены производителями, действующими на территории России.
1.4.2. Рынок шпули в России.
В настоящее время в России шпуля производится более чем на 50 предприятиях. В 2007 году, по данным ГКС, в России было произведено 3 560 000 п. м. шпули; в 2008 г. – 3 720 000 п. м. шпули; в 2009 г. – 3 860 000 п. м. шпули.
Одной из характерных черт российского производства шпули является большое количество производителей, чья продукция распространяется на локальные рынки.
Российский рынок шпули под намотку на нее полимерных материалов характеризуется высокой активностью как со стороны производителей так и со стороны потребителей. В последние годы емкость этого рынка значительно увеличилась. Рост емкости рынка вызван не только ростом импорта, но и стабильным увеличением объема производства внутри страны.
Несмотря на то, что объемов производимой в России шпули под намотку полимерных пленок недостаточно для удовлетворения потребительского спроса, экспорт из нашей страны стабильно увеличивается.
На диаграмме 1.1 представлены основные страны – потребители шпули, экспортируемой из России.
Диаграмма 1.1 - Основные страны-потребители российской
шпули в 2007 году
В 2008 году объем экспортируемых шпуль из России составил 318 000 п. м., что выше показателя 2007 года на 40%.
В 2009 году объем вывозимых шпуль из России составил 391 000 п. м., что выше аналогичного показателя 2008 года на 23%.
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Яснополянская фабрика тары и упаковки»
2.1 Характеристика исследуемого предприятия.
Яснополянская фабрика тары и упаковки существует уже более 70-ти лет, а именно с 1933 года. Сначала это была всего лишь механическая установка по переработке древесины, состоящая из трёх электрифицированных станков при шести рабочих.
В 1938 году была создана Яснополянская деревообрабатывающая фабрика.
В 1964 году была создана Яснополянская экспериментальная фабрика, специализирующаяся на выпуске картонно-бумажной тары методом непрерывной навивки труб. Фабрика занималась созданием перспективных видов тары круглого сечения, нестандартного оборудования, освоением выпуска упаковки культурно-бытового назначения из отходов производства.
В 1966 году, впервые в стране, на Яснополянской экспериментальной фабрике было освоено производство картонно-бумажных шпуль для намотки полиэтиленовой пленки.
С 1981 года по август 2001 года Яснополянская фабрика входила в состав ОАО «Тулабумпром».
Сегодня ООО «Яснополянская фабрика тары и упаковки» является одним из ведущих предприятий России, специализирующихся на переработке бумаги и картона. В настоящее время фабрика выпускает большой ассортимент продукции разной номенклатуры. Основное направление деятельности предприятия – производство тары и упаковки различного назначения.
Численность работников предприятия на сегодняшний день составляет 348 человек, среди которых основные производственные рабочие – 272 человек, специалисты и служащие – 69, руководители – 7 человек.
Предприятие
состоит из 9 цехов по направлением,
в т.ч.ремонтный и
Общие данные об организации:
ООО «ЯФТ и У» специализируется на производстве шпуль картонных навивных, предназначенных для намотки на них различных рулонных материалов. На рисунке 2.1. представлены шпули различной длины, толщиной стенки и диаметром.
Рисунок 2.1. – Шпули картонные навивные
Условные обозначения шпули должно состоять из обозначения внутреннего диаметра, толщины стенки, длины шпули и обозначения настоящих технических условий (Рисунок 2.2).
Например: Шпули картонные навивные 76 6 1500 ТУ 5456-001-57389331-2005 [24].
76 – внутренний диаметр, мм;
6 – толщина стенки, мм;
1500 – длина, мм.
Рисунок 2.2 - Основные параметры и размеры шпули
2.2. Понятие, значение и задачи финансового состояния
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Для оценки финансового состояния предприятия, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:
а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
б) оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;
в) оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;
г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;
д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;
ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.
Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:
с общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики - для своевременного получения платежей, налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.