Место антикризисного управления в экономической стратегии промышленного предприятия ООО «Яснополянская фабрика тары и упаковки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых

Файлы: 1 файл

Иватанов_АКУ.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

1.4. Картонная тара на рынке упаковки.

Картонная тара – это один из стабильно растущих сегментов на рынке упаковки. Действительно, ведь это словосочетание подразумевает многообразие различных упаковок, начиная c индивидуальной упаковки (коробки для шоколадных конфет, печенья, пачки сигарет) и заканчивая транспортной упаковкой (картонные коробки, барабаны, шпуля ящики). А сегодня, во время социально-этического, индивидуализированного маркетинга, когда большое внимание уделяется не только качеству товара, но и качеству упаковки товара, ее дизайну, эргономичности, экологической чистоте, информативности и т.д., спрос на качественную потребительскую и транспортную картонную тару среди отечественных производителей интенсивно растет. Тем более что картон и бумага являются наиболее распространенными упаковочными материалами, как в нашей стране, так и во многих европейских странах. Например, в Германии доля картонной и бумажной тары среди упаковочных материалов составляла в 2007 году около 40%, в России в 2008 году – около 38%.

Картонная тара является продуктом лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, поэтому целесообразно обратиться к данным по развитию производства в этой сфере. На рисунке 1.2. мы видим динамику производства лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности за январь-сентябрь 2010 года. Спад производства произошел только в феврале месяце на 1,7%. Средний рост производства за январь-сентябрь 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 2,5%. Минэкономразвития и торговли РФ прогнозирует рост производства продукции этой отрасли на 2010 год – 3,9%, на 2012 год – 4,2%.

Рисунок 1.2. Динамика индекса производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности за январь-сентябрь 2010 года (%).

 

Но в таких отраслях, как лесозаготовительная и деревообрабатывающая за эти три квартала произошел спад производства на 1,9 и 1,5% соответственно. Тогда как целлюлозно-бумажная отрасль показала особенно хорошие результаты – увеличение производства на 8,2%. Недаром она приносит около 63% прибыли всей отрасли, являясь одной из наиболее рентабельных отраслей лесоперерабатывающего комплекса.

Перспективным для этой отрасли является и внутренний рынок, как уже было сказано, растет спрос на картонную тару со стороны отечественных производителей, так и мировой рынок. Хотя последние тенденции мирового рынка целлюлозно-бумажной продукции несколько тревожны, еще с прошлого года цены на продукцию этой отрасли на мировом рынке снижаются. Тем не менее, на экспорт производится до 2/3 всей произведенной продукции.

На рисунке 1.3. отражена товарная структура целлюлозно-бумажной отрасли и динамика производства по каждому товарному направлению за три квартала 2010 года по сравнению с данными аналогичного периода 2009 года (источник - Госкомстат РФ).

Рисунок 1.3. Рост производства продукции целлюлозно-бумажной отрасли по товарным направлениям за 2009 год по сравнению с показателями 2008 года.

 

Как мы видим, производство картонных ящиков возросло на 18,5% и составило 93,7 млн. кв. м., темпы роста производства картонной тары превысили темпы роста картона в целом: производство картонной тары увеличилось на 16,6%, что составило 126 тыс. тонн.

В целом за этот период было произведено картона на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, тогда как Минэкономразвития РФ прогнозирует рост производства картона в 2010 году на 19,4%, в 2011 году – на 11% (рис.1.4).

Рисунок 1.4. Динамика производства картона в России за 2008-2011 год (млн.тонн)

Как мы видим, на внутреннем рынке в соответствии со спросом, растет и предложение картонной тары.  Но вместе с ростом спроса на картонную тару повышаются требования клиентов к ее качеству. Высокие стандарты качества характерны и для мирового рынка, где с падением спроса, показатель качества стал особенно актуален. Также растет спрос на качественную картонную тару и на российском рынке. Естественно, требования со стороны клиентов зависят от вида картонной упаковки, например, более высокие требования предъявляются к индивидуальным упаковкам, здесь играет роль и толщина картона, его цвет, однородность, возможность нанесения краски.

Основываясь на вышесказанном, можно прогнозировать дальнейшее динамичное развитие целлюлозно-бумажной отрасли в целом и сектора картонной тары в частности. А как следствие увеличения сегмента рынка картонной тары можно ожидать повышение рентабельности предприятий, работающих в этом направлении, и их инвестиционной привлекательности.

Сегодня значение упаковки в маркетинге возрастает, ведь растут требования потребителей к качеству не только продукта, но и упаковки. Сегодня рынок упаковочных материалов пестрит различными предложениями новых материалов, технологий и решений. Но, несмотря на высокую конкуренцию со стороны прочих упаковочных материалов, особенно полимерных, наиболее популярным видом упаковки в России остается бумага и картон. Преимущества картона очевидны: благодаря жесткости существует возможность конструирования упаковки, картонная тара обладает небольшим весом, невысокой ценой и универсальным характером.

Необходимость разработки упаковки для товара стоит сегодня перед многими производителями, картон и бумага остаются одними из популярных упаковочных средств, а разнообразие марок картонов, обладающих различными свойствами, велико. Для начала, производителю необходимо определить требования, предъявляемые к упаковке. Например, упаковка товара (шпуля) должна:

1) Быть экологически  безопасной, приветствуется возможность вторичной переработки,

2) Обеспечивать транспортабельность  товара,

3) Предоставлять возможность  использования средства механизации  и автоматизации труда.

Это общие требования, но, учитывая специфику каждого товара, определяются и более специфичные требования, например, химическая совместимость упаковки и товара, соответствие имиджу, и пр.

Начнем с понятия структуры картона. Изначально картон – это материал, состоящий из слоев разных типов сырья целлюлозно-бумажной отрасли. Часто используются такие виды сырья, как беленая и небеленая целлюлоза, древесная масса, макулатура. Обычно, качество сырья возрастает к поверхности, а для средних слоев используется менее качественное сырье, например, макулатура, отходы древесностружечного производства, уменьшая при этом цену упаковки. Таким образом, используя разное сырье, производитель может варьировать ценой и качеством картона.

Теперь обратимся к показателям качества картона, которые в свою очередь подходят и для картона и для бумаги. К таким показателям относится толщина и масса, пухлость, плотность и жесткость. Пухлость картона – это спрессованность, а иными словами, объем картона в единице веса. Чем выше пухлость картона, тем легче он поддается биговке, формированию сгибов на упаковке. Важный показатель - плотность картона. Под плотностью понимается отношение веса картона (гр.) на площадь листа (кв.м). Обычно плотность картона варьирует от 230 до 350-400 гр. на кв.м. Жесткость это показатель, определяющий сопротивляемость картона к деформации. Жесткость может быть продольной и поперечной в зависимости от направления волокон в сырье. Картоны из древесной массы или целлюлозы, без добавления макулатуры, обычно обладают большой жесткостью, показывая хорошие результаты на тесты по прочности. Но высокая жесткость может привести не только к росту стоимости картона, но и к хрупкости упаковки, поэтому относиться к этому показателю следует достаточно осторожно.

Другая немаловажная группа показателей – устойчивость картона к внешнему физико-химическому воздействию. Например, для создания упаковки устойчивой к влаге, жиру, необходимо использование картонов, имеющих специальное покрытие.

Как мы видим, показателей качества у упаковочного картона множество, мы перечислили далеко не все. Причем количество предложений отечественных и импортных картонов велико, а так как единой классификации или регламентации показателей качества нет, то сравнение различных марок картона затруднительно. Единственное условие для выбора упаковки с оптимальным сочетанием потребительских и логистических показателей, это глубокое знание продукта и его характеристик.

 

1.4.1 Обзор рынка тары и упаковки

Российский рынок тары и упаковки является одним из наиболее динамично развивающихся. Его динамика напрямую связана с ситуацией в потребляющих отраслях - прежде всего, в пищевой промышленности, на долю которой приходится около 50% рынка упаковки в целом и 70% рынка потребительской упаковки.

Стабильный рост российской экономики способствовал тому, что примерно с 2000 года рынок тары и упаковки начал интенсивно развиваться, при этом наблюдался процесс импортозамещения, который продолжается и сейчас.

В настоящее время спрос на рынке как производственной, так и потребительской упаковки, по мнению экспертов, полностью удовлетворяется за счет пропорционального роста объема внутреннего производства. При этом существует широкое предложение основных видов упаковки.

По оценкам экспертов, ежегодный рост потребления производственной тары и упаковки предприятиями РФ составляет 10-12% в натуральном выражении. Объем потребления на конец 2008 года составил 70 млн тонн, или 30 млрд долларов. В данном случае не учитывается упаковка, поступающая из-за рубежа с импортными товарами, так как она не оказывает влияния на рассматриваемый рынок.

Большинство аналитиков склоняются к тому, что в 2005-2012 годах российский рынок упаковки будет расти в стоимостном выражении, и возможные незначительные колебания макроэкономической ситуации в России не остановят данный процесс. В настоящее время темпы роста этого рынка в стоимостном выражении составляют 10-12% в год.

На  рисунке 1.5 и 1.6. представлена динамика емкости российского рынка тары и упаковки в натуральном и стоимостном выражениях.

 

                          

Рисунок 1.5. Динамика емкости Российского рынка тары и упаковки. (натуральное выражение)                                                  

                   

           

 

 

  

Рисунок 1.6. Динамика емкости Российского рынка тары и                      упаковки (стоимостное выражение)

Интересно рассмотреть соотношение между потребительской и промышленной тарой/упаковкой. В последние годы это соотношение менялось: так, доля потребительской упаковки, которая продается вместе с товаром непосредственно конечному потребителю, еще 10 лет назад составляла всего лишь около 10% от общего объема рынка. Потребление упаковки производственными предприятиями было несоизмеримо более высоким. Тем не менее, к 2008 году ситуация изменилась, и доля потребительской упаковки достигла уже 20-22%. Это объясняется ростом внимания поставщиков различной продукции к товару в индивидуальной упаковке. Такой упаковки становится все больше, так как она является одним из факторов, повышающих конкурентоспособность продукции. Так, например, еще несколько лет назад хлеб в основном продавался без упаковки, а сейчас он реализуется преимущественно в полиэтилене.

Рынок потребительской упаковки имеет более высокие темпы роста, чем рынок упаковки в целом.  Если, по оценкам экспертов, наиболее вероятные ежегодные темпы роста для рынка упаковки в целом составляют 10-12% в стоимостном выражении, то для рынка потребительской упаковки этот показатель составляет уже около 15-16%. В 2008 году емкость рынка потребительской тары и упаковки превысила показатели 2003 года более, чем в 2 раза, что отражено на рисунке 1.7..

Рисунок 1.7. Динамика емкости Российского рынка потребительской тары и упаковки (стоимостное выражение)

В структуре рынка потребительской упаковки в натуральном выражении наибольшую долю среди упаковочных материалов занимает стекло - на его долю приходится 72% общего объема потребительской упаковки. Это обусловлено прежде всего тем, что стекло тяжелее других упаковочных материалов.

Рассматривая объем импорта тары/упаковки в натуральном и стоимостном выражении, можно отметить, что в настоящее время спрос почти полностью удовлетворяется за счет внутреннего производства. На долю импорта приходится всего лишь 3,2 и 1,1% всей представленной на российском рынке тары и упаковки в стоимостном и натуральном выражении соответственно. Эти доли, вряд ли, увеличатся в ближайшие годы.

В то же время, как показывает анализ данных Государственного таможенного комитета (ГТК), российский импорт упаковочных материалов пока существенно превышает экспорт. Отечественные производители уже практически полностью обеспечивают отечественный рынок, но они еще не очень широко представлены на рынках соседних государств. Основные поставки осуществляются в Казахстан и на Украину - соответственно на сумму в 30-40 и 20-25 млн. долларов в год. Также российская упаковка поставляется в Азербайджан, Узбекистан и Германию - ежегодно 3-5 млн. долларов в каждую из этих стран.

В 2003 году произошел значительный рост объема экспорта российских упаковочных материалов в натуральном выражении (Рисунок 1.8.). Это было связано с опережающими темпами развития отрасли в России, по сравнению со странами-импортерами. Затем, в 2004 году, экспорт немного снизился, а в 2005-м снова оказался на уровне 2003 года. Что касается объема экспорта в стоимостном выражении, то он увеличивался вплоть до 2004 года, а в 2004-2005 годах стабилизировался (Рисунок 1.9). Некоторое снижение объема экспорта в 2004 году объясняется ростом цен на упаковку. Однако в 2005 году стоимость поставляемой продукции была уже ниже, с чем и связано восстановление объема поставок.

 

Рисунок 1.8. Соотношение экспорта  и импорта тары и упаковки    

(натуральное выражение) 

Информация о работе Место антикризисного управления в экономической стратегии промышленного предприятия ООО «Яснополянская фабрика тары и упаковки