Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 12:09, курсовая работа
Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых
Расчетные значения показателей, свидетельствующие о нормальной финансовой устойчивости на 1 квартал 2008 года.
П/п |
Наименование показателя |
Значение показателя на конец года | |||
Факт |
Расчет | ||||
Вариант 1 (при постоянной величине |
Вариант 2 (при постоянной величине |
Вариант 3 Гр 5/2 (+-5 378) | |||
1 |
Материально-производственные запасы |
17457 |
17457 |
6683 (стр.1-5) |
12 070 |
2 |
Собственные оборотные средства |
5603 |
16377 (стр. 2+5) |
5603 |
10 981 |
3 |
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат |
6683 |
17457 (стр. 3+5) |
6683 |
12 070 |
4 |
Недостаток (-) собственных оборотных средств для покрытия запасов |
-11854 |
- 2 761 |
-3 922 |
- 6 467 |
5 |
Недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов для их покрытия |
-10774 |
0 |
0 |
0 |
Предполагается также, что увеличение источников формирования запасов и затрат происходит исключительно за счет роста собственных оборотных средств.
При варианте 2 на искомую величину уменьшается показатель материально-производственных запасов при неизменном значении других показателей.
Однако эти варианты расчетов нельзя считать приемлемыми, т. к. они приводят к изменению суммы итогов баланса. Эти варианты носят скорее пояснительный характер к расчету по третьему варианту.
В варианте 3 показатели рассчитываются как средние величины показателей первых двух вариантов. Итак, недостаток собственных и заемных источников формирования запасов составил 10 756 тыс. руб.
Для того, чтобы устранить недостаток предлагается снизить материально-производственные запасы 5 378 тыс. руб. (10756:2 ) и одновременно на эту же величину увеличить собственные оборотные средства.
Таким образом, мы избавляемся от недостатка общей величины основных источников формирования запасов для их покрытия (стр. 5), а недостаток СОС существенно сокращается и достигает суммы в 6 476 тыс. руб. (против 11 854 тыс. руб).
На основании проведенных мер, можем судить о улучшении финансового положения предприятия.
Далее, генеральная стратегия финансового оздоровления предприятия предполагает определение мероприятий, способствующих поддержке эффективной хозяйственной деятельности из всего перечня, предлагаемого типовым планом финансового оздоровления предприятия, рекомендуется использовать следующие:
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек
- продажа незавершенного строительства;
- оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных и пенсионеров;
- продажа устаревшего оборудования, материалов и складированных готовых изделий (как показали горизонтальный и вертикальный анализ, доля денежных средств в структуре активов в 4-5 раз ниже, чем запасов и затрат, что в свою очередь становится одной из основных причин недостаточного уровня ликвидности) ;
- конверсия долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки ;
- прогрессивные технологии, механизация, автоматизация производства;
- совершенствование организации труда;
- привлечение резервного оборудования, поскольку не хватает средств на приобретение дополнительного оборудования (как показало сопоставление групп активов и пассивов по группам, текущих поступлений не достаточно для осуществления текущих платежей; увеличились наиболее ликвидные активы, но также увеличилась и кредиторская задолженность, наблюдается недостаток собственных оборотных, долгосрочных заёмных и краткосрочных заёмных средств для формирования запасов и затрат);
Все эти мероприятия дают возможность более свободного маневрирования ресурсами (коэффициент маневренности меньше нормы). Как только у предприятия появится возможность обеспечивать достаточную долю запасов и затрат собственными средствами, она выберется из кризисного состояния (изменится трёхкомпонентный показатель S).
Однако весь комплекс мероприятий очень дорогой по стоимости и поэтому следует правильно распределить приоритеты, а также определиться с механизмом осуществления намеченной программы оздоровления.
Во-первых, предприятие не в состоянии покрыть в нужной мере материальные запасы собственными источниками поэтому для увеличения денежной массы в структуре оборотных активов следует снизить долю запасов и затрат, не обеспеченных собственными средствами финансирования следующими путями:
В целом реструктуризация активов будет произведена путём:
- анализа структуры издержек производства
- выявления резервов снижения издержек производства
- диверсификации производственной деятельности
- внедрения прогрессивных технологий, средств механизации и автоматизации производств
- вывода нерентабельных производств, исключение устаревших технологий, снятие с производства неконкурентоспособных изделий
- продажи объектов незавершенного строительства;
- продажи устаревшего оборудования, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, находящейся на складе. Эти невостребованные объекты необходимо продавать даже в том случае, если их продажная цена ниже их балансовой стоимости, так как главная цель - поиск необходимых денежных средств.
Финансовое оздоровление возможно ввиду того, что сейчас растёт спрос на качественную отечественную продукцию в результате увеличения заработной платы, пенсий, стипендий; ограничения и регулирования импорта в интересах российской экономики, инноваций;
Однако продвижение перспективных товаров невозможно без грамотно разработанной маркетинговой программы, которая будет рассмотрена в следующем параграфе. Ведь именно маркетинг позволяет предприятию грамотно провести сегментацию рынка, обойти конкурентов.
3.2 Комплекс маркетинга в бизнес-
Важнейшим требованием при разработке маркетинговой части бизнес-плана финансового оздоровления предприятия является, наряду со сбалансированностью поставленных задач с финансовым обеспечением возможности реализации, убедительность обоснования экономического эффекта, ожидаемого в результате реализации данного проекта.
Комплекс маркетинга — структурная часть бизнес-плана — является рабочим документом, в который систематически вносятся изменения, обусловленные переменами, происходящими как во внешней среде, так и внутри самого предприятия.
Объем и степень конкретизации комплекса мар бизнес-плане финансового оздоровления предприятия, а также форма изложения зависят от поставленных перед бизнес-планом задач (является ли он только внутренним документом фирмы или предназначен для привлечения корпоративных либо индивидуальных инвесторов и т.д.). Непременное же условие разработанного бизнес-плана - доступность его изложения для исполнителей и тех потенциальных инвесторов, на привлечение которых он рассчитан.
В настоящее время разработано немало форм составления бизнес-планов. Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) была разработана типовая его форма, которой рекомендуется пользоваться предприятиям, нуждающимся в финансовом оздоровлении (Приложения 1 и 2 к распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) № 98-р от 5 декабря 1994 г.).
Вместе с тем, исходя из конкретных условий деятельности предприятия, реализуемого им рыночного продукта, конъюнктуры рынка и других факторов внутренней и маркетинговой среды предприятия, к использованию рекомендованной типовой формы следует подходить творчески.
Главной задачей разработки маркетинговой программы бизнес-плана является необходимость еще на стадии планирования предусмотреть меры по предотвращению кризисных ситуаций в деятельности предприятий, а в случаях их возникновения — уменьшению разрушительного действия и тем самым снижению риска банкротства.
Среди этих мер следует особо выделить:
- исследование рынка и прогнозирование его емкости, а также реалистическая оценка доли предприятия на нем;
- дифференциацию средств, вкладываемых в различные виды деятельности, продукты и т.д.;
- разработку многовариантных планов действий с учетом возможных ситуаций на рынке;
- систематическое проведение SWOT-анализа и использование его результатов в выборе конкурентной позиции на рынке;
- наличие заключенных контрактов на поставку комплектующих изделий и реализацию готовой продукции;
- продажу незавершенного строительства, излишнего оборудования и материалов;
- внедрение прогрессивных технологий, механизацию и автоматизацию производства;
- планы по сокращению
- реструктуризацию
долгов предприятия путем
- оценку рисков на различных стадиях реализации проекта и разработку мероприятий по их предупреждению и страхованию.
3.2.1 Разработка модели маркетинговой программы бизнес-плана
Функция маркетинга ООО "ЯФТиУ" должна играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Она должна:
- определять потребности в продукции;
- давать точное определение
рыночного спроса и области
реализации, поскольку это важно
для оценки нужного количества,
стоимости и сроков
- давать четкое определение требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребностей рынка;
- четко информировать в рамках предприятия о всех требованиях, предъявляемых потребителем.
Оценка маркетинговых возможностей позволяет ответить на два главных вопроса: как обойти конкурентов и как совместить цели и ресурсы фирмы.
Разработка комплекса маркетинга предполагает отбор контролируемых переменных, с помощью которых фирма обеспечивает нужную реакцию рынка (достижение ожидаемой прибыли и потребительского эффекта). Комплекс таких переменных включает: товар, цену, методы продажи и методы стимулирования спроса и сбыта и др. Практическая реализация комплекса маркетинга как бы замыкает в единую цепь все коммерческие, а в необходимых случаях производственные, финансовые, организационно-управленческие и другие службы фирмы с помощью стратегического планирования и планирования комплекса маркетинга, а также организационно-финансового контроля за выполнением планов.
Отдел маркетинга ООО "ЯФТиУ" должен установить на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации от потребителей продукции. Вся информация, относящаяся к качеству продукции, должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться и доводиться до сведения в соответствии с установленными процедурами; подобная информация помогает определить характер и объем проблем, связанных с качеством продукции, на основании опыта и пожеланий потребителя. Кроме того, обратная связь с потребителем может явиться средством получения данных, необходимых как для внесения возможных изменений в проектируемую продукцию, так и для соответствующих действий руководства по управлению качеством продукции.