Место антикризисного управления в экономической стратегии промышленного предприятия ООО «Яснополянская фабрика тары и упаковки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых

Файлы: 1 файл

Иватанов_АКУ.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Расчетные значения показателей, свидетельствующие о нормальной финансовой устойчивости на 1 квартал 2008 года.

 

П/п

Наименование показателя

Значение показателя на конец года

Факт

Расчет

     

Вариант 1

(при постоянной величине материально-производственных запасов)

Вариант 2

(при постоянной величине источников  формирования запасов)

Вариант 3

Гр 5/2

(+-5 378)

1

Материально-производственные запасы

17457

17457

6683

(стр.1-5)

12 070

2

Собственные оборотные средства

5603

16377

(стр. 2+5)

5603

10 981

3

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

6683

17457

(стр. 3+5)

6683

12 070

4

Недостаток (-) собственных оборотных средств для покрытия запасов

-11854

- 2 761

-3 922

- 6 467

5

Недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов для их покрытия

-10774

0

0

0


 

Предполагается также, что увеличение источников формирования запасов и затрат происходит исключительно за счет роста собственных оборотных средств.

При варианте 2 на искомую величину уменьшается показатель материально-производственных запасов при неизменном значении других показателей.

Однако эти варианты расчетов нельзя считать приемлемыми, т. к. они приводят к изменению суммы итогов баланса. Эти варианты носят скорее пояснительный характер к расчету по третьему варианту.

В варианте 3 показатели рассчитываются как средние величины показателей первых двух вариантов. Итак, недостаток  собственных и заемных источников формирования запасов составил 10 756 тыс. руб.

Для того, чтобы устранить недостаток предлагается снизить материально-производственные запасы 5 378 тыс. руб. (10756:2 ) и одновременно на эту же величину увеличить собственные оборотные средства.

Таким образом, мы избавляемся от недостатка общей величины основных источников формирования запасов для их покрытия (стр. 5), а недостаток СОС существенно сокращается и достигает суммы в 6 476 тыс. руб. (против 11 854 тыс. руб).

На основании проведенных мер, можем судить о улучшении финансового положения предприятия.

Далее, генеральная стратегия финансового оздоровления предприятия предполагает определение мероприятий, способствующих поддержке эффективной хозяйственной деятельности из всего перечня, предлагаемого типовым планом финансового оздоровления предприятия, рекомендуется использовать следующие:

- оптимизация дебиторской задолженности;

- снижение издержек производства;

- продажа незавершенного  строительства;

- оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных и пенсионеров;

- продажа  устаревшего  оборудования,  материалов  и складированных готовых изделий (как показали горизонтальный и вертикальный анализ, доля денежных средств в структуре активов в 4-5 раз ниже, чем запасов и затрат, что в свою очередь становится одной из основных причин недостаточного уровня ликвидности) ;

- конверсия долгов путем  преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки ;

- прогрессивные  технологии,  механизация, автоматизация производства;

- совершенствование организации  труда;

- привлечение резервного оборудования, поскольку  не хватает средств на приобретение дополнительного оборудования (как показало сопоставление групп активов и пассивов по группам, текущих поступлений не достаточно для осуществления текущих платежей; увеличились наиболее ликвидные активы, но также увеличилась и кредиторская задолженность, наблюдается недостаток собственных оборотных, долгосрочных заёмных и краткосрочных заёмных средств для формирования запасов и затрат);

Все эти мероприятия  дают возможность более свободного маневрирования ресурсами (коэффициент маневренности меньше нормы). Как только у предприятия появится возможность обеспечивать достаточную долю запасов и затрат собственными средствами, она выберется из кризисного состояния (изменится трёхкомпонентный показатель S).

Однако весь комплекс мероприятий очень дорогой по стоимости и поэтому следует правильно распределить приоритеты, а также определиться с механизмом осуществления намеченной программы оздоровления.

Во-первых, предприятие не в состоянии покрыть в нужной мере материальные запасы собственными источниками поэтому для увеличения денежной массы в структуре оборотных активов следует снизить долю запасов и затрат, не обеспеченных собственными средствами финансирования следующими путями:

  • закрыть нерентабельные производства (то есть товары уже пресыщенных сегментов) и увеличить в составе продукции долю номенклатурных позиций, имеющих повышенный покупательский спрос.
  • ликвидировать дебиторскую задолженность (ввести систему отслеживания времени обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность; схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации, схемы контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схемы контроля и принципов резервирования сомнительных долгов; системы принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др.) путём продажи долгов (переуступки прав требования), проведения взаимозачетов, взыскания в судебном порядке (через исполнительное производство, через процедуру банкротства) с недобросовестных дебиторов;
  • активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности;
  • снизить издержки производства

В целом реструктуризация активов будет произведена путём:

- анализа структуры издержек производства

- выявления резервов снижения издержек производства

- диверсификации производственной деятельности

- внедрения прогрессивных технологий, средств механизации и автоматизации производств

- вывода нерентабельных производств, исключение устаревших технологий, снятие с производства неконкурентоспособных изделий

- продажи объектов незавершенного строительства;

- продажи устаревшего оборудования, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, находящейся на складе. Эти невостребованные объекты необходимо продавать даже в том случае, если их продажная цена ниже их балансовой стоимости, так как главная цель - поиск необходимых денежных средств.

Финансовое оздоровление возможно ввиду того, что сейчас растёт спрос  на качественную отечественную продукцию в результате увеличения заработной платы, пенсий, стипендий; ограничения и регулирования импорта в интересах российской экономики, инноваций;

Однако  продвижение перспективных товаров невозможно без грамотно разработанной маркетинговой программы, которая будет рассмотрена в следующем параграфе. Ведь именно маркетинг позволяет предприятию грамотно провести сегментацию рынка, обойти конкурентов.

 

 

3.2 Комплекс маркетинга в бизнес-плане  финансового оздоровления предприятия

 

Важнейшим требованием при разработке маркетинговой части бизнес-плана финансового оздоровления предприятия является, наряду со сбалансированностью поставленных задач с финансовым обеспечением возможности реализации, убедительность обоснования экономического эффекта, ожидаемого в результате реализации данного проекта.

Комплекс маркетинга — структурная часть бизнес-плана — является рабочим документом, в который систематически вносятся изменения, обусловленные переменами, происходящими как во внешней среде, так и внутри самого предприятия.

Объем и степень конкретизации комплекса мар бизнес-плане финансового оздоровления предприятия, а также форма изложения зависят от поставленных перед бизнес-планом задач (является ли он только внутренним документом фирмы или предназначен для привлечения корпоративных либо индивидуальных инвесторов и т.д.). Непременное же условие разработанного бизнес-плана - доступность его изложения для исполнителей и тех потенциальных инвесторов, на привлечение которых он рассчитан.

В настоящее время разработано немало форм составления бизнес-планов. Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) была разработана типовая его форма, которой рекомендуется пользоваться предприятиям, нуждающимся в финансовом оздоровлении (Приложения 1 и 2 к распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) № 98-р от 5 декабря 1994 г.).

Вместе с тем, исходя из конкретных условий деятельности предприятия, реализуемого им рыночного продукта, конъюнктуры рынка и других факторов внутренней и маркетинговой среды предприятия, к использованию рекомендованной типовой формы следует подходить творчески.

Главной задачей разработки маркетинговой программы бизнес-плана является необходимость еще на стадии планирования предусмотреть меры по предотвращению кризисных ситуаций в деятельности предприятий, а в случаях их возникновения — уменьшению разрушительного действия и тем самым снижению риска банкротства.

Среди этих мер следует особо выделить:

- исследование рынка и прогнозирование его емкости, а также реалистическая оценка доли предприятия на нем;

- дифференциацию средств, вкладываемых в различные виды деятельности, продукты и т.д.;

- разработку многовариантных планов действий с учетом возможных ситуаций на рынке;

- систематическое  проведение SWOT-анализа и использование его результатов в выборе конкурентной позиции на рынке;

- наличие  заключенных контрактов на поставку комплектующих изделий и реализацию готовой продукции;

- продажу  незавершенного строительства, излишнего  оборудования и материалов;

- внедрение  прогрессивных технологий, механизацию  и автоматизацию производства;

- планы по сокращению дебиторской задолженности;

- реструктуризацию  долгов предприятия путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные;

- оценку  рисков на различных стадиях  реализации проекта и разработку мероприятий по их предупреждению и страхованию.

3.2.1 Разработка модели маркетинговой программы бизнес-плана

Функция маркетинга ООО "ЯФТиУ" должна играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Она должна:

- определять потребности  в продукции;

- давать точное определение  рыночного спроса и области  реализации, поскольку это важно  для оценки нужного количества, стоимости и сроков производства  продукции;

- давать четкое определение  требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребностей рынка;

- четко информировать  в рамках предприятия о всех  требованиях, предъявляемых потребителем.

Оценка маркетинговых возможностей позволяет ответить на два главных вопроса: как обойти конкурентов и как совместить цели и ресурсы фирмы.

Разработка комплекса маркетинга предполагает отбор контролируемых переменных, с помощью которых фирма обеспечивает нужную реакцию рынка (достижение ожидаемой прибыли и потребительского эффекта). Комплекс таких переменных включает: товар, цену, методы продажи и методы стимулирования спроса и сбыта и др. Практическая реализация комплекса маркетинга как бы замыкает в единую цепь все коммерческие, а в необходимых случаях производственные, финансовые, организационно-управленческие и другие службы фирмы с помощью стратегического планирования и планирования комплекса маркетинга, а также организационно-финансового контроля за выполнением планов.

Отдел маркетинга ООО "ЯФТиУ" должен установить на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации от потребителей продукции. Вся информация, относящаяся к качеству продукции, должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться и доводиться до сведения в соответствии с установленными процедурами; подобная информация помогает определить характер и объем проблем, связанных с качеством продукции, на основании опыта и пожеланий потребителя. Кроме того, обратная связь с потребителем может явиться средством получения данных, необходимых как для внесения возможных изменений в проектируемую продукцию, так и для соответствующих действий руководства по управлению качеством продукции.

Информация о работе Место антикризисного управления в экономической стратегии промышленного предприятия ООО «Яснополянская фабрика тары и упаковки