Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:59, дипломная работа
Если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет преимущество перед другими предприятиями аналогичного профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Такое предприятие не будет вступать в конфликт с государством и обществом, поскольку оно выплачивает своевременно налоги в бюджет, страховые выплаты во внебюджетные социальные фонды, заработную плату - рабочим и служащим, дивиденды - акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним. Кроме того, чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что, проблема обеспечения финансовой устойчивости организации остаётся открытой. К решению этой проблемы ещё не предложено однозначного и наиболее эффективного подхода, учитывающего все факторы деятельности организации в современных условиях. В получении же подробной информации о финансовой ситуации в организации заинтересованы участники рыночных отношений.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1.Теоретические аспекты оценки финансовой системы и платежеспособности организации………………………………………..........6
1.1 Определение ликвидности баланса и платежеспособности организации
в финансовом анализе …………….……………………………………..…........6
1.2 Методы анализа и система показателей финансового состояния организации…………………………………………………………….…..….....16
Глава 2. Анализ финансового состояния организации
ООО «Георгий»…………………………………………………………….......29
2.1 Организационно - экономическая характеристика организации …..........29
2.2 Анализ и оценка показателей ликвидности баланса и
платежеспособности организации …………………………………………......33
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………….....43
Глава 3.Пути улучшения ликвидности и платежеспособности организации ООО «Георгий»…………………………………………….......50
3.1 Разработка рекомендаций по улучшению платежеспособности организации ООО «Георгий» …………………………………………………..50
3.2 Оценка эффективности разработанных решений по повышению платежеспособности организации.......................... …………………….….......54
Заключение………………………………………………………………….......68
Список использованных источников………………………………..............70
Расчеты показывают, что за пользование долгосрочным займом при 21% годовых, предприятие ежегодно тратит 107370х0,21 = 22547,7 тыс. рублей.
Дополнительный доход предприятия в общей сложности может составить: 74886х0,21=15726,06тыс.руб.
Данные решения будут способствовать увеличению объема среднегодовой чистой прибыли и повышению рентабельности предприятия.
3.2 Оценка эффективности
разработанных решений по
Для оценки эффективности разработанных решений составим прогнозный бухгалтерский баланс предприятия ООО «Георгий». Прогнозный баланс предприятия ООО «Георгий» представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Прогнозный баланс предприятия ООО «Георгий»
АКТИВ |
2013год |
2014год. | |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Нематериальные активы |
71 |
71 | |
Результаты исследований и разработок |
- |
- | |
Нематериальные поисковые активы |
- |
- | |
Материальные поисковые активы |
- |
- | |
Основные средства |
105501 |
105501 | |
Доходные вложения в материальные ценности |
- |
- | |
Финансовые вложения |
17 |
17 | |
Отложенные налоговые активы |
137 |
137 | |
Прочие внеоборотные активы |
- |
- | |
Итого по разделу I |
105726 |
105726 | |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Запасы |
91760 |
91760 | |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
2645 |
2645 | |
Дебиторская задолженность |
153213 |
78327 | |
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
- |
- | |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
17829 |
21826 | |
Прочие оборотные активы |
692 |
692 | |
Итого по разделу II |
254404 |
195250 | |
БАЛАНС |
360130 |
300976 | |
ПАССИВ |
|||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) |
60026 |
60026 | |
Резервный капитал |
- |
- | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
52739 |
68465 | |
Итого по разделу III |
112759 |
128491 | |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Заемные средства |
107370 |
32484 | |
Отложенные налоговые обязательства |
28 |
28 | |
Оценочные обязательства |
- |
- | |
Прочие обязательства |
- |
- | |
Итого по разделу IV |
107398 |
32512 | |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Заемные средства |
65256 |
65256 | |
Кредиторская задолженность |
71417 |
71417 | |
Доходы будущих периодов |
- |
- | |
Оценочные обязательства |
- |
- | |
Прочие обязательства |
- |
- | |
Итого по разделу V |
139973 |
139973 | |
БАЛАНС |
360130 |
300976 |
В результате балансовых изменений в прогнозируемом периоде в активах растет доля высоколиквидных активов (денежных средств), а в пассивах сокращается доля заемных средств предприятия. Итог баланса сокращается на 59154 тыс. руб.
Таким образом, мероприятия по ускорению инкассации дебиторской задолженности приведут к высвобождению денежных ресурсов и к возможности альтернативного и более эффективного их использования.
В результате, ожидается рост абсолютной ликвидности активов, рост чистой прибыли и экономической рентабельности предприятия.
Основной задачей третьей главы являлся поиск путей сокращения дебиторской задолженности на сумму нецелевого финансирования в 74886 тыс. руб. и выбор альтернативных вариантов использования этих средств.
В результате произошедших
В результате этого ожидается рост среднегодовой чистой прибыли предприятия на 15726 тыс. руб.
Таблица 3.3 - Достоинства и недостатки традиционных методов оценки платежеспособности
Подход к оценке |
Экономическое содержание |
Достоинства |
Наиболее существенные недостатки |
Имущественный |
Теоретическая способность предприятия расплачиваться по своим краткосрочным обязательствам за счет реализации оборотных активов |
1. Минимальный объем исходных данных. 2. Простой алгоритм расчета |
1. Использование балансовых
оценок имущества предприятия, которые
не всегда соответствуют 2. Применение нормативов не зависимо от отрасли, масштаба и специфики предприятия. 3. Формальное предположение
о том, что краткосрочные |
Потоковый (ретроспективная оценка) |
Способность обеспечивать превышение денежных поступлений над денежными выплатами |
1. Минимальный объем исходных данных. 2. Простой алгоритм расчета |
1. Сравнение полученных
и потраченных средств не дает
возможности определить 2. Сравнение всех полученных денег со всеми потраченными не позволяет оценить степень соответствия источников формирования денежных средств направлениям их расходования. |
Потоковый (перспективная оценка) |
Способность обеспечивать в будущем превышение денежных поступлений над денежными выплатами |
Позволяет оценить возможности предприятия по погашению перспективных обязательств перспективными выплатами |
1. Трудоемкость прогнозирования будущих денежных притоков и оттоков. 2. Сравнение всех денег,
которые будут получены, со всеми
начисленными обязательствами |
Комбинированный |
Способность обеспечивать покрытие начисленных обязательств прибылью или денежными поступлениями |
Позволяет сравнить полученные или начисленные доходы с начисленными обязательствами |
1. Если расчет ведется
на основе показателя прибыли
– невозможность получения 2. Если расчет ведется
на основе условно-потоковых |
Одновременно с этим, несмотря на сокращение дебиторской задолженности, предприятие по-прежнему сохраняет свою довольно высокую ликвидность и платежеспособность.
Независимо от отрасли фирмы, ее масштаба или специфики деятельности, цели управления формулируются следующим образом:
1) стратегическая цель – рост стоимости фирмы;
2) тактическая цель – увеличение прибыли;
3) оперативные цели –
увеличение прибыли при
В ходе проведенного исследования выяснено, что между содержанием таких понятий как «платежеспособность», «ликвидность», «финансовая устойчивость отсутствует четкое разграничение, что видно на рис. 3.1.
На рисунке 3.1 показаны принципы оптимизированной системы показателей, учитывающих цели управления организацией и недостатки традиционных методов оценки платежеспособности организации.
Рис. 3.1. Варианты определения и соотношения понятий платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости
Отметим, что рычагами оптимизации ликвидности организации могут быть:
- увеличение доли собственных источников финансирования, которое может быть достигнуто за счет повышения прибыльности деятельности организации и дальнейшего направления чистой прибыли на увеличение собственных средств;
- совершенствование работы по
управлению оборотным
- оптимизация финансовой
- реализация части постоянных активов, не используемых в процессе производства.
Любому процессу планирования, как правило, предшествует этап анализа. Планирование платежеспособности на основе денежного потока в данном контексте не является исключением. Объектом анализа, прежде всего, являются составляющие денежного потока:
- поступления (притоки),
- выплаты (оттоки),
- состав и структура
денежного потока по
- чистый денежный поток.
Наряду с анализом абсолютных показателей денежного потока для планирования поступлений и выплат не менее значимыми могут оказаться и относительные показатели. Среди них следует выделить такие, как коэффициент эффективности денежного потока, коэффициент соотношения поступлений и выручки от реализации продукции, коэффициент задолженности. Ниже приведены формулы для исчисления указанных показателей.
КЭДП=КДПт х ОДПт
где КЭДПт – коэффициент эффективности денежного потока за период;
ОДПт – отрицательный денежный поток за период (выплаты).
Коэффициент эффективности денежного потока по своей сути аналогичен показателю рентабельности основной деятельности, исчисленной на основе показателя чистой прибыли. Чем выше значение данного показателя, тем более эффективной может рассматриваться деятельность компании в анализируемый период.
ЧДПт = ПДПт – ОДПт.
где ПДПт – положительный денежный поток за период т.
КПВт=ПДПт/ВРт.
где КПВт – коэффициент соотношения поступлений и выручки от реализации продукции;
ВРт – выручка от реализации продукции.
КЗ=ЗСт+КЗт/ПДПт-Дт-Пв-Н.
где КЗ – коэффициент задолженности;
ЗСт – объем заемных средств;
Дт – размер выплачиваемых дивидендов;
Пв – размер выплачиваемых процентов;
Н – размер выплачиваемого налога.
Дебиторская задолженность компании – явление противоречивое. Предоставление покупателям отсрочки платежа за поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) есть не что иное, как предоставление им торгового кредита. В этом случае у покупателя возникает кредиторская задолженность, а у продавца – дебиторская задолженность. Очевидно, что для продавца время отсрочки или рассрочки платежа, представляет собой «омертвление» денежных поступлений, которые необходимо восполнять, зачастую, в том числе и за счёт увеличения кредиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности ведет к росту общего риска финансово-хозяйственной деятельности компании. Переоценка качества дебиторской задолженности может стать причиной недооценки риска ликвидности со всеми вытекающими отсюда последствиями, учитывая значительную долю дебиторской задолженности в составе активов. Так, например, в странах континентальной Европы доля кредиторской задолженности в текущих активах в среднем составляет порядка 65%, а в торговом свыше 70% [5, c. 293]. От объемов и характера дебиторской задолженности во многом зависит и движение денежных потоков, и платежеспособность компании.
Процесс инвестиционного планирования денежного потока в частности реальных инвестиций включает в себя ряд последовательных этапов. Первый этап – подготовительный. На этом этапе важно оценить реализуемость объекта инвестирования в установленные сроки. Чем детальнее будут проработаны эти вопросы, тем более обоснованно можно сформировать программу финансирования этих инвестиций.
Следующий этап – упорядочение объектов инвестиций и дезинвестиций, прежде всего по срочности, по происхождению (внутренние, внешние инвестиции), по подразделениям компании, по характеру использования объектов инвестирования (инвестиции на развитие производства, на охрану окружающей среды, инвестиции в объекты социального назначения). На данном этапе осуществляется структуризация планируемых денежных потоков.
На третьем, заключительно, этапе разрабатывается собственно программа инвестиционной деятельности, упорядоченная по срокам финансирования по каждому объекту и расчётами объёмов финансирования.
При этом в управлении активами предприятию следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Управление наличностью
должно быть более эффективным,
то есть необходимо
2. Сроки, на которые предприятие размещает средства, должны соответствовать срокам привлеченных ресурсов. Недопустимо превышение денежных средств на счетах актива над денежными средствами на счетах пассива.
3. Акцентировать внимание на повышении рентабельности работы в целом и на доходности отдельных операций в частности.
4. Изменить структуру активов,
т.е. увеличить долю ликвидных
активов за расчистки баланса
путем выделения на
В данном вопросе будут представлены некоторые рекомендации по улучшению состояния ликвидности и платежеспособности предприятия ООО «Георгий»
На рис. 3.2 представлены меры по улучшению ликвидности предприятия в условиях финансового кризиса, в котором находилось ООО «Георгий» в конце 2013 года.
Рис. 3.2. Рекомендации по улучшению ликвидности предприятия в условиях финансового кризиса
1) Корректировка маркетинговой политики.
Кроме установления или снижения различных скидок в зависимости от форм и сроков расчетов за продукцию в целях уменьшения рисков возникновения просроченных и безнадежных долгов целесообразно рассчитать для своих контрагентов максимально допустимые кредитные лимиты, которые организация готова им предоставлять. Кредитные лимиты для контрагентов можно исчислить с помощью следующего алгоритма:
- на первом этапе определяется максимально допустимый размер дебиторской задолженности в целом по организации, который можно взять из прогнозного баланса на год. Если организация не составляет прогнозные бюджеты (это свойственно малым и, очевидно, большей части средних организаций), то этот показатель можно определить, используя данные балансов о среднем размере дебиторской задолженности за предыдущие периоды, скорректированные на ожидаемое снижение продаж;