Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:02, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе и оценке финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является ОАО «КАМАЗ».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ 1.1 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 6
1.2 ВИДЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 11
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КАМАЗ» 21
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 21
2.2 ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КАМАЗ» 25
2.2.1. РОСТ ПРОДАЖ И ПОВЫШЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 25
2.2.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КАМАЗ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Группа компаний «КАМАЗ» получила чистой прибыли:
Продукция
ОАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамм
Для оценки рентабельности предприятия рассмотрим данные годовой отчетности ОАО «КАМАЗ». (приложения 1, 2)
Таблица 1. Расчет рентабельности.
Показатели |
Формула |
2007 год |
2008 год |
Изменения |
Рентабельность продаж |
(2) |
12982/76558*100=16,96% |
20436/113138*100=18,06% |
6,5% |
Рентабельность продукции |
(1) |
76558-63576/63576*100=20,42% |
113138-92702/92702*100=22% |
7,7% |
Рентабельность собств.капит. |
(3) |
12982*100/32504=39,94% |
20436*100/34482=59,27% |
48,4% |
Рентабельность активов |
(4) |
12982/61514*100=21,10% |
20436/68333*100=29,91% |
41,8% |
Рентабельность оборота |
(5) |
5318*100/76558= 6,95% |
8539*100/113138=7,55% |
8,6% |
Уровень общей рентабельности |
(6) |
6,95*76558/61514=8,65% |
7,55*113138/68333=12,53% |
44,9% |
УЛЬТАТЫ
В 2008 году рост выручки составил 48%. Выручка достигла размера 113,1 млрд. рублей. (в 2007 г. – 76,6 млрд руб.).Себестоимость росла более медленными темпами в связи с увеличением объемов производства и сдерживанием роста постоянных расходов в структуре себестоимости. Ее рост в 2008году составил 46%.В результате валовая прибыль выросла на 57%, по сравнению с 2007 годом, и достигла размера 20,4 млрд. руб. При этом рентабельность по валовой прибыли увеличилась с 17% от выручки в 2007 году до 18,1% от выручки в 2008 году . Значительная часть коммерческих и управленческих расходов является условно постоянными расходами и в связи с ростом объемов продаж рост по этим двум статьям значительно отставал от роста выручки и составил 39% и 25% в 2008 г. соответственно. В связи с вышеуказанными факторами прибыль от продаж увеличилась на 75%. Ее размер в 2008 году составил 13,6 млрд. руб. против 7,8 млрд. руб. в 2007 году.
Расходы по процентам снизились в 2008 году на 486 млн. руб., или на 45%, в результате снижения уровня долговой нагрузки и снижения процентных ставок по кредитам банков в результате повышения качества КАМАЗа как заемщика. Таким образом, прибыль от обычной деятельности увеличилась в 2,4 раза и достигла размера 7,6 млрд. руб. А рентабельность этого показателя составила 7,55% против 6,95% в 2007 году. В 2008 году в составе прибылей и убытков была отражена прибыль от переоценки акций дочерней компании ОАО «НЕФАЗ» на сумму 3,5 млрд. руб., в связи с тем, что начиная с декабря 2008 года акции ОАО «НЕФАЗ» начали обращаться на фондовой бирже РТС и по ним стало возможно определить рыночную цену. В результате в соответствии с требованиями РСБУ была проведена переоценка акций НЕФАЗа, числящихся на балансе ОАО «КАМАЗ» на 31.12.2008 г., до их рыночной стоимости. Данная прибыль является неденежной и носит единоразовый характер, поэтому была выделена в отдельную строку. В 2008 году КАМАЗ провел выкуп собственных акций в размере 10% от уставного капитала, затем погасил их и уменьшил уставный капитал. В соответствии с правилами РСБУ разница между номинальной стоимостью акций (50 руб./акция) и ценой приобретения акций (83,31 руб./акция) была отнесена на убыток текущего периода в сумме 2,6 млрд. руб. Данный убыток носит единоразовый характер, поэтому был выделен в отдельную строку. В результате прибыль до налога на прибыль увеличилась в 2,6 раза и составила
8,5 млрд. руб. Рентабельность по прибыли до налога составила 7,55% по сравнению с 6,95% от выручки в 2007году. Текущий налог на прибыль изменился незначительно, так как ОАО «КАМАЗ» использовало для погашения прибыли 2008 года накопленные убытки прошлых лет. Значительно снизился также размер иных аналогичных платежей, в связи со снижением объема выплат пени по просроченным налоговым платежам прошлых лет. Размер доли миноритариев увеличился почти в 2 раза за счет роста прибыльности ОАО «НЕФАЗ», ОАО «Туймазинского завода ав-тобетоносмесителей» (ТЗА) и ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», где доля КАМАЗа составляет чуть более 50% от уставного капитала.Чистая прибыль группы организаций КАМАЗ в 2008 году составила 5,5 млрд рублей, что в четыре раза больше, чем чистая прибыль за 2007 год, когда ее размер был равен 1,4 млрд. руб. Важно отметить, что в 2008 году изменился состав консолидируемых предприятий группы организаций «КАМАЗ». До 2008 года в состав консолидированной отчетности не включались «выручки» ОАО «КАМАЗ», поэтому в целях дальнейшего анализа выручки и себестоимости скорректированы показатели отчета о прибылях и убытках за 2008 год, чтобы привести их к сравнимым величинам.
Наибольший эффект на рост выручки оказал рост выручки от продаж автомобилей, которая увеличилась на 18,1 млрд. рублей, или 44%, что явилось результатом роста объемов продаж автомобилей на 20% и инфляционного увеличения цен и изменением структуры продаж автомобилей в сторону более дорогих моделей. В 2008 году значительно активизировались продажи запасных частей, и в результате выручка от продаж данного вида продукции выросла на 2,2 млрд. руб., или 28%.
Прибыль от продаж, выросла на 5,7 млрд. рублей, или 73%, и достигла величины 13,5 млрд. рублей. Наибольший вклад в улучшение показателя рентабельности по прибыли от продаж внесло улучшение рентабельности от продаж автомобилей, которая увеличила размер консолидированной прибыли от продаж на 4,6 млрд. руб., или в 2,8 раза. Причины улучшения рентабельности:
– рост объемов продаж и экономия за счет условно постоянных расходов, которые росли значительно более медленными темпами.
– превышение роста цен на продукцию над ростом цен на закупаемые материалы и комплектующие: рост цен на металл в среднем составил порядка 9,9% в год, рост цен на сырьеи материалы – 11% в год, рост цен на комплектующие – 9,3% в год.
– сдерживание роста фонда оплаты труда: рост ФЗП не превысил роста выручки.
– сдвиг структуры продаж в более рентабельные модификации.
В результате, рентабельность по прибыли от продаж автомобилей выросла с 6,4% от выручки в 2007 году до 12,2% в 2008 году. Улучшилась рентабельность и по продажам запасных частей: в 2007 году она составляла 29,8% от выручки, в 2008 году составила 30,9% от выручки. По прочей продукции, несмотря на рост прибыли от продаж в денежном выражении на 271 млн руб., рентабельность несколько снизилась, и составила 9% от выручки по данному виду продукции по сравнению с 10,1% от выручки в 2007 году.
Среди наиболее важных моментов необходимо отметить сокращение рентабельности основного бизнеса по производству грузовых автомобилей. Валовая рентабельность в первом полугодии 2008 года снизилась на 1,8 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - с 22,6% до 20,8%. Причиной падения рентабельности является опережающий рост себестоимости по сравнению с выручкой, что в первую очередь обусловлено резким ростом цен на сталь в первом полугодии 2008 года. Расходы на материалы выросли на 33,9%. Также увеличились затраты компании на оплату труда на 55,6%. Коммерческие расходы также показали значительное увеличение на 32,7%.
Начиная со второй половины 2008 года мировой экономический кризис распространил свое влияние и на экономику России, что в значительной степени усилило риски финансово-хозяйственной деятельности группы организаций «КАМАЗ».
Основные отраслевые, технологические и производственные риски группы организаций «КАМАЗ»:
Учитывая сложившуюся в экономике ситуацию, менеджмент Компании в 2008 году разработал и приступил к реализации антикризисной программы:
Информация о работе Анализ рентабельности (на примере оао «КАМАЗ»)