Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:17, дипломная работа
Цель работы - изучение теоретических и практических вопросов учета и аудита денежных средств и финансовых вложений.
Задачи работы:
- изучить значение и задачи учета кассовых операций и денежных документов,
- изучить понятие финансовых вложений,
- изучить порядок проведения аудита денежных средств и финансовых вложений,
- дать экономическую характеристику ООО «Антарес»;
- провести аудит денежных средств и финансовых вложений ООО «Антарес»;
- разработать рекомендации по совершенствованию учета денежных средств и финансовых вложений ООО «Антарес».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА, АУДИТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
1.1 Значение и задачи учета денежных средств…………… 5
1.2 Понятие и виды финансовых вложений………………..
1.3 Особенности проведения аудита денежных средств и финансовых вложений…………………………………..
13
ГЛАВА 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АНТАРЕС»)
2.1 Экономическая характеристика ООО «Антарес»…….. 22
2.2 Планирование аудита денежных средств и финансовых вложений ООО «Антарес»………………………………
25
2.3 Аудит денежных средств и финансовых вложений в ООО «Антарес»…………………………………………..
29
2.4 Выводы по результатам аудиторской проверки и рекомендации по совершенствованию учета денежных средств и финансовых вложений………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 46
При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности и премий [30, c. 103].
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итог операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу одновременно на двух листах. Один лист отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям [30, c. 124].
Аудитору необходимо проверить:
- правильность учета
денежных документов (поступление
и списание денежных
- правильность составления
бухгалтерских проводок по
Проверка кассовых операций по счетам в банках требует от аудитора повышенного чувства ответственности, т.к. только невнимательность может привести в дальнейшем к нежелательным последствиям для аудитора и проверяемой организации. При проведении проверки кассовых операций и операций по счетам в банках могут применяться все или любой из методов аудиторской проверки. Очень важное значение должно уделяться проверке первичных документов, послуживших основанием для совершения записей хозяйственных операций в учетных регистрах. При этом особое внимание необходимо обращать на оформление первичных документов.
Целью аудиторской проверки операций на расчетном счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам [23, c. 117].
Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации [30, c. 108].
Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций [27, c. 125].
Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
Для подтверждения
достоверности бухгалтерской
При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.
Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:
- проверка соответствия
произведенных операций
- проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
- арифметическая
проверка правильности
- проверка соответствия
записей в выписках банка и
регистрах бухгалтерского
Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 «Касса».
Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы [27, c. 98].
Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 «Расчетный счет» в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.
Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых услуг и др. на себестоимость продукции, что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.
К финансовым вложениям относятся инвестиции в уставные и складочные капиталы других организаций, совместную деятельность, государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций (облигации, векселя), предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, а также дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования.
В бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от сроков отвлечения средств и их целевого назначения финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. К краткосрочным финансовым вложениям можно отнести, например, займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев. Под долгосрочными вложениями (на срок более 12 месяцев) понимают вклады в уставные капиталы и совместную деятельность, затраты на приобретение ценных бумаг других экономических субъектов, паи, а также займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок более 12 месяцев.
Основная цель аудиторской проверки учета финансовых вложений — получение подтверждения законности деятельности экономического субъекта за проверяемый период. Из этого следует, что в ходе проверки аудитор должен ответить на следующие вопросы.
1. Насколько
полно и своевременно
- по оценке,
учету и инвентаризации
- сохранности,
выбытию (погашению) и
- учету
результатов от финансовых
2. Соблюдены
ли требования налогового
Осуществляя аудит финансовых вложений, аудиторская организация исходя из понимания деятельности аудируемого лица должна выделить для себя основные направления проверки.
Источники информации для проверки учета финансовых вложений можно разделить на несколько групп.
1. Первичные учетные документы по учету финансовых вложений, в том числе приема-передачи вкладов в уставные капиталы других организаций; приема-передачи вкладов в совместную деятельность; свидетельства на суммы произведенных вкладов в другие организации; приема-передачи ценных бумаг; платежные поручения и выписки банка; приходные и расходные кассовые ордера.
2. Документы, устанавливающие обязательства сторон по сделкам, в том числе: учредительные документы; выписки из реестра акционеров; выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей, совета директоров и т.п.; сертификаты акций и другие ценные бумаги; договоры займа; договоры о совместной деятельности (договоры простого товарищества).
3. Учетные регистры, в том числе главная книга, журналы-ордера, ведомости, машинограммы (в случае применения вычислительной техники) по счетам бухгалтерского учета 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 55 «Специальные счета в банках», 91 «Прочие доходы и расходы» и т.д. Состав учетных регистров определяется формой бухгалтерского учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная и т.п.), а также статусом экономического субъекта (например, малое предприятие). К этой группе можно также отнести регистры налогового учета по налогу на прибыль.
4. Формы
учетной документации по
5. Финансовая
(бухгалтерская,
6. Прочие, например, учетная политика, книга учета ценных бумаг и т.д.
Глава 2. аУДИТорская проверка денежных средств и финансовых вложений (на примере ооо «Антарес»)
2.1 Экономическая характеристика ООО «Антарес»
Общество с ограниченной ответственностью «Антарес» является самостоятельным хозяйственным субъектом. Форма собственности - частная, учредителями являются физические лица, которые несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах своей доли в уставной фонд фирмы. Предмет деятельности ООО «Антарес» - производство строительных материалов, пеноизольных и арболитовых блоков - для строительства объектов собственными силами, сдача объектов в аренду.
Собрание
учредителей является главным органом
управления фирмы, которое назначает
на должность директора
Основными поставщиками являются ЗАО «Интехстрой», ООО Торговый дом «Алесеевск-Лес», ОАО «Алроса-Якуснаб», ЗАО «Хатын», ООО «Восток-ТрансСтрой», ЗАО «Саби», ООО ТПФ «Ленаречторг».
Рассмотрим структуру имущества ООО «Антарес» за 2010-2012 гг. по данным годовой отчетности (приложение 1) (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Структура имущества и источники его формирования ООО «Антарес»
Показатель |
Значение показателя |
Изменение | ||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
(гр.4-гр.2), тыс. руб. |
(гр.4 : гр.2), % |
(гр.4-гр.2), тыс. руб. |
(гр.4 : гр.2), % | ||||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Актив | ||||||||||
1. Внеоборотные активы и долгосрочная дебиторская задолженность (т.е. наименее ликвидные активы). |
2408 |
4,5 |
25151 |
39,6 |
25620 |
43,2 |
22743 |
1044,5 |
469 |
101,8 |
2. Оборотные активы, за исключением
долгосрочной дебиторской |
50947 |
95,5 |
38317 |
60,4 |
33662 |
56,8 |
-12630 |
75,2 |
-4655 |
87,8 |
в том числе: |
3936 |
7,4 |
977 |
1,5 |
2132 |
3,6 |
-2959 |
24,8 |
1155 |
218,2 |
в том числе: |
1228 |
2,3 |
239 |
0,4 |
1845 |
3,1 |
-989 |
19,4 |
1606 |
771,9 |
Информация о работе Аудит денежных средств и финансовых вложений