Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 17:50, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов и аудита готовой продукции, а также проведение аудиторской проверки по данному разделу учета на примере предприятия – ЗАО «Норский керамический завод».
Реализация этой цели требует постановки следующих задач:
рассмотреть понятие готовой продукции;
изучить особенности оценки и учета готовой продукции;
сравнить нормативное регулирование и источники информации для аудиторской проверки операций по учету готовой продукции с применяемой на предприятии методикой;
рассмотреть методику аудиторской проверки операций по учету готовой продукции;
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы аудита готовой продукции………………………………………7
1.1.Понятие готовой продукции, ее оценка и классификация…………………………..7
1.2.Цели, задачи, методы и источники информации, используемые для проведения аудиторской проверки готовой продукции…………………………………………........16
1.3.Нормативно-правовое регулирование аудита готовой продукции…………………22
2.Планирование аудиторской проверки...............................................................................36
2.1.Общая организационная и технологическая характеристика ЗАО «Норский керамический завод»………………………………………………………………………36
2.2.Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по учету готовой продукции…………………………………………………………………………………..44
2.3.Определение единого уровня существенности………………………………………52
2.4.Разработка общего плана и программы аудита учета готовой продукции…………………………………………………………………………………..56
3.Аудит учета готовой продукции на примере ЗАО «Норский керамический завод»……………………………………………………………………………………………63
3.1 Проверка принципов и методических положений учётной политики по учёту готовой продукции на соответствие законодательству………………………………………………………………………......63
3.2 Аудит наличия и сохранности готовой продукции на складе.……………………66
3.3 Аудит полноты оприходования готовой продукции………………………………..69
3.4 Аудит операций по учету отгрузки и реализации готовой продукции……………74
3.5Проверка тождественности показателей регистров синтетического и аналитического учёта, регистров бухгалтерского учёта и отчётности ………………..78
4. Письменная информация аудитора руководству ЗАО «Норский керамический завод» по результатам проведения аудита………………………………………………...81
Заключение…………………………………………………………………………………….86
Список использованной литературы…………………………………………………………89
Товарная продукция — это продукция, предназначенная для реализации потребителям. При этом необходимо иметь в виду, что если предприятие производит продукцию из давальческого сырья, то она включается в состав товарной продукции без стоимости сырья, т. е. по стоимости обработки.
Вся готовая продукция, как правило, сдается на склады под отчет материально-ответственному лицу. Исключением являются крупногабаритные изделия, которые по техническим причинам не могут быть сданы на склад, и поэтому принимаются организациями-заказчиками на месте изготовления и сборки.
Объем выручки от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческой организации и промышленного предприятия.
Продажей продукции завершается кругооборот средств организации (предприятия), в результате чего создается возможность из полученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам. Продажа продукции, работ и услуг должна обеспечить не только возмещение расходов на производство и сбыт, но и получение прибыли - одного из важнейших источников расширения производства, обновления, модернизации и реконструкции основных средств, увеличения объема выпуска продукции.
Продукция, работы и услуги признаются проданными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. С этого момента их стоимость признается доходом и включается в объем выручки.
В бухгалтерском учете выручка принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества, а также величине дебиторской задолженности, возникшей в результате передачи покупателю или потребителю продукции, работ, услуг.
Оплата продукции, работ, услуг может производиться денежными средствами, валютой или иным имуществом (сырьем, материалами, товарами и т.п.). Поступление средств от продажи отражается в бухгалтерском учете на основании расчетно-платежных документов (платежных поручений, платежных требований, приходных кассовых ордеров, товарных накладных и др.).
По данным отгрузочных и расчетных документов определяется объем выручки от продажи, в который включается стоимость отгруженной (или оплаченной) продукции и полуфабрикатов собственного производства другим организациям, выполненных работ и оказанных услуг для заказчиков, готовых изделий и полуфабрикатов, отпущенных своим обслуживающим производствам и хозяйствам. Если продукция (изделия, полуфабрикаты) потреблена в основном производстве, то ее стоимость не входит в выручку от продажи. Величина выручки как показатель используется в управлении при проведении анализа деятельности организации, разработке бизнес - плана, при налогообложении.
Планирование и учет готовой продукции на предприятиях ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.
Условно-натуральные показатели используют для получения обобщения данных об однородной продукции. Например, количество выпущенного кирпича измеряется в штуках.[8, 120-122]
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» единица бухгалтерского учета выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения в основном аналогичен порядку количественного учета материальных запасов. Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Кроме того, разрабатываются справочники, в которых содержатся сведения о продукции, облагаемой и необлагаемой различными видами налогов, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.
При количественно-суммовом учете готовая продукция учитывается на складе и в бухгалтерии торговой организации и по количеству в натуральных единицах, и по стоимости в денежном выражении.
На ЗАО «Норский керамический завод» широко применяется количественно-суммовой» учет.
Готовая продукция оценивается по фактической производственной или нормативной (плановой) себестоимости в зависимости от установленного учетной политикой варианта учета. В этой оценке она отражается в балансе организации. Выбор варианта учета указан в учетной политике.
При синтетическом учете готовой продукции по фактической производственной себестоимости аналитический учет отдельных наименований готовой продукции ведется либо по фактической производственной себестоимости, либо по учетным ценам.
В аналитическом учете — по твердым ценам, которыми может
быть плановая себестоимость либо договорные
цены. Отдельно учитывают разницы между
фактической и плановой себестоимостью
продукции или между договорными ценами
и фактической себестоимостью.
В бухгалтерском учете применяют следующие
виды оценки готовой продукции:
— производственная себестоимость (плановая,
фактическая), которая включает все производственные
затраты на выработку готовой продукции;
— полная себестоимость (плановая, фактическая),
которая состоит из производственной
себестоимости с добавлением коммерческих
расходов (расходов, связанных с реализацией,
рекламой и др., не возмещаемых покупателями);
—по договорным ценам предприятия;
— по розничным ценам — ценам на товары
преимущественно личного потребления,
поступающие на широкий рынок и реализуемые
через розничную торговую сеть и предприятия
общественного питания. Они состоят из
договорной цены и торговой накидки, которая
идет на покрытие издержек обращения и
образование дохода торговых организаций.
При установлении отпускных цен указывают
франке, т.е. до какого места (за чей счет)
производится оплата стоимости расходов,
связанных с перевозкой продукции: франко-станция
(пристань) назначения — поставщик оплачивает
расходы по перевозке продукции до станции
(пристани) назначения, т.е. эти расходы
включены в отпускную стоимость продукции;
франко-станция (пристань) отправления
— поставщик несет расходы по отгрузке
продукции до станции отправления и погрузке
ее в вагоны, остальные расходы оплачивает
покупатель (от станции поставщика до
своей станции и дальше доставку до склада).
Договоры поставки могут быть установлены
франко-склад поставщика (поставщик не
несет расходов по сбыту) и франко-склад
покупателя (все расходы по доставке продукции
до склада покупателя несет поставщик).
В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться;
Выбор конкретного варианта учетной цены осуществляет организация.
Фактическая производственная себестоимость применяется в основном при единичном и мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.
Нормативную себестоимость в качестве учетных цен целесообразно использовать в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Преимуществами данных учетных цен являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки в планировании и учете.
Договорные цены применяются преимущественно при стабильности таких цен.
При применении в текущем учете учетных цен обособленно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Эти отклонения отражаются не по отдельным наименованиям, а по однородным группам готовых изделий.
При организации синтетического учета готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости аналитический учет отдельных наименований готовой продукции ведется в этой же оценке. По окончании отчетного периода (месяца) определяются и отдельно учитываются отклонения фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции. [16, с.270]
Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам и нормам. Одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета на предприятии, является учетная политика. Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением.
Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты,
своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
По затратам на производство и по учету готовой продукции элементами учетной политики являются:
• выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;
• выбор способа учета готовой продукции;
• выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;
• выбор варианта сводного учета затрат на производство;
• определение сроков погашения расходов будущих периодов;
• выбор метода определения выручки от продажи продукции;
• признание момента реализации по работам долгосрочного характера;
• выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;
• выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением, представляющим фактическую производственную себестоимость. В настоящее время в текущем учете применяют следующие виды оценки готовой продукции:
• по полной фактической производственной себестоимости;
• по неполной (сокращенной) производственной себестоимости;
• по оптовым ценам продажи;
• по неполной нормативной или плановой себестоимости продукции.
Фактическая производственная себестоимость применяется сравнительно редко, в основном при единичном и мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры. При этом калькулируемые объекты иногда расчленяют по узлам и крупным конструктивным элементам. В итоге фактическая производственная себестоимость изделия складывается из суммы затрат на отдельные его составные части. Затраты на производство готовой продукции включает в себя стоимостную оценку использованных сырья, природных ресурсов, топлива, материалов, энергии, трудовых ресурсов, основных средств и т. д. Недостаток данного варианта оценки - неточности в исчислении себестоимости до завершения всех работ по объекту и окончания отчетного месяца.
Неполная (сокращенная) производственная себестоимость исчисляется по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Может использоваться в организациях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства.
Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, так как позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества.
Плановая (нормативная) производственная себестоимость также может выступать в качестве твердой учетной цены. Нормативная себестоимость в качестве учетных цен используется в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Обуславливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Но если плановая (нормативная) себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка: