Банковские риски на примере БЦК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что во второй половине 2007 года в значительной мере осложнились условия деятельности банков. В условиях глобального кризиса ликвидности, высокого уровня зависимости отечественных банков от фондирования на внешних рынках, у них возникли проблемы с краткосрочной ликвидностью и рефинансированием внешних обязательств, ухудшилось качество кредитного портфеля, что было обусловлено ужесточением требований надзорного органа, обесцениванием залогов из-за изменения ситуации на рынке недвижимости, а также очень большими темпами роста кредитного портфеля банков все последние годы.

Содержание работы

Обозначения и сокращения....................................................................................5
Введение......................................................................................................................6

1. Риск как объективная экономическая категория банковской деятельности
1.1 Риски как экономическая категория, их сущность и содержание.....................9
1.2 Классификация банковских рисков...................................................................12
1.3 Способы оценки и методы расчетов банковских рисков................................26
2. Система управления банковскими рисками
2.1 Измерение и управление валютными рисками................................................35
2.4 Управление риском ликвидности.....................................................................44
2.5 Казахстанский опыт управления банковскими рисками на примере АО «БЦК».........................................................................................................................52
3. Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках
3.1 Рекомендации Базель-2 по управлению банковскими рисками……………58
3.2 Корпоративное управление как элемент снижения банковских рисков...... 64
3.3 Новые направления в управлении банковскими рисками..............................71
Заключение.............................................................................................................. 78
Список использованой литературы…………………........................................ 82

Файлы: 1 файл

Риски БЦК.doc

— 656.50 Кб (Скачать файл)

Многие банки и банковские аналитики уделяют большое внимание отношению кредитов к депозитам и считают его общим показателем ликвидности. Кредиты считаются наименее ликвидными активами, в то время как вклады представляют собой основной источник средств для банка. Высокий показатель соотношения говорит о неликвидности банка, так как банк использовал практически все свое стабильное финансирование под выдачу кредитов, и, соответственно, вновь выдаваемые кредиты будут финансироваться за счет покупки средств на рынке. Низкое значение показателя говорит о том, что банк располагает свободной ликвидностью и может профинансировать новые кредиты за счет вкладов.

Однако в данном показателе не учитывается структура кредитного и депозитного портфеля банка. Некоторые кредиты, например имеющие гарантию государства, либо являются краткосрочными, либо в случае необходимости могут быть легко проданы на вторичном рынке. Другие же кредиты, например долгосрочные с отсроченными платежами, можно продать лишь со значительным дисконтом. Следовательно, два банка с одинаковым соотношением кредитов и вкладов будут обладать различной кредитной ликвидностью в силу отличий их кредитных портфелей. Кроме того, в данном показателе не учитываются временные поступления процентов по кредитам и погашение основной задолженности.

То же самое можно сказать и о депозитной базе банка. Например, срочные вклады представляют собой более стабильный источник средств для банка, в силу того что они обладают меньшим риском отзыва в ближайшем будущем. С ослаблением регулирования процентных ставок и отменой ограничений на начисляемые проценты показатель отношения кредитов к вкладам значительно возрос.

Таким образом, рассмотренная выше ликвидность с точки зрения активов относится к категории собственной/сохраненной ликвидности - представляет собой ликвидные средства внутри банка, отраженные на его балансе. Теперь обратимся к управлению ликвидностью со стороны пассивов. Ликвидность пассивов (приобретенная ликвидность) отражает способность банка выпускать новые долговые обязательства, привлекать средства на межбанковском рынке по разумным ценам. Данная сторона вопроса тесно связана с качеством активов банка. Банк с хорошо структурированными активами имеет возможность привлекать средства под более низкие проценты, так как инвесторы уверены в его стабильности и надежности. Банки со стабильной депозитной базой также имеют возможность более дешевого привлечения средств, поэтому банки стараются привлечь как можно больше так называемых основных депозитов/минимальную сумму банковских депозитов (core deposits). К этой категории относятся вклады, на которые не очень существенно влияют изменения в экономике, сезонные колебания и изменения в процентных ставках. Такими вкладчиками могут быть физические лица, индифферентные к небольшим различиям в процентных ставках, при условии что они довольны пакетом услуг, предоставляемых банком, или мелкие клиенты, привязанные к одному банку. Привлечение банком большого объема средств на межбанковском рынке может выразиться в более высоких ставках для самого банка и более нестабильной и непредсказуемой депозитной базе и стоимости обязательств. Следует учитывать, что разные банки имеют разную степень доступа к определенным ресурсам. Руководству банка, в свою очередь, необходимо попытаться определить гибкость реагирования разного рода ресурсов на изменения процентных ставок.

Традиционные показатели ликвидности базируются на информации, содержащейся в счетах баланса банка, и измеряют ликвидность в виде финансовых коэффициентов. Помимо рассмотренного выше коэффициента, основанного на отношении кредитов к депозитам, уделяется внимание следующим показателям: отношению собственного капитала банка к общей сумме активов (характеризует достаточность капитала); минимальной суммы банковских депозитов (core deposits) к общей сумме активов; переменных депозитов (volatile deposits) к общей сумме активов (характеризует стабильность источников финансирования банка), а также ликвидных активов к общей сумме активов; краткосрочных инвестиций к общей сумме активов, чистых кредитов и лизинга к общей сумме активов (дает представление о доли ликвидных активов в активах банка). Помимо этого, банки, работающие с иностранной валютой, могут проверять и контролировать обеспеченность своих активов в иностранной валюте обязательствами в валюте, а кроме того, отношение кредитов, выданных в валюте, к привлеченным валютным средствам и депозитам в валюте.

Банки активно проводят процесс планирования ликвидности, учитывая необходимость удовлетворения требований НБК по ликвидности и поддержания обязательных резервов, а также учитывая потребность банка в средствах исходя из ситуации на рынке, сезонных или циклических колебаний и планируемого роста и развития. В краткосрочной перспективе всегда присутствует дилемма между ликвидностью банка и его доходностью. Ведь чем более ликвиден банк, тем меньше его доходность, так как доход по высоколиквидным активам ниже, чем по другим инструментам, в силу меньшей степени риска. Поэтому банку приходится выбирать оптимальный баланс между этими двумя параметрами с учетом интересов и аспектов своей деятельности.

 

2.3 Казахстанский опыт управления банковскими рисками на примере АО «Банк ЦентрКредит»

Для управления рисками АО «Банк ЦентрКредит» руководствуется «Политикой управления рисками АО «Банк ЦентрКредит», которая разработана в соответствии с законодательством РК, нормативно-правовыми актами и рекомендациями НБК, Уставом АО «Банк ЦентрКредит», а также документами Базельского комитета по банковскому надзору. Политика является основополагающим нормативным документом Банка, регламентирующим вопросы управления банковскими рисками. Политика раскрывает понятие и виды банковских рисков, стратегию и организационную структуру системы управления рисками, принципы построения системы внутреннего контроля, методы управления рисками и основные требования к работе с отдельными видами банковских рисков.

Управление рисками - это непрерывный процесс, включающий четыре основных элемента: определение риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска.

    1. Определение рисков – идентификация внутренних и внешних рисков, которым подвержен или может быть подвержен Банк, установление характера их влияния на его деятельность.
    2. Измерение рисков – разработка и использование системы и инструментов, позволяющих объективно устанавливать размер и вероятность рисков Банка.
    3. Контроль за рисками – функционирование системы внутреннего контроля и установление максимально допустимых лимитов (ограничений) на риски.
    4. Мониторинг рисков - постоянная оценка уровня основных рисков Банка и соблюдения максимально допустимых лимитов.

       Стратегия Банка  по управлению рисками.

       Основные принципы Банка по управлению рисками:

- функционирование эффективной  системы внутреннего контроля;

- идентификация, оценка, контроль  и отслеживание всех видов  рисков, которым подвержен или  может быть подвержен Банк;

- обеспечение финансовой устойчивости  и доходности Банка при разумном уровне принимаемых рисков;

- адекватность и распределение  капитала между различными видами  рисков и производственных сфер  Банка.

В рамках реализации утвержденного Стратегического плана Правление конкретизирует принципы управления рисками на очередной год или иной определенный период. Конкретизация принципов зависит от общеэкономической ситуации и тенденций макроэкономики, планируемого уровня проникновения на рынок и необходимых показателей доходности на предстоящий период.

С учетом политики и принципов управления рисками разрабатывается мероприятия по реализации Стратегического плана и бюджеты на очередной финансовый год.

Организационная структура управления рисками. СД осуществляет общее руководство деятельностью Банка. К исключительной компетенции СД в части управления рисками относятся следующие вопросы: 

- определение приоритетных направлений  деятельности Банка с учетом  оптимальной диверсификации бизнеса;

- утверждение политики управления  рисками и иных основополагающие  процедур, ограничивающих риски;

- утверждение основных принципов  построения эффективной системы  внутреннего контроля, в том числе: утверждение основной организационной  структуры управления Банка, определение  структур, задач функций и полномочий  Внутреннего аудита, Комитета КУАП ( Комитет по управлению активами и пассивами), Кредитного Комитета и других постоянно действующих органов;

- определение максимального размера  капитала в зоне риска и  допустимого уровня рисков, связанных  с возможностью утраты собственного капитала, при желательном уровне агрессии Банка на рынке и доходности на собственный капитал;

- иные вопросы в соответствии  с Уставом Банка.

Правление осуществляет текущее руководство деятельностью Банка. Задачи Правления по управлению рисками: 

- реализация стратегии Банка, обеспечения взаимосвязи и соответствия между стратегией Банка и допустимым уровнем рисков;

- построение эффективной системы внутреннего контроля, утверждение внутренних правил Банка, определяющих: структуру, задачи, функции и полномочия подразделений Банка; права и обязанности руководителей структурных подразделений, полномочия должностных лиц и работников Банка при осуществлении ими сделок от имени и за счет Банка;

- утверждение и одобрение (выносимых на Совет директоров) нормативных актов по управлению рисками;

- контроль за деятельностью полномочных комитетов и органов Банка;

- иные вопросы в соответствии с Уставом Банка.

        Комитет КУАП, действующий на основании, «Положения о Комитете по управлению активами и обязательствами», осуществляет управление активами и обязательствами и финансовыми рискам в рамках стратегии, политики и процедур, утвержденных Советом Директоров и Правлением Банка. Основные функции Комитета КУАП: 

- управление активами и обязательствами;

- управление ликвидностью и риском ликвидности; [33]

- управление кредитными рисками  портфелей; [34]

- управление текущей процентной политикой и процентными рисками;

- управление валютными рисками;

- управление ценовыми рисками; [35]

- управление рисками системы  внутреннего контроля.[36]

Кредитный комитет, действующий на основании «Положения о Кредитном комитете Головного офиса», осуществляет управление кредитными рисками, обеспечивая снижение кредитных рисков по заемным, лизинговым, факторинговым, вексельным, гарантийным операциям, а также операциям, связанным с приобретением  корпоративных ценных бумаг нефинансовых компаний.

Департамент анализа и управления рисками, действующий в соответствии с Положением о Департаменте, осуществляет следующие функции:

- информационно-аналитическое обеспечение  Комитета АЛКО, включая макроэкономический  анализ и прогнозирование, финансовый анализ деятельности Банка и конкурентов;

- общая координация банковской  работы по совершенствованию  системы управления рисками;

- мониторинг системы внутреннего  контроля и разработка предложений  по её совершенствованию;

- оценка и измерение финансовых рисков;

- подготовка предложений по  оптимальной структуре баланса  и мероприятиям по поддержанию  средне- и долгосрочной ликвидности;

- разработка предложения по  лимитам на финансовые риски;

- мониторинг соблюдения лимитов  на риски структурными подразделениями Банка;

- иные функции в соответствии  с Положением о Департаменте.

Департаменты Головного офиса в ходе текущей деятельности соблюдают требования системы внутреннего контроля, лимиты и ограничения, установленные полномочными органами Банка. [37]

Филиалы действуют в рамках процедур и лимитов, утвержденных полномочными органами Банка.

Внутренний аудит осуществляет последующий контроль за соблюдением структурными подразделениями Банка требований нормативных актов и решений полномочных органов Банка, регламентирующих вопросы управления рисками, а также вносит рекомендации по совершенствованию системы управления рисками.

Принципы организации системы внутреннего контроля:

1) Выявление и оценка рисков, которые могут оказать отрицательное  влияние на достижение целей Банка, на постоянной основе.

2) За управление каждым существующим  или потенциальным рискам должно  быть закреплено конкретное подразделение  и/или сотрудник Банка.

3) Функционирование эффективной  структуры контроля, при которой  контрольные функции определяются для каждой производственной сферы и уровня организационной структуры Банка.

4) Четкое разделение обязанностей  сотрудников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности  сотрудников допускает конфликт  интересов. Сферы потенциальных  конфликтов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий независимый контроль. Запрещено одновременное исполнение одним сотрудником Банка фронт- и бэк-офисных функций.

5) Наличие адекватной и полной  информации для принятия управленческих  решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной.

6. Наличие надежных информационных  систем.

7) Наличие эффективного комплексного  внутреннего аудита систем внутреннего  контроля.

Информация о работе Банковские риски на примере БЦК