Бухгалтерская отчетность и анализ финансового состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, подготовленная по установленным формам. Бухгалтерская отчетность, прежде всего, должна быть полезна пользователям, использующим эту отчетность для удовлетворения потребности в информации. Пользователи бухгалтерской отчетности должны получить полную и достоверную информацию о деятельности предприятия и его имущественном положении.

Содержание работы

Введение
1 Бухгалтерская отчетность как информационная база анализа
деятельности и финансового состояния организации
1.1 Порядок формирования бухгалтерской отчетности
1.2 Основы анализа финансового состояния организации
1.3 Методика анализа финансового состояния
2 Краткая характеристика МУП «*****»
2.1 Местонахождение и организационная структура предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности МУП «*****»
2.3 Организация учетно-аналитической работы
3 Формирование бухгалтерской отчетности и пути его
совершенствования
3.1 Современное состояние составления бухгалтерской отчетности
в МУП «*****»
3.2 Рекомендации по совершенствованию составления
бухгалтерской отчетности
4 Анализ финансового состояния МУП «*****»
4.1 Анализ финансового состояния
4.2 Мероприятия по улучшению финансового состояния
предприятия
4.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по
улучшению финансового состояния предприятия
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Бух.отчетность и анализ фин.состояния.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

 

Диаграмма на рисунке 4.1 наглядно демонстрирует динамику объема (или уровня) дебиторской задолженности МУП «*****» и изменение коэффициента отвлечения оборотных активов.

Из представленного рисунка 4.1 видно, как в течение рассматриваемого периода скачкообразно изменяется доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов предприятия. Такая динамика свидетельствует о недостаточном контроле дебиторской задолженности на предприятии.

 

Рисунок 4.1 Динамика дебиторской задолженности МУП «*****» и 

                     изменение коэффициента отвлечения  оборотных активов

 

На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде.

Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

  ПИдз = ДЗср : Оо,          (4.2)

где    ПИдз – средний период инкассации дебиторской задолженности,

                          дней;

  ДЗср – средний остаток дебиторской  задолженности организации (в 

               целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде,

                тыс.руб.;

  Оо – сумма однодневного оборота  по реализации продукции в 

           рассматриваемом периоде, тыс.руб.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

КОдз = ОР : ДЗср,              (4.3)

где  КОдз – количество оборотов дебиторской задолженности организации

                       в рассматриваемом периоде, ед.;

ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в

         рассматриваемом периоде, тыс.руб.;

ДЗср – средний остаток дебиторской задолженности организации (в

             целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде,

             тыс.руб.

 

Таблица 4.6 Расчет среднего периода инкассации дебиторской                           

                            задолженности и количества ее  оборотов 

Период

Средний остаток дебиторской задолженности, тыс.руб.

Общая сумма оборота по реализации услуг, тыс.руб.

Сумма однодневного оборота по реализации услуг, тыс.руб.

Средний период инкассации дебиторской задолженности

Количество оборотов дебиторской задолженности

1 квартал 2009г.

556 901

443 305

4 926

113,1

0,80

2 квартал 2009г.

556 050

472 217

5 189

107,2

0,85

3 квартал 2009г.

562 310

491 491

5 342

105,3

0,87

4 квартал 2009г.

541 927

520 402

5 657

95,8

0,96

1 квартал 2010г.

538 243

488 716

5 430

99,1

0,91

2 квартал 2010г.

538 866

544 252

5 981

90,1

1,01

3 квартал 2010г.

532 809

566 466

6 157

86,5

1,06

4 квартал 2010г.

527 591

622 002

6 761

78,0

1,18


 

На третьем этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

а) коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

КПдз = ДЗпр : ДЗ,                         (4.4)

где  КПдз – коэффициент просроченности дебиторской задолженности, ед.;

ДЗпр – сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в

              предусмотренные сроки, тыс.руб.;

ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности организации, тыс.руб.

Сумма просроченной задолженности МУП «*****» по состоянию на 31.12.2010г. составляла 121 044 тыс.руб.

Коэффициент просроченности дебиторской задолженности МУП «*****»  по состоянию на 31.12.2010г. составлял:

КПдз = 121 044 : 525 440 = 0,23.

б) средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

ВПдз = ДЗпр : Оо,                        (4.5)

где  ВПдз – средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной)

                       дебиторской задолженности, дней;

ДЗпр – средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в

             срок (сомнительной, безнадежной), в  рассматриваемом 

              периоде, тыс.руб.;

Оо – сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом

         периоде, тыс.руб..

Средний остаток просроченной дебиторской задолженности в 2010 году составлял  119 463 тыс.руб. Сумма однодневного оборота по реализации в 2010 году составляла 6086 тыс.руб.

Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности МУП «*****» за 2010г. составлял:

ВПдз = 119463 : 6086 =  19,6 дня.

Глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» позволяет организациям создавать резервы по сомнительным долгам, отчисления в которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

При формировании резервов по сомнительным долгам можно учитывать только просроченную задолженность покупателей за поставленные им товары (выполненные работы, оказанные услуги), если она не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Во-первых, в сумму резерва в налоговом учете включаются только долги со сроком возникновения от 45 дней. Причем задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно вносится в сумму резерва в размере 50 процентов, а долги со сроком возникновения свыше 90 дней – в полном объеме. Во-вторых, определена максимальная величина резерва, которую можно признать в целях налогообложения, – 10 процентов величины выручки отчетного (налогового) периода (без учета НДС).

С учетом изложенного, МУП «*****» может создать резерв по сомнительным долгам в следующем размере:

1) Сумма безнадежных долгов сроком возникновения от 45 до 90 дней составляет 17050,5 тыс.руб. Сумма резерва по сомнительным долгам 17050,5 х 50% = 8525,3 тыс.руб.

2) Сумма безнадежных долгов со сроком возникновения свыше 90 дней составляет 13346,2 тыс.руб. Сумма резерва по сомнительным долгам – 13346,2 тыс.руб.

3) Общая сумма резерва по сомнительным долгам составит 8525,3 + 13346,2 = 21871,4 тыс.руб.

Проверяем максимальное ограничение резерва по сомнительным долгам. Выручка от реализации в 2010 году составляла 2221436 тыс.руб. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам: 2221436 х 10% = 222144 тыс.руб.

Полученная сумма резерва по сомнительным долгам 21871,4 тыс.руб. меньше максимального ограничения 222144 тыс.руб., значит предприятие может создать резерв по сомнительным долгам в размере  2187,14 тыс.руб.

Тогда экономия по налогу на прибыль МУП «*****» составит: 21871,4 тыс.руб. х 20% = 4374,3 тыс.руб.

Следующим направлением по снижению дебиторской задолженности МУП «*****» является использование финансовых инструментов, таких как факторинг.

Факторинг – это комплекс услуг по обслуживанию факторинговой компанией (фактором) поставок клиента с отсрочкой платежа под уступку дебиторской задолженности. Факторинг включает в себя финансирование товарных кредитов, страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание.

Суть договора факторинга состоит в том, что кредитор, имея дебиторскую задолженность по договору поставки товаров (работ, услуг) уступает право требования задолженности к должнику своему финансовому агенту.

То есть, организация, осуществившая поставку товаров (работ, услуг) заключает с кредитной организацией договор, по которому последняя, фактически осуществляет финансирование под уступку денежного требования.

Особенность данного договора состоит в том, что, несмотря на то, что он является двусторонним (заключается между клиентом и финансовым агентом), но взаимоотношения, возникающие по такому договору, связывают три стороны:

1) Поставщик продукции (первоначальный кредитор);

2) Покупатель продукции;

3) Банк или факторинговая компания (вторичный кредитор).

Таким образом, финансовая политика МУП «***** должна быть  подчинена решению следующих задач:

- формированию достаточной суммы денежных средств для поддержания текущей ликвидности;

- обеспечению рационального размера товарных запасов, их ассортиментной структуры, с учетом фактора сезонности спроса;

- согласованию размеров  и  сроков дебиторской  задолженности;

- формированию рационального объема текущих оборотных   активов  с целью оптимизации издержек, связанных с их финансированием, хранением товарных запасов;

- обеспечению рационального соотношения собственных средств  и  обязательств, исходя из конкретных условий хозяйствования коммерческой организации,  и  поддержанию уровня собственных  оборотных  средств, необходимого для признания организации платежеспособной  и  ликвидной.

Основная роль финансирования в рамках факторингового обслуживания – это пополнение оборотных средств, необходимых для финансирования текущей деятельности, улучшение показателей ликвидности и повышение финансовой устойчивости.

По договору финансирования под уступку требования (факторинга) одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) деньги в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить это требование финансовому агенту (п. 1 ст. 824 ГК РФ). То есть предметом рассматриваемой сделки может быть: денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование); право на получение денег в будущем (будущее требование).

На практике все происходит следующим образом. Требование продавца (клиента) к своему покупателю переходит финансовому агенту, за что агент перечисляет продавцу часть планируемой выручки (обычно она составляет 70 - 90%) раньше срока платежа за отгруженные товары. После того как покупатель погашает агенту задолженность, поставщик получает от агента оставшиеся деньги за вычетом вознаграждения.

Договор факторинга может содержать не только условие о финансировании. Бывает, агент еще ведет учет дебиторской задолженности и оказывает другие услуги (например, принимает меры по возврату просроченного долга).

Согласно ст. 825 ГК РФ финансовым агентом может стать банк либо другая кредитная организация, а также коммерческая организация, имеющая разрешение (лицензию) на такой вид деятельности. Однако на самом деле в России коммерческие организации в этой роли не выступают. На данный момент в число лидеров рынка факторинга входят компании «Еврокоммерц», Национальная факторинговая корпорация, МФК «Траст», а также «Промсвязьбанк» и банк «Петрокоммерц», которые частично представлены на финансовом рынке .

Рассмотрим, как факторинг сможет повлиять на деятельность МУП «*****». Во-первых, дебиторская задолженность уменьшается. Уступка обязательств покупателей банку или факторинговой компании позволяет МУП «*****» практически сразу после отгрузки обналичивать долги любой срочности. Во-вторых, расчетный счет растет. «Размороженные» благодаря факторингу денежные средства зачисляются на расчетный счет компании и могут снова быть пущены в оборот. Это снижает потребность компании в капитале. В-третьих, прибыль растет. Несмотря на издержки по факторингу, ускорение оборачиваемости капитала и рост объемов продаж увеличивает общую прибыль МУП «*****» за отчетный период и способствует увеличению масштабов предприятия.

При расчете эффективности факторинга используем следующие данные.

Согласно договору факторинга банк предоставляет организации денежные средства, обязательство по возврату которых организация исполняет путем уступки права требования долга. Договор факторинга заключен 01 декабря 2009 г. Банк перечисляет на расчетный счет организации денежные средства в размере 90% суммы дебиторской задолженности покупателя, а остальную сумму (за вычетом комиссий) - после того, как с ним рассчитается покупатель организации.

Дебиторская задолженность на 01 января 2010г. составляет сумму 534631 тыс. руб. (в том числе НДС 18% - 81554 руб.). В тот же день ОАО «Зубово» уступает факторинговой компании (банку) право требования долга с покупателя. 8 января сентября от фактора получено финансирование в сумме 481168 руб. (534631 руб. х 90%). Спустя 80 дней (в марте 2010 г.) покупатели расплачиваются с фактором. Организация понесла следующие затраты, связанные с финансированием под уступку требования (все суммы указаны без НДС):

-   проценты  за  пользование  денежными  средствами  -  0,03%  суммы финансирования (за каждый  день с даты зачисления средств  на расчетный счет организации  по дату уплаты денег покупателем  банку);

- плата за обработку документов - 50 руб. за один документ;

-  комиссия за факторинговое  обслуживание – 1,7% суммы уступленной дебиторской задолженности (единовременно в момент возврата денег банку).

Посчитаем, во что обошлись МУП «*****» услуги, предоставленные банком:

1) Проценты за пользование денежными средствами в руб.:

% = сумма финанс.*0,03%*80 =481168*0,03%*80/100 =11548;             

2) Банком были обработаны 20 документов, за что организация заплатила 1 тыс. руб. (20 док.*50 руб.);

3) Плата за администрирование составляет в руб.:

Падм = сумма финанс.*1,7% = 481168*1,7/100=8180;                

Общая сумма расходов организации (без НДС) составила:

сумма расходов = 11548 руб. + 1000 руб. + 8180 руб. =19728 руб.;

На эту сумму банк начислил НДС по ставке 18%, руб.:

сумма НДС = сумма расх.*0,18 = 19728 *0,18 = 3551;

Сумма расходов организации с учетом НДС равна, руб.:

сумма расх.+ сумма НДС = 19729 + 3551 = 23280;

После поступления денег от покупателя (в ноябре) банк перечислил организации остаток средств за минусом комиссий в руб.:

сумма ост. = сумма ДЗ - сумма финанс. - (сумма расх + сумма НДС)= 534631 - 481168 - 23280 = 30183.                     

Преимущество факторинга заключается в следующем:

1) Постоянное пополнение оборотных средств;

Информация о работе Бухгалтерская отчетность и анализ финансового состояния