Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:48, дипломная работа
В современных условиях ни одно предприятие не может успешно вести бизнес без результатов оценки итогов финансовой деятельности. Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является анализ финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние предприятия по определению многих экономистов представляет собой экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.
Введение………………………………………………………………….……….…6
1 Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 8
1.1 Подходы к анализу финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности 8
1.2 Бухгалтерский баланс как основной источник информации для анализа финансового состояния 13
1.3 Методика анализа показателей бухгалтерского баланса 20
2 Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского баланса СПК (колхоз) им. Ленина 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 32
2.2 Анализ показателей финансовой устойчивости 32
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 32
3 Повышение роли бухгалтерского баланса как механизма управления СПК (колхоз) им. Ленина 43
3.1 Пути повышения роли бухгалтерского баланса в управлении предприятием 43
3.2 Использование данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в оценке бизнеса 46
3.3 Использование средств автоматизации и программного обеспечения для повышения эффективности мониторинга финансового состояния 49
Заключение 59
Список использованных источников 63
Факторами риска в этом отношении являются систематический рост запасов, их увеличение по отношению к стоимости незавершенного производства и готовой продукции, наличие сырья и материалов с сильно колеблющимися ценами, отсутствие или ограниченность страхования производственных запасов.
С особенной тщательностью необходимо анализировать остатки нереализованной готовой продукции в местах ее хранения и продажи. Бухгалтерия может представить самые подробные сведения о таких товарах с детализацией по видам, местам производства, срокам нахождения в продаже и т.п. Дело менеджеров по продаже и производству выяснить, почему отдельные товары и места их сбыта недостаточно эффективны, и принять соответствующие меры.
Руководству предприятия необходимо изучить все рекламации и жалобы покупателей и потребителей на качество продукции, взять под контроль работу по устранению выявленных недостатков. Бухгалтерия может определить возможности увеличения продаж по потребителям, географическим зонам сбыта, каналам распределения продукции. Оценить эффективность работы маркетинговой службы предприятия можно, сопоставив в динамике прибыль от реализации в расчете на одного маркетолога или соотношение затрат на маркетинг и выручки от реализованной продукции.
В составе производственных запасов учитывают и расходы будущих периодов. К ним относятся признанные в учете, но не имеющие отношения к формированию себестоимости отчетного периода расходы, в частности затраты на освоение новых производств, горно-подготовительные работы в добывающих отраслях промышленности, расходы на рекламу, подготовку кадров и т.п. К такого рода затратам у руководителей предприятия должно быть повышенное внимание, поскольку эти расходы в значительной степени зависят от оценки вероятности событий, для которых они предназначены. Вероятность, что эти надежды не оправдаются, достаточно велика, и в таком случае доходы предприятия могут резко снизиться. Однако без мероприятий, связанных с расходами будущих периодов, полностью обойтись нельзя. В отдельных случаях их нужно увеличить, особенно когда речь идет о явно прибыльных производствах и продажах.
В целом, если темпы увеличения объема продаж значительно превышают темпы роста запасов товарно-материальных ценностей, можно говорить о хорошем качестве управления. В то же время высокий показатель оборачиваемости запасов может свидетельствовать об их недостаточности, что негативно скажется впоследствии.
Оборачиваемость материально-товарных запасов анализируется по каждому их виду. Для ускорения оборачиваемости запасов излишняя их часть должна быть продана. Наибольшая степень риска таких продаж связана со скоропортящимися товарами и материалами, сырьем и комплектующими изделиями, на которые часто меняются цены. Ниже риск у товаров первой необходимости и постоянного спроса. Сырье и материалы имеют меньший риск продаж, чем готовые изделия, поскольку они более универсальны в употреблении.
Большой интерес для управляющих представляют отчетные данные об изменении капитала организации. Они содержат сведения о величине капитала на начало и конец отчетного периода, его увеличении за счет дополнительного выпуска акций, переоценки имущества, его прироста, увеличения доходов и т.д.
На основе этих данных можно судить о перспективах развития организации и укреплении ее финансовой мощи. В виде справки к отчетности о движении капитала приводят данные о стоимости чистых активов, необходимых для оценки степени ликвидности организации.
Для обеспечения платежеспособности предприятия важно уметь управлять его долгами. Дебиторская и кредиторская задолженности есть всегда у каждой организации. Они являются неизбежным следствием системы расчетов, при которой возникают разрывы во времени между моментом платежа и моментом перехода права собственности на товар, между моментом предъявления платежных документов к оплате и поступлением денег на расчетные счета поставщиков. Практически любое предприятие в силу различных причин может испытать временный недостаток денежных средств, но поставщики верят ему, согласны отпустить товар в долг и подождать с оплатой. Иногда посредником в таких сделках выступает банк, который оплачивает счета, предъявленные покупателю, с получением с него не только суммы долга, но и процентов за предоставленный кредит.
Продажа товаров в кредит, с отсрочкой платежа, а следовательно, деловая жизнь с дебиторской и кредиторской задолженностью стали обычным явлением, требующим, однако, разумного управления долгами. Особое значение имеет управление дебиторской задолженностью, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота, резко ухудшает платежеспособность организации. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров и услуг, но все или многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности, неумелом управлении ею.
Управлять долгами дебиторов - это прежде всего не допускать их роста, и добиваться их снижения. Существует ряд способов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности. Для этого необходимо:
- избегать дебиторов с высоким риском возможной неоплаты, например покупателей, представляющих организации или отрасли, постоянно испытывающие финансовые трудности или находящиеся в странах с неустойчивыми политическими режимами. В таких случаях нормальным является предварительная оплата поставки, поручительство солидного банка или другой известной организации;
- периодически пересматривать предельную сумму товаров и услуг, полностью или частично предоставляемых в кредит, исходя из финансового положения покупателей и предприятия, организации. Условия финансовой деятельности постоянно изменяются, и это влияет на возможность отпуска товаров в долг, объем и сроки предоставления кредита;
- при предоставлении займа или кредита в денежной форме требовать от их получателя залог на сумму не ниже размера дебиторской задолженности по предстоящему платежу. Это страхует от не возврата полученных займов и кредитов.
Важное значение имеет своевременное и полное выставление счетов к оплате. При продаже большого количества товаров разным покупателям это нужно делать немедленно, с тем чтобы они получили счета не позднее чем за день до наступления срока платежа. Чтобы знать предельную сумму поставок в кредит, целесообразно определить срок просроченных платежей на счетах дебиторов и сравнить его со средним по отрасли, с показателями прошлых лет, сданными ближайших конкурентов.
Управлять дебиторской задолженностью и добиваться ее снижения можно путем стимулирования покупателей за досрочную оплату выставленных им счетов. В договорах поставки в этом случае оговаривают период, на который предоставляется кредит, или время отсрочки платежа и размер скидки (дисконта) за досрочную оплату. Если, например, обычный срок оплаты счета составляет 30 дней, то при оплате в течение 10 дней покупатель получает скидку 2% от уплаченной суммы.
Удлинение сроков оплаты обычно увеличивает объем продаж, но вызывает рост дебиторской задолженности. Оценить степень выгодности или невыгодности времени отсрочки платежа можно, сопоставив стоимость удлинения периода кредитования покупателя с прибылью, получаемой от дополнительных продаж.
Подход к оценке бизнеса с применением текущих и ретроспективных данных основывается на использовании результатов анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Показатели финансового анализа дают возможность выявить тенденции развития предприятия, сравнить оцениваемое предприятие с аналогичными предприятиями данной отрасли. Если наблюдается стабильная положительная динамика показателей либо они могут быть признаны лучшими в сравнении с аналогами, то оценка предприятия или доли участия в нем будет более высокой. Наоборот, худшие показатели требуют корректировки цены предприятия в меньшую сторону. При этом следует учитывать, что всегда сохраняется риск, связанный с неопределенностью получения дохода в будущем, который также должен быть оценен. Оценивают как деловой, так и финансовый риск. Один из способов измерения делового риска, который ранее уже рассматривался, состоит в расчете эффекта операционного рычага.
На оценку бизнеса также влияет оценка структуры капитала предприятия. Она дает возможность оценить долгосрочную платежеспособность предприятия, его способность решать финансовые проблемы и развиваться.
При оценке функционирующих предприятий рассматриваются также его активы. Значение активов в оценке бизнеса определяется тем, в какой мере они могут быть использованы для получения прибыли или другого дохода. Поэтому активы служат средством поддержания доходности предприятия и некоторой защиты от риска будущего снижения его стоимости.
Оценка бизнеса применяется в двух аспектах: для целей ликвидации и для функционирования, в том числе развития, предприятия. Аспект ликвидации предприятия предполагает использование критериев, отличных от вышеназванных. Решающее значение при оценке бизнеса в случае ликвидации приобретает стоимость активов. При этом способы ликвидации предприятий влияют на его оценку. Добровольная ликвидация предприятия осуществляется под контролем кредиторов, по соглашению собственника предприятия и кредиторов. При этом может рассматриваться перспектива ликвидации предприятия для возмещения основной суммы долга и предположение, что активы на аукционе будут проданы ниже их рыночной стоимости. Принудительная ликвидация предполагает осуществление конкурсного производства, в результате которого производится распределение имущества должника между кредиторами.
Рассмотренные выше подходы оценки бизнеса реализуются на практике с использованием методов, приемов, а также результатов финансового анализа.
Говоря же о финансовом анализе как фазе финансового управления предприятием, необходимо указать, что установления только взаимосвязи и взаимозависимости между показателями явно недостаточно. На этой фазе финансового управления предприятием ставится задача выявить истинные причины, породившие факторы, воздействие которых вызвало отклонения.
Именно отсутствие зафиксированных отклонений фактических значений показателей от плановых значений этих же показателей и заставляет искать хоть какую-то систему данных, позволяющих оценить ситуацию на предприятии. Именно поэтому практически все аналитики даже не пытаются строить систему причинно-следственных связей, то есть отыскивать истинные причины изменения финансово-экономического состояния предприятия.
Но даже при отсутствии системы плановых показателей (что усложняет анализ) можно попытаться построить систему причинно-следственных связей, опираясь только на фактические данные учетов.
Но для этого фаза анализа подразделяется на ряд последовательных этапов, первым из которых является диагностика финансово-экономического состояния предприятия. Для ее проведения в качестве исходной информации используются данные баланса предприятия, отчета о прибыли и убытках, а также отчета о движении денежных средств.
Диагностика в целом напоминает анализ, при проведении которого выявляются факторы, оказывающие существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, и кроме статических показателей, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость, рассчитываются еще и динамические показатели.
Однако необходимо помнить о том, что при проведении такого анализа используются данные из баланса, которые отражают ситуацию только на начало и на конец изучаемого периода, но ни в коем случае не ситуацию за весь период. Поэтому, построив целый ряд зависимостей между показателями, учитывающими результаты деятельности на конец и начало периода, очень трудно или невозможно сказать, как протекала деятельность в течение этого периода.
На втором этапе фазы анализа производится расчет отклонений, а на третьем этапе осуществляется обоснование причин отклонений с помощью цепочки:
Финансовые результаты Факторы Причины.
Рисунок 1 - схема Ишикавы («рыбий скелет»)
Кроме того, для эффективного управления предприятием, СПК (колхоз) им.Ленина можно порекомендовать следующее.
Прежде чем разработать план развития предприятия, необходимо оценить реальное состояние предприятия. Менеджеру важно понять на каком этапе развития предприятие находится, каково его положение в сравнении с другими представителями отрасли. Финансовому директору при помощи бухгалтера - предусмотреть риски, связанные с наличием у компании избыточных свободных средств или отсутствием таковых, оценить размер дебиторской и кредиторской задолженности. Это поможет ответить на множество вопросов: стоит ли воспользоваться возможностью взять кредит, каков должен быть его максимальный размер без риска поставить предприятие перед угрозой банкротства, на каких условиях привлечь инвесторов.
Внутренняя оценка финансового состояния.
Наиболее доступная и регулярно собираемая информация на предприятии - бухгалтерская отчетность. Однако в «чистом» виде она не подходит для управленческого анализа. Например, ее невозможно использовать для динамического анализа, так как формы и стандарты бухучета в России находятся в процессе непрерывного изменения.
Существуют специализированные методики, позволяющие с помощью относительных показателей, вычисляемых на базе данных стандартной отчетности, рассчитать аналитические финансовые показатели предприятия. Данные бухгалтерского учета приводятся к единому виду, что позволяет даже в условиях постоянно изменяющегося экономического и нормативного окружения провести не только вертикальный (структурный) анализ финансового состояния предприятия, но и горизонтальный (временной), то есть проследить динамику изменений всех показателей и существующих между ними связей.
Информация о работе Бухгалтерский баланс как источник информации для анализа финансового состояния