Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:40, дипломная работа
Основными целями аудиторской проверки основных средств является проверка законности и правильности:
операций поступления, перемещение и выбытия основных средств;
определение первичной стоимости объектов основных средств;
их документального оформления;
- начальные сальдо
по счетам учета основных
- остатки по счетам
учета основных средств на
начало текущего периода
- учетная политика
организации в отношении
Проверка документального оформления и учета основных средств
При аудите документального оформления и учета основных средств необходимо должное внимание уделить экспертизе договоров, которыми оформлено приобретение права собственности на объекты основных средств. От правильности оформления перечисленных процедур зависит порядок формирования первоначальной стоимости основных средств и отражения операций по приобретению в бухгалтерском учете.
В зависимости от источника
поступления и направления
В ходе проверки аудитор
должен убедиться в правильности
оформления документов, подтверждающих
рыночную стоимость принимаемых
к учету объектов, таких как
экспертные заключения, справки организаций-
Необходимо обратить внимание на соответствие периода получения документа и даты принятия объекта к учету. Если по договору дарения получено оборудование, не имеющее аналогов, то рыночная стоимость может быть определена только по результатам экспертизы, проведенной независимым оценщиком. При этом необходимо проверить копии документов, подтверждающих уровень квалификации и независимость оценщика.
Определенные ограничения на такие права могут содержаться и в договорах лизинга и покупки основных средств с отсрочкой платежа и выявляются в процессе анализа условий соответствующих договоров при выборочной проверке операций по поступлению основных средств за отчетный период.
Установив существование ограничений прав собственности организации на основные средства, аудитор должен также убедиться в том, что существенная информация о таких ограничениях раскрыта в финансовой отчетности.
Аудитор должен также проверить оценку основных средств. Это можно сделать посредством анализа первичных документов, подтверждающих стоимость основных средств, при их приобретении или создании (счетов-фактур поставщиков, актов выполненных работ при строительстве основных средств, других документов, подтверждающих расходы по приобретению основных средств).
Анализируя правильность оценки поступивших основных средств, аудитор одновременно проверяет полноту отражения в бухгалтерском учете кредиторской задолженности за приобретенные основные средства (перекрестная аудиторская процедура).
При проверке правильности отражения в учете и отчетности организации операций по приобретению и выбытию основных средств аудитор должен выборочно проанализировать необходимые документы: договоры купли-продажи основных средств, акты приема-передачи основных средств, акты на списание основных средств и т.п.
Проверка начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете
Важным направлением
для аудита основных средств является
проверка начисления амортизации в
бухгалтерском и налоговом
Выполняя процедуру проверки, аудитору необходимо установить следующее:
- порядок начисления
амортизации для целей
- порядок начисления
амортизации для целей
- порядок начисления
амортизации по основным
- порядок начисления
амортизации по объектам
- порядок начисления
амортизации по объектам
- порядок начисления
амортизации по объектам
- порядок начисления
амортизации по объектам
- порядок начисления
амортизации по легковым
- порядок начисления
амортизации по основным
- порядок начисления
амортизации по основным
- корреспонденция счетов
по счету 02 "Амортизация основных
средств" соответствует
Правильность начисления амортизации основных средств, проверяется путем арифметического пересчета на выборочной основе. Аудитор анализирует учетную политику организации в части методов начисления амортизации основных средств, с целью убедиться в том, что она соблюдается последовательно от периода к периоду. Аудитор должен также установить правильность определения срока полезного использования основных средств.
Если организация периодически пересматривает этот срок, аудитору нужно получить документы, подтверждающие такой пересмотр, удостовериться в обоснованности оценки нового срока полезного использования и правильности начисления амортизации по новым нормам (путем арифметического пересчета).
При проверке порядка начисления амортизации, аудитор должен использовать результаты аудита документального оформления и оценки основных средств. Работа осуществляется по двум направлениям: проверка данных бухгалтерского учета и проверка информации налогового учета.
При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется ПБУ 06/01 Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, учетной политикой организации.
В первую очередь анализируется состав основных средств, по которым начисляется амортизация. Затем проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Проверка заключается в пересчете аудитором норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 06/01 и учетной политике организации.
Далее аудитор должен
выяснить, являются ли установленные
на предприятии сроки полезного
использования объектов основных средств
характерными для данной сферы бизнеса.
Организации имеют право
При проверке начисления амортизации в налоговом учете аудитор руководствуется нормами главы 25 НК РФ, в соответствии с которыми осуществляется проверка формирования состава амортизируемого имущества и проверка расчета сумм амортизационных отчислений.
Аудитор должен убедиться, что из состава амортизируемого имущества исключены основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Для начисления амортизации амортизируемое имущество должно быть распределено по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, сущность которого достаточно четко определена в целях налогообложения. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств. Организации по вновь введенным с 1 января 2002 г. основным средствам для целей бухгалтерского учета могут применять порядок начисления амортизации, аналогичный налоговому учету, т.е. на основании новой Классификации основных средств, используемой для расчета сумм амортизационных отчислений в целях налогового учета.
Основные средства, которые числились на 1 января 2002 г. на балансе организации, должны амортизироваться для целей налогообложения в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, а для целей бухгалтерского учета - в порядке и по нормам, принятым организацией на дату передачи основных средств в эксплуатацию.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Аудитор должен проверить, соблюдены ли все условия для начисления амортизации в налоговом учете и обеспечивает ли этот учет по каждому объекту амортизируемого имущества верное отражение в регистре следующих показателей:
- амортизационная группа объекта;
- срок полезного использования;
- первоначальная или остаточная стоимость;
- выбранный метод амортизации;
- норма амортизации;
- сумма начисленной амортизации.
Налоговое законодательство позволяет организациям самостоятельно избрать метод начисления амортизации не по всем основным средствам. Статьей 259 НК РФ определен перечень основных средств, по которым применяется только линейный метод (здания, сооружения, передаточные устройства и др.).
Результаты проверки начисления амортизации в налоговом учете влияют на мнение аудитора в отношении достоверности формирования налоговой базы по налогу на прибыль, так как суммы начисленной амортизации формируют расходы, связанные с производством и реализацией.
Проверка операций по списанию основных средств
Доходы и расходы от списания объектов основных средств, с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.
При проверке операций по списанию основных средств аудитору необходимо установить следующее:
- порядок списания основных средств соответствует положениям нормативных актов;
- бухгалтерский учет
операций по списанию основных
средств, которые морально
- бухгалтерский учет и налогообложение операций по ликвидации основных средств по причине аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций соответствует положениям нормативных актов;
- списание основных средств, в результате хищения или порчи соответствуют положениям нормативных актов;
- бухгалтерский учет и налогообложение операций по частичной ликвидации основных средств соответствует положениям нормативных актов;
- налогообложение операций
по списанию основных средств
соответствует положениям
В соответствии со статьей 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, относятся к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией.
Убыток от списания недоамортизированного объекта основных средств относится на уменьшение налогооблагаемой прибыли в качестве внереализационного расхода.
Расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, относятся к внереализационным расходам. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.