Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:40, дипломная работа
Основными целями аудиторской проверки основных средств является проверка законности и правильности:
операций поступления, перемещение и выбытия основных средств;
определение первичной стоимости объектов основных средств;
их документального оформления;
- ССН = 0 руб.;
- ССК = -100 000 руб.;
- СО = -100 000 руб.
Проводка будет такой:
Дебет 09 Кредит 68.04.2 - 20 000 руб. (100 000 руб. x 0,2).
Заметим, что в следующем месяце проводки будут такие:
Дебет 09 Кредит 68.04.2 - 25 000 руб. (125 000 руб. x 0,2);
Дебет 77 Кредит 68.04.2 - 5000 руб. (25 000 руб. x 0,2);
Дебет 09 Кредит 68.04.2 - 20 000 руб. (100 000 руб. x 0,2).
Таким образом, хотя налоговая база и не меняется, бухгалтерская отчетность искажается вследствие того, что временные разницы по ОС, возникающие по различным причинам, учитываются для целей ПБУ 18/02 сводно по счетам учета.
Постоянные разницы
Аналогичная проблема возникает в учете постоянных разниц. Для расчета ПНО и ПНА используются обороты по счетам 90 и 91 по виду учета ПР. Так, расчет ПНО ведется по дебетовому обороту счетов 90 и 91, а ПНА - по кредитовому. Это неверно, поскольку постоянные разницы принимаются сводно, а, к примеру, в проводках по дебету 91 счета могут фигурировать отрицательные суммы. Их следует трактовать аналогично кредитовому обороту по 91 счету. Допустим, если по дебету 91 счета по виду учета ПР записывается проводка на сумму 10 000 руб., то следует формировать не ПНО на сумму 2000 руб., а ПНА на 2000 руб.
Вероятность появления в проводках отрицательных сумм возникла в 2008 г. в связи с изменениями, внесенными в ПБУ 3/2006. К примеру, если основное средство покупается у иностранного поставщика с выплатой аванса, то возникающие в НУ курсовые разницы трактуются как постоянные и включаются в первоначальную стоимость ОС. Курсовые разницы могут принимать любой знак, поэтому и постоянные разницы могут оказаться отрицательными. При амортизации такого ОС эти постоянные разницы попадут на 90 или 91 счет со знаком "минус".
Сравнение данных ВР и БУ
Нередко сверка данных временных разниц и проводок по 09 и 77 счетам сопровождается рядом проблем, а именно:
1) бухгалтеры
озадачиваются тем, как
2) налоговые инспекторы просят обоснований проводкам по 09 и 77 счетам;
3) финансовый
директор требует разбить
В рамках типового учета в программах 1С не всегда возможно полноценно решить данные вопросы. Причины этого кроятся в следующем:
1. Если исходные
данные по ОС занесены верно,
то программа рассчитывает
В документах "Закрытие месяца" в "1С:Бухгалтерия 8" и "Расчеты по налогу на прибыль" в "1С:Управление производственным предприятием 8" есть справка-расчет по формированию проводок по 09 и 77 счетам в разрезе объектов учета. В нем можно посмотреть как сведения о разницах, так и сведения о расчете ОНА и ОНО.
В некоторых случаях программа неправильно определяет данные по счетам 09 и 77, хотя проводки по счету 68.04.2 верны, однако это практически невозможно выявить при обычной проверке.
2. Чтобы обосновать
проводки по счетам 09 и 77, можно
привести описание методологии
налогового учета. С 2008 г. описание
методологии ведения учета по П
3. В текущей
реализации учета ОС в
Во-первых, счета 09 и 77 не разбиваются по отдельным объектам ОС, а определить, за какой период времени будет списан налоговый актив (обязательство), возможно только по учетным данным конкретного основного средства.
Во-вторых, даже если знать, к какому объекту ОС относится данная сумма на 09 или 77 счете, срок ее погашения зависит не просто от остатка срока амортизации ОС, но от соотношения между параметрами его амортизации в бухгалтерском и налоговом учетах.
Решение проблем
Неправильное определение счетов 09 и 77 можно решить изменением алгоритма расчета ОНА и ОНО по основным средствам: к примеру, рассматривать не сводные остатки и обороты по 01 и 02 счетам, а отдельно разницы по первоначальной стоимости и методу амортизации, но для этого придется изменить алгоритм расчета временных разниц. Сейчас в программе 1С временные разницы находятся арифметически, то есть отдельно вычисляются суммы амортизации по БУ, НУ, ПР, а уже по ним определяется сумма ВР (БУ - НУ - ПР). Если заменить расчет на приведенный в примерах 1 и 2 и относить суммы ВР не на общий счет 02.01, а на субсчета 02.01.1 и 02.01.2 в зависимости от типа разниц, то можно было бы организовать правильный расчет ОНА и ОНО.
С постоянными разницами все еще проще. Здесь достаточно изменить алгоритм формирования ПНА и ПНО: принимать для ПНО по 90 и 91 счетам не дебетовые обороты, а положительные дебетовые и отрицательные кредитовые обороты, и наоборот для ПНА.
А вот с разделением на краткосрочные и долгосрочные задолженности по 09 и 77 счетам все гораздо сложнее. Можно предложить два решения:
1) ввести на счетах 09 и 77 дополнительную аналитику по объектам ОС и доработать алгоритм формирования ОНА и ОНО, чтобы эта аналитика заполнялась. Далее для каждого типа разниц разработать отчеты по сопоставлению остатков по счетам 09 и 77 и параметров амортизации объектов ОС для разделения на краткосрочную и долгосрочную задолженности. Однако этот вариант подойдет лишь организациям, у которых несколько однотипных причин возникновения временных разниц;
2) разработать
расчет сумм амортизации "
Таким образом, с одной стороны, программы "1С: Бухгалтерия 8" и "1С: Управление производственным предприятием 8" реализуют не все нюансы налогового учета ОС, с другой стороны, они позволяют вести полноценный учет в большинстве случаев, а заложенная в них методология открыта для расширения на более сложные варианты учета.
4. Аудит основных средств
4.1 Планирование аудита основных средств
Цель аудита основных средств - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
В ходе проверки основных средств аудиторы могут рассмотреть связанные с ними области учета и статьи отчетности: расходы на ремонт основных средств, доходы от сдачи основных средств в аренду и расходы на аренду основных средств, доходы и расходы, возникающие при выбытии основных средств, незавершенное строительство.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Аудиторская проверка основных
средств проводится согласно разработанного
плана и следующей
- проверка правильности организации и ведения учета основных средств;
- проверка учета, отчетности
и использования основных
- проверка документального оформления и учета основных средств;
- проверка начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;
- поверка операций по списанию основных средств;
- анализ выявленных
недостатков пути
После завершения необходимых процедур проверки основных средств аудитору следует убедиться в том, что вся необходимая существенная информация об основных средствах раскрыта в финансовой отчетности. К такой информации, в частности, относятся данные:
- о первоначальной стоимости, амортизации и балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода, поступивших и выбывших в течение отчетного периода и на конец отчетного периода (по группам основных средств);
- об амортизационной политике организации в отношении существенных групп основных средств;
- о принятых способах оценки основных средств;
- о способах и суммах переоценки основных средств;
- о существенных ограничениях
прав собственности
- другие данные, являющиеся существенной информацией для финансовой отчетности организации, и данные, раскрытие которых требуется согласно действующим на дату составления отчетности нормам законодательства.
Раскрытие существенной информации об основных средствах аудитор проверяет путем изучения и анализа такой информации, и ее сопоставления с полученными в ходе аудита доказательствами.
Если аудитор обнаружил, что какие-то существенные сведения об основных средствах не раскрыты в финансовой отчетности организации и примечаниях к ней, он должен обсудить этот вопрос с руководством организации-клиента и оценить его влияние на достоверность финансовой отчетности и аудиторское заключение.
4.2 Методика
проведения аудиторской
Проверка правильности организации и ведения учета основных средств
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др. Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Прежде всего, необходимо
проверить, как ведется аналитический
учет основных средств. Такой учет организуется
по отдельным объектам, каждому из
которых присваивается
Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
При проверке учета, отчетности и использования основных средств необходимо установить:
обеспечен ли контроль за наличием и сохранностью основных средств;
правильно ли отнесены предметы к основным средствам и сгруппированы согласно классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
правильно ли произвели оценку основных средств в учете;
правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию основных средств;
правильно ли начислены и отражены в учете износ и ремонт основных средств;
правильно ли отражены данные о наличии и движении основных средств, в бухгалтерском учете и отчетности;
приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (для этого необходимо установить, назначены ли приказом руководителя предприятия материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств (есть ли письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности));
соответствуют ли должности материально ответственных лиц перечню должностей и работ предприятия;
созданы ли условия для обеспечения сохранности материальных ценностей (шкафы, сейфы, закрываемые помещения и т.д.);
оборудовано ли помещение пожарно-охранной сигнализацией;
организован ли порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
проводились ли инвентаризации.
Аудитор проверяет, как
была проведена последняя
Проверка учета, отчетности и использования основных средств
При проверке отчетности по основным средствам аудитору необходимо проверить:
- соответствие форм бланков утвержденным формам;
- соответствие записей сводного аналитического учета записям в главной книге и балансе;
- правильность записей в Пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в разделе о наличии и движении основных средств;
- правильность проведения проводок по учету основных средств;
- ведение учета на забалансовых счетах.
Если аудитор осуществляет аудиторскую проверку организации впервые, то он должен получить доказательства того, что: