Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 01:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 5
1.1 Сущность, виды и формы расчетов 7
1.2 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками 13
1.3 Порядок прекращения обязательств 18
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ
ООО «СКО» 21
2.1 Основные экономические показатели 21
2.2 Особенности деятельности ООО «СКО» и их влияние на учетную политику организации 30
2.3 Учет дебиторской и кредиторской задолженности 33
2.4 Контроль и раскрытие информации в отчетности о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками 37
ГЛАВА 3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ 37
3.1 Цели и методы проверки, источники информации 42
3.2 Общий план и программа аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками 49
3.3 Предложения по совершенствованию ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анализируя экономические показатели деятельности организации руководство имеет возможность наиболее эффективно осуществлять обязанности по планированию (принятию решению).
Рисунок 3. Динамика количества оказанных услуг за 2011г.
Из рисунка 1 видно, что прибыль организации за год увеличилась не много, но достаточной для перечисления налогов и увеличения фонда развития.
При беглом анализе динамики поступления доходов по кварталам видно, что наибольший доход приходится на осенне - зимний период, а наименьший на летний период.
В организации ООО «СКО» применяется журнально – ордерная форма учета. Записи в журналах – ордерах производятся по итогам за месяц из накопительных и оборотных ведомостей в зависимости от характера и содержания операций.
Бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов. Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания на бланке типовой формы, как «было указано в разделе «Учетная политика организации ООО «СКО». Первичный документ оформляется в нескольких экземплярах (минимальное количество – это 2 экземпляра). Свободные строки в нем прочеркиваются.
Например, товаро – транспортная накладная, накладная на отпуск товара со склада, доверенность на получение чего – либо платежное поручение и т.д.
Каждый первичный документ отражает одну хозяйственную операцию. Документ имеет обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- название и юридический адрес сторон, участвующих в хозяйственной операции;
- дата составления документа;
- измерители осуществляемой операции;
- содержание хозяйственной операции;
- личные подписи и их расшифровка.
Каждый документ подвергается контролю в бухгалтерии:
- проверка реквизитов;
- проверка
законности совершения
- арифметическая проверка;
- таксировка
(выражается в переводе
- группировка
документов по однородным
- перенос
содержания документов в
- подшивка по группам документов и сдача в архив.
Для удобства контроля за счетами и составление баланса и отчетности в бухгалтерском учете применяются накопительные и оборотные ведомости. Накопительные ведомости составляется на основании первичных документов по аналитическим и синтетическим счетам, они являются способом обобщения одного вида операций. Данные заносятся в колонки, затем они суммируются и переносятся в сумме ведомости либо в журналы – ордера.
В оборотных ведомостях по синтетическим счетам обороты за месяц (суммы всех операций отдельно по дебету и кредиту счетов) заполняется в колонки и по дебету и по кредиту. После составления оборотной ведомости подсчитываются итоги по каждой колонке. Главная особенность оборотных ведомостей по синтетическим счетам – это три пары равных счетов (по принципу двойной записи операций на счетах бухгалтерского учета):
- итоги начальных остатков по дебету и кредиту должны быть равные;
- итоги оборотов по дебету равен итогам оборотов по кредиту;
- итог конечных остатков по дебету и кредиту должны быть равны.
Если такого равенства нет, значит имеет место ошибки.
Оборотная ведомость по аналитическим счетам составляется по тому же принципу, что и оборотная ведомость по синтетическим счетам, но по каждой группе аналитических счетов, открытых к одному синтетическому счету.
Итог по аналитической группе одного аналитического счета должен соответствовать строке этого синтетического счета в оборотной ведомости. Из оборотных ведомостей информация переносится в журналы – ордера для составления отчетности.
Каждый журнал имеет свой постоянный номер:
- журнал – ордер №1 «Касса»;
- журнал – ордер №2 «Расчетный счет»;
- журнал – ордер №6 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- журнал – ордер №10 «Затраты на производство»;
- журнал – ордер №11 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
К каждому журналу – ордеру, который ведется по кредиту, имеется вспомогательная ведомость (накопительная, оборотная), как и было сказано ранее.
Итоги с журналов – ордеров переносятся в Главную книгу, которая ведется в течении года. Главная книга ведется по дебетовому признаку. В книгу дебетовые обороты собираются из разных журнал – оборотов, а затем подсчитывается общий итог по дебету соответствующего счета. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов должны быть равны, так же и остатки дебетовые и кредитовые должны быть равны.
Главная книга открывается на год, на каждый счет отводится один лист. На основании Главной книги и других регистров (журналов – ордеров, ведомостей) заполняются баланс и другие формы отчета. Применение журналов – ордеров обеспечивает ежедневный контроль за правильностью учетных записей.
В настоящее время одним из основных перспективных направлений является внедрение автоматизированной формы бухгалтерского учета на базе персональных компьютеров.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета строится на тех же методических принципах, что и ручной труд.
Существуют следующие различия автоматизирований от ручной форм учета:
- однократная
регистрация первичной
- унифицированный
способ обобщения учетной
- неограниченная аналитичность учета;
- автоматизация
регламентных процедур
- повышение достоверности данных.
В настоящее время имеется значительное количество программ по автоматизации бухучета (1С, Бухгалтерия, Инфо – бухгалтер и т.д.)
Все эти программы охватывают следующие участки учета:
- учет основных средств;
- учет материальных ценностей;
- учет труда и заработной платы;
- учет готовой продукции и ее реализации;
- учет
финансово – хозяйственных
- сводный учет и составление отчетности.
Однако внедрение автоматизированного учета в бухгалтерии требует больших денежных затрат ( приобретение программ, обслуживание программ, обучение персонала и т.д.), что приведет к резкому увеличению затрат на реализованные услуги и сокращению рабочих мест. В связи с этим собранием учредителей ООО «СКО» было принято решение автоматизировать:
- ведение картотеки клиентов (пациентов);
- сдачу отчетности в ГНИ, ПФ и т.д. (т.е. использовать уже готовые, типовые программы, выданные организациями, требующих сдачу отчетов на машинных носителях информации);
- использовать
ПК для подачи сведений в
сбербанк о зачислении
2.2 Особенности деятельности ООО «СКО» и их влияние на учетную политику
Отличительной особенностью является то, что имеет место реализация платных медицинских услуг, причем 60% медицинского персонала работает на данном предприятии по совместительству.
Доходами предприятия являются доходы от обычных видов деятельности, а именно выручка от оказания платных медицинских услуг населению. Выручка признается в учете при наличии следующих условий:
- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающей из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
- сумма выручки может быть определена;
- имеется
уверенность в том, что в результате
конкретной услуги произойдет
увеличение экономических
- право собственности (работа принята заказчиком, услуга оказана);
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названых условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от оказания услуг с длительным циклом лечения по мере готовности услуги или по завершении оказания услуги в целом.
В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки.
Если сумма выручки от оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по оказанию этой услуги, которые будут впоследствии возмещены организации.
Согласно Закона РФ от 27.12.91г. №2118 об основах налоговой системы статья 5 «Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога» указано, что коммерческие медицинские предприятия освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники предприятия, учреждения и организации, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Эти особенности отражается существенно в ведении бухгалтерского учета (учетную политику).
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98№60/1(в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.1999г. №107н) и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
- рабочий
план счетов бухгалтерского
- формы
первичных учетных документов, применяемых
для оформления факторов
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок
проведения инвентаризации
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- методы оценки активов и обязательств.
Учетная политика организации полностью обеспечивает полноту отражения всех факторов хозяйственной деятельности, своевременное отражение в бухгалтерском учете и отчетности, тождество данных аналитического учета и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день отчетного периода (месяц, квартал, год).
Действующая учетная политика в организации действует с 01.01.2009 г. В случае необходимости изменения учетной политики на следующий год объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Документооборот в организации ООО «СКО» разработан согласно требованиям, предъявленным к организации бухгалтерского учета, сформированный главным бухгалтером и утвержденный руководителем организации.
Требования к документообороту:
- своевременность
и достоверность отражения в
бухгалтерском учете всех
- полнота отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществляемые в этом периоде, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
- тождество
аналитического учета оборотам
и остаткам по счетам
- оперативность в информации и контроля за хозяйственной деятельностью организации в имущественном и стоимостном выражении.
Основные этапы документооборота:
- составление и оформление документа;
- движение документов по рабочим местам;
- прием документов в бухгалтерию;
- обработка документов в бухгалтерии;
- сдача документов в архив.
ООО «СКО» как было ранее указано освобождено от налогообложения НДС. Налог, уплаченный организацией за приобретенные материалы, в дальнейшем использованные для оказания услуг, включается в затраты, связанные с выполнением услуг.
При реализации услуг НДС в счете отсутствует.
Также отличительной особенностью реализации услуг является отсутствие продукции, поэтому в учете по реализации услуг необходимость в ведении балансового счета 45 «Товары отгруженные» отпадает, так как он не несет ни экономической, ни аналитической информации. В данном случае фактические затраты списываются непосредственно с 20 «Основное производство» балансового счета на балансовый счет 90 «Продаж».
Отличительной особенностью при начислении заработной платы медицинскому персоналу в отличии от бюджетных организаций является то, что заработная плата медицинскому персоналу начисляется в процентном отношении к доходу, полученного от клиентов.