Бухгалтерский учет кредитов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - внести предложения по совершенствованию учета кредитов банка, рассмотрев при этом теоретические аспекты и различные варианты учета расчетов по кредитам и займам.
В рамках достижения поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1 Рассмотреть основные особенности учета кредитов банка
2 Проанализировать нормативно-правовое регулирования бухгалтерского учета кредитов банка
3 Рассмотреть документальное оформление и синтетический учет кредитов банка
4 Проанализировать варианты учета кредитов банка
5 Внести предложения по совершенствования учета кредитов банка

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы бухгалтерского учета и расчетов по кредитам банка
1.1 Сущность, функции и принципы учета кредитов банка, задачи учета
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета кредитов банка
1.3 Порядок получения кредита и документальное оформление операций с банковским кредитом
1.4 Синтетический учет кредитов банка
1.4.1 Учет получения кредита
1.4.2Учет процентов по кредитам и курсовых разниц
1.4.3 Учет дополнительных затрат
1.4.4 Особенности учета заемных средств направленных на предварительную оплату товарно-материальных ценностей, работ, услуг
1.4.5 Особенности учета затрат по кредитам, направленным на приобретение инвестиционных активов
1.4.6 Учет погашения задолженности по кредитам и займам
2 Варианты учета кредитов банка
2.1 Организация налогового учета затрат по обслуживанию кредитов банка
2.1.1 Налоговый учет процентов по кредитам и займам
2.1.2 Налоговый учет курсовых разниц
2.2 Организация учета кредитов банка на основе международных и национальных стандартов
3 Совершенствование учета кредитов банка
3.1.1 Совершенствование аналитического учета
3.1.2 Совершенствование инвентаризации и отражение в учете ее результатов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая часть 1,2,3 (готовая работа).doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

Обеспеченность кредита -  этот принцип позволяет определить конкретный источник погашения кредита и юридически использовать права банка на этот источник. Источником могут служить продажа продукции, доходы от кредитуемого предприятия (его имущество). Эти источники служат реальной гарантией возврата только у финансово – устойчивых предприятий. Остальным требуется дополнительная гарантия возврата кредита в виде залога имущества, гарантии или поручительства, выданные третьими лицами, страховые полисы и др.

Платность кредита – каждый заёмщик должен внести банку определённую сумму за временное пользование денежными средствами. Плата за кредит стимулирует коммерческий расчёт самого заёмщика, побуждает увеличить собственный капитал и экономно использовать заёмные средства, покрывает затраты банка на привлечение в оборот денежных средств, содержание аппарата, получение необходимой прибыли.

Организация может осуществлять привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций. Задачи бухгалтерского учета заемных средств рассмотрены на рисунке 7.

 




 







 




 

Рисунок 7 – Задачи бухгалтерского учета заемных средств

 

1.2 Нормативно-правовое  регулирование бухгалтерского учета       

      кредитов банка

 

Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета  состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями (см. рисунок 8).

       Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие постановку бухгалтерского учета кредитов банка в организации.

К данному уровню системы  относится Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. Так, например, в части первой Гражданского кодекса РФ законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица.

Представим нормативно-правовую базу  учета кредитов банка на рисунке 8.


 






 


 


 

 

Рисунок 8 – Нормативно-правовая база учета кредитов банка

 

Первый уровень - Налоговый кодекс Российской Федерации  принят ГД ФС РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в редакции от 23.04.2012 г.) регулирует отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля [9].

Главным же актом первого  уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции от 29.11.2010 г.) «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации [19].

Граждански кодекс Российской Федерации  принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (в редакции от 24.07.2008) – регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, регулирует договорные имущественные и неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников [1].

  Постановление Правительства РФ от 07.03.2001 г. №192 "Об утверждении порядка возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными производителями, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации", СЗ РФ от 26.03.2001 г., №13, ст. 1244 [17] - регламентирует предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам,    полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями (далее по тексту - заемщики) в российских кредитных организациях (далее по тексту соответственно - банки, субсидии).

Второй уровень системы  составляют национальные стандарты - Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99 [13], ПБУ 9/99 [12], ПБУ 15/2008 [15], ПБУ 3/2006 [14]) устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

ПБУ 10/99 – утверждено приказом Минфина РФ  от 6.05.1999 г. № 32н (в редакции от 28.11.2010 г.; далее по тексту – ПБУ 10/99) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о расходах коммерческих организаций являющихся юридическими лицами.

ПБУ 9/99 - утверждено приказом Минфина РФ  от 6.05.1999 г. № 32н (в редакции от 28.11.2010 г.; далее по тексту – ПБУ 9/99) устанавливает правила учета и отчетности информации о доходах организации.

 На этом уровне  регулирующим органом в настоящее  время выступает только Министерство  финансов РФ, и никакой другой  орган из числа участвующих  в разработке стандартов не  может осуществлять регулирование  с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (далее по тексту -  МСФО).

         Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [16], утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 года №34н (в редакции от 24.12.10). Данное положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношение организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Если организация выступает  в качестве заемщика, т.е. получает заемные средства, то их получение она отражает в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н; далее по тексту - ПБУ 15/2008 (в редакции от 08.11.10)). Данное положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации и расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим) организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) [15].

Согласно п.2 ПБУ 15/2008 основная сумма  обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском  учете организацией заемщиком как  кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.

Если организация получает заемные средства в иностранной  валюте, учет осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (утв. Приказом Минфина России от 25.12.2007 N 147н (в редакции от 24.12.10)) далее по тексту - ПБУ 3/2006) [14].

Данное положение устанавливает  особенности формирования в бухгалтерском  учете и отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ.

В соответствии с п. 4 ПБУ 3/2006 [14] стоимость  обязательств, денежных и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли. При этом пересчет стоимости обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли переводится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком РФ. Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте [6].

Курсовые разницы, относящиеся к основной сумме долга по заемным средствам, в бухгалтерском учете отражаются в составе прочих доходов (расходов), согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 [12] и п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 [13] (утвержденными Приказами Минфина России от 06.05.1999 N N 32н и 33н (в редакции от 08.11.10)).

Третий уровень - План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010) [17]. План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих..учет..методом..двойной..записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению плана счетов – утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 (в редакции от 08.11.2010г.)- устанавливает единые подходы к применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и отражение фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов [2].

Четвертый уровень — уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.

На основе Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

 

    1.  Порядок получения кредита и документальное оформление        

       операций с банковским кредитом

 

Тратта – это письменный приказ кредитора должнику уплатить определенную сумму третьему лицу [20].

Заключение кредитных  договоров происходит в несколько  этапов (см. рисунок 9).

За подписанием кредитного договора следует предоставление организации кредита в установленные сроки и в объеме, предусмотренном в договоре, а затем последующий контроль банка за соблюдением условий кредитного договора, но главным образом за своевременным возвратом выданного кредита.

 






 





 

Рисунок 9 – Этапы заключения кредитных договоров

 

Заемщики ¾ юридические лица, не выполняющие своих обязательств по своевременному возврату банковских ссуд, могут быть признаны неплатежеспособными (банкротами).

В частности, в зависимости  от состояния должника банк-кредитор вправе ходатайствовать перед арбитражным судом либо о назначении внешнего управления имуществом должника, либо о его санации, либо о применении к должнику ликвидационных процедур [20].

Для получения кредита  предприятие должно представить в обслуживающее его учреждение банка документы. Документы рассмотрены на рисунке 10.

В заявлении на получение кредита указывается цель, сумма и срок испрашиваемого кредита (см. приложение А).

Сведения о состоянии  расчетов с дебиторами и кредиторами  - необходимо для отражения реальных положений дел с дебиторами и кредиторами (см. приложение Б).

 


 


 








 

 

Рисунок 10  - Документы необходимые для получения кредита

 

Баланс (см. Приложение В) – предоставляет совокупность показателей имущественного комплекса предприятия и источников его возникновения и                                отчет о прибылях и убытках (см. Приложение Г) – характеризует финансовый результат деятельности организации за отчетный период.

Проект кредитного договора – договор между кредитором и заёмщиком, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заёмщику в размере и на условиях, предусмотренных договором (см. Приложение Д).

Информация о работе Бухгалтерский учет кредитов банка