Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - внести предложения по совершенствованию учета кредитов банка, рассмотрев при этом теоретические аспекты и различные варианты учета расчетов по кредитам и займам.
В рамках достижения поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1 Рассмотреть основные особенности учета кредитов банка
2 Проанализировать нормативно-правовое регулирования бухгалтерского учета кредитов банка
3 Рассмотреть документальное оформление и синтетический учет кредитов банка
4 Проанализировать варианты учета кредитов банка
5 Внести предложения по совершенствования учета кредитов банка
Введение
1 Теоретические основы бухгалтерского учета и расчетов по кредитам банка
1.1 Сущность, функции и принципы учета кредитов банка, задачи учета
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета кредитов банка
1.3 Порядок получения кредита и документальное оформление операций с банковским кредитом
1.4 Синтетический учет кредитов банка
1.4.1 Учет получения кредита
1.4.2Учет процентов по кредитам и курсовых разниц
1.4.3 Учет дополнительных затрат
1.4.4 Особенности учета заемных средств направленных на предварительную оплату товарно-материальных ценностей, работ, услуг
1.4.5 Особенности учета затрат по кредитам, направленным на приобретение инвестиционных активов
1.4.6 Учет погашения задолженности по кредитам и займам
2 Варианты учета кредитов банка
2.1 Организация налогового учета затрат по обслуживанию кредитов банка
2.1.1 Налоговый учет процентов по кредитам и займам
2.1.2 Налоговый учет курсовых разниц
2.2 Организация учета кредитов банка на основе международных и национальных стандартов
3 Совершенствование учета кредитов банка
3.1.1 Совершенствование аналитического учета
3.1.2 Совершенствование инвентаризации и отражение в учете ее результатов
Заключение
Список литературы
Окончание таблицы 4.
12. |
Перечислена оставшаяся часть денежных средств поставщику |
236000 |
60 |
51 |
4 Направление полученного кредита сразу на погашение задолженности перед поставщиками (см. ситуацию 4).
Ситуация 4
Организация ОАО «Янтарь» 1 марта 2012 г. взяла в банке заем в сумме 100000 рублей.
Под 20% годовых. Заем направлен на предварительную оплату материалов. Согласно счету-фактуре поставщика стоимость материалов 92203 руб. (в том числе НДС – 12203 руб.).
Кредит возвращен 1 мая 2012 г.
Отразим операции по учету займа направляемого на погашение задолженности перед поставщиками в таблице 5.
Таблица 5 – Журнал хозяйственных операций по учету займа направляемого на погашение задолженности перед поставщиками
№ |
Содержание хозяйственной |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1. |
Отражена задолженность по полученному займу |
51 |
66-1 |
100000 |
2. |
Произведена предварительная оплата материалов |
60 |
51 |
92203 |
3. |
Начислены проценты за пользование займом 100000*20%/365*90 |
51 |
66-2 |
4932 |
4. |
Выплачены проценты по краткосрочному займу |
66-2 |
51 |
4932 |
5. |
Приняты к учету материалы |
10 |
60 |
80000 |
6. |
Отражен НДС согласно счету-фактуре поставщика |
19 |
60 |
12203 |
7. |
Принят к вычету НДС |
68 |
19 |
12203 |
8. |
Погашена задолженность по краткосрочному займу |
66-1 |
51 |
100000 |
5 Направление полученного кредита на открытие аккредитива покрытого (см. ситуацию 5).
Ситуация 5
ОАО «Янтарь» получила заем в банке 1 февраля 2012г. на сумму 300000 руб. на открытие аккредитива. Под 13% годовых. На один месяц.
2 февраля 2012 г. ОАО «Янтарь» заключил договор на поставку материалов, в соответствии с договором стоимость материалов составила 288136 руб., (в том числе НДС - 43953 руб.).
Для расчетов с поставщиком ОАО «Янтарь» открыл в банке покрытый аккредитив. Договором поставки установлено, что:
1) платежи по контракту производятся с покрытого аккредитива;
2) расчеты производятся после предъявления в банк транспортных документов по перевозке материалов.
Банк удержал с расчетного счета ОАО «Янтарь» плату за обслуживание аккредитива 0,1% от его суммы, до поступления в банк документов по перевозке материалов.
Отразим операции по учету займа на открытие покрытого аккредитива 6.
Таблица 6 – Журнал хозяйственных операций по учету займа на открытие покрытого аккредитива
№ |
Содержание хозяйственной |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1. |
Отражена задолженность по полученному займу |
51 |
66-1 |
300000 |
2. |
Перечислены денежные средства на покрытий аккредитив |
55-1 |
51 |
300000 |
3. |
Приняты к учету материалы |
10 |
60 |
250000 |
4. |
НДС по материалам |
19 |
60 |
38136 |
5. |
Вычет НДС по материалам |
68 |
19 |
38136 |
6. |
Отражено перечисление денежных средств поставщику |
60 |
55-1 |
288136 |
7. |
Учтена плата за обслуживание аккредитива 0,1%*300000 |
10 |
51 |
300 |
8. |
Неиспользованные средства возвращены банком на расчетный счет |
51 |
55-1 |
43953 |
9. |
Начислены проценты за пользование кредитом 300000*13%/365*30 |
51 |
66-2 |
3206 |
10. |
Выплачены проценты по займу |
66-2 |
51 |
3206 |
11. |
Погашена задолженность по займу |
66-1 |
51 |
300000 |
6 Получение кредита в валюте (см. ситуацию 6).
Ситуация 6
По договору займа ОАО «Янтарь» (заемщик) получило в банке денежные средства на покупку материалов. Без процентов на 1 месяц. Согласно договору сумма займа выражена в долларах США и составляет 1000 USD, а все расчеты производятся в рублях. Расчеты производятся с зарубежным предприятием.
Официальный курс доллара США составил:
- на дату получения займа- 29,30 руб./USD;
- на дату погашения займа – 29,40 руб./ USD.
Стоимость материалов 11525 руб. (в том числе НДС – 1758 руб.).
Отразим операции по учету займа в иностранной валюте в таблице 7.
Таблица 7 – Журнал хозяйственных операций по учету займа в иностранной валюте
№ |
Содержание хозяйственной |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. | |
1. |
Получен заем от ЗАО «Алмаз» 1000 USD*29,30 |
52 |
66-11 |
29300 | |
2. |
Отражена задолженность |
10 |
60 |
10000 | |
3. |
НДС по приобретенным материалам |
19 |
60 |
1525 | |
4. |
Оплачены материалы |
60 |
52 |
11525 | |
5. |
Произведен вычет НДС |
68 |
19 |
1758 | |
6. |
Возвращен заем |
66-11 |
52 |
29400 | |
7. |
Отражена отрицательная (29,30-29,40)*1000USD |
91-2 |
52 |
100 |
Возможны ситуации, когда документально кредит получен одним числом, а фактически деньги поступили другим, в этом случае кредит относится не на 66 (67) «Расчеты по краткосрочным (долгосрочным) кредитам и займам» счет, а на 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (см. ситуацию 7)
Ситуация 7
ОАО «Янтарь» 8 мая заключило кредитный договор с ВТБ-24 на 120000 руб., под 20% годовых. По условиям договора, деньги на расчетный счет должны были поступить на следующий день после его заключения, т.е. 9 мая 2012 г., но так как 9 мая 2012 г. это праздничный день, то денежные средства перечислили только 10 мая.
8 июня 2012 г. организация вернула кредит.
Отразим операции в таблице 8.
Таблица 8 – Журнал хозяйственных операций по учету кредитов на 76 счете
№ |
Содержание хозяйственной |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. | |
1. |
8 мая 2012 г. Получен кредит |
76 |
66-1 |
120000 | |
2. |
10 мая 2012 г. Отражено фактическое |
51 |
76 |
120000 | |
3. |
Начислены проценты за пользование кредитом 120000*20%/365*30 |
51 |
66-2 |
1972,6 | |
4. |
8 июня 2012 г. Возвращен кредит ВТБ-24 |
66-1 |
51 |
120000 |
1.4.2 Учет процентов по кредитам и курсовых разниц
Причитающиеся к уплате проценты по кредитам включаются в затраты, связанные с получением и использованием кредитов. Кроме того, в затраты, связанные с получением и использованием кредитов, включаются курсовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по кредитам, выраженным в иностранной валюте, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления). Возникшую курсовую разницу по основной сумме долга в целях бухгалтерского учета организация включает в состав прочих доходов и расходов и отражает по счету 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 66 «Расчеты по кратко срочным кредитам и займам» или счетом 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» [15].
Кроме того, курсовые разницы могут возникнуть и по процентам по кредиту. Начисленные проценты по кредитам, суммы которых выражены в иностранной валюте или условных денежных единицах, учитываются в рублевой оценке по курсу Банка России, действовавшему на дату фактического начисления процентов по условиям договора [15].
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов [10] начисление процентов по полученному кредиту отражается в учете по кредиту счета 66-2 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67-2 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы» [17]. Суммы начисленных процентов учитываются на счете 66 (67) обособленно. При выплате процентов счет 66 (67)-2 дебетуется в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» [10] (см. ситуация 6, 11).
При получении кредита (займа) организация несет определенные затраты. Затраты, связанные с получением кредита (займа), могут быть:
- основными;
- дополнительными.
К основным затратам относятся проценты, подлежащие уплате по кредитам (займам).
Проценты по кредитам и займам уменьшают налогооблагаемую прибыль при условии, что их сумма не отклоняется более чем на 20% от среднего уровня процентов, взимаемых по аналогичным заемным обязательствам (то есть обязательствам, выдаваемым в той же сумме, на те же сроки, на тех же условиях).
Организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, расчет среднего процента осуществляют в пределах месяца.
Остальные организации – в пределах квартала.
Если аналогичные заемные
Позиции, относящиеся к дополнительным расходам по кредитам (займам) приведены на рисунке 13.
Рисунок 13 - Дополнительные расходы по кредитам
Представим учет дополнительных затрат на примере ситуации 8.
Ситуация 8
ОАО «Янтарь» взяло в банке беспроцентный кредит на 3 месяца. Сумма кредита составила 1200000 руб. Кредит предназначен для пополнения оборотных средств. В погашение кредита ОАО «Янтарь» должен ежемесячно перечислять банку 1/3 от его суммы (400000 руб.).
ОАО «Янтарь» были оплачены услуги по юридической экспертизе кредитного договора стоимостью 6000 руб. (без НДС).
Отразим операции по учету дополнительных затрат в таблице 9.
Таблица 9 – Журнал хозяйственных операций по учету дополнительных затрат
№ |
Содержание хозяйственной |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1. |
Получен кредит |
51 |
66-1 |
1200000 |
2. |
Оплачены юридические услуги, связанные с получением кредита |
60 |
51 |
6000 |
3. |
Списана часть расходов по оплате юридических услуг 6000*1/3=2000 |
91-2 |
60 |
2000 |
4. |
Ежемесячно возвращается часть кредита |
66-1 |
51 |
400000 |