Дебитораская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:35, дипломная работа

Описание работы

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.

Содержание работы

Введение.
Раздел 1. Теоретические основы анализа дебиторской задолженности.
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности.
1.2.Методика анализа дебиторской задолженности.
1.3.Контроль дебиторской задолженности.
1.4. Факторы , влияющие на дебиторскую задолженность и финансовые результаты предприятия .
Раздел 2. Анализ системы управления дебиторской задолженности на примере предприятия
ГУП «Острог ».
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
ГУП « Острог ».
2.2. Оценка и анализ оборотного капитала ГУП « Острог ».
2.3. Анализ факторов влияющих на дебиторскую задолженность предприятия.
Раздел 3. Резервы и пути совершенствования системы управления дебиторской задолженностью на примере предприятия ГУП « Острог ».
3.1. Меры по улучшению управления дебиторской задолженностью..
3.2. Факторинг , как метод эффективного управления дебиторской задолженностью.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

vova_i_diplom_gotovaya.docx

— 206.87 Кб (Скачать файл)

- разработать определенные  условия кредитования дебиторов,  среди которых могут быть: скидки  покупателям в случае уплаты  полученного товара в течение  10 дней с момента получения  товара; оплата покупателем полной  стоимости товара, в случае если  он приобретает товары с 11-го  по 30-й день кредитного периода;  оплата покупателем штрафа в  случае неуплаты за товар в  течение месяца и так далее;

- ориентироваться на большое  число покупателей, чтобы уменьшить  риск неуплату одним или несколькими  покупателями;

- отслеживать соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности;

- осуществлять регулярный  анализ финансовой отчетности  клиентов в сопоставлении с  данными предыдущих лет;

- формировать своеобразное  досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

- разрабатывать эффективную  дифференцированную политику работы  с покупателями. Так, например, всех  покупателей можно условно разбить  на группы в зависимости от  их надежности, финансового состояния  и других показателей, важных  с точки зрения возможности  своевременного расчета за приобретаемую  продукцию. Для каждой группы  покупателей можно разработать  собственную программу предоставления  скидок и отсрочек за продукцию;

- проводить политику привлечения  добросовестных клиентов, предлагая  им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок  за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т.д.;

- проводить мероприятия,  в том числе с привлечением  органов власти по взысканию  просроченной дебиторской задолженности.

3.2 Факторинг , как метод эффективного управления дебиторской задолженностью.

Факторинг - эффективный  инструмент управления финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия, а в  частности дебиторской задолженностью, который приспособлен к современным  процессам развития мировой экономики .

Услуги факторинга отдельные  компании стали использовать в своей  деятельности с середины 90-х годов, однако подлинное свое развитие факторинговые услуги получили только после 1998 года. Первыми факторинговые операции начали осуществлять коммерческие банки.

Являясь фактическим конкурентом  кредита – факторинг увеличивает ликвидность баланса предприятия-потребителя данной услуги, минимизируя дебиторскую задолженность и превращая ее в денежные средства. Факторинг – система финансирования, по условиям которой предприятия поставщик продукции переуступает краткосрочные требования по торговым операциям банковским учреждениям. В основу факторинговой операции положен принцип приобретения банками счетов - фактор предприятия-поставщика за отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости прямых поставок (за исключением комиссионных) независимо от срока поступления долга от покупателей. Платеж долга при взаиморасчетах поступает на счет банка.

Согласно Конвенции о  международном факторинге, принятой в 1988г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом, если она соответствует хотя бы двум требованиям из следующих четырех :

-         наличие кредитования в форме предоплаты долговых требований;

-         ведение бухучета поставщиком (учета реализации);

-         инкассация задолженности поставщика;

-         страхование поставщика от кредитного риска.

В стоимость факторинговых услуг входит:

1.     Проценты, выплачиваемые клиентом за финансовые ресурсы, и соответствующие среднерыночным ставкам по кредитованию в гривне (20-22 % годовых).

2.     Факторинговая комиссия (0,75 % - 5 % в зависимости от вида факторинга).

Преимуществами данной формы  рефинансирования дебиторской задолженности  являются:

-         высший уровень гарантии получения задолженности;

-         уменьшение кредитных рисков;

-         быстрое улучшение уровня платежеспособности;

-         возможность получения краткосрочного кредита;

-         сокращение производственного цикла предприятия, а следовательно, увеличение эффективности;

-         перекладывание предприятием расходов по финансированию собственных оборотных средств на дебиторов.

Отметим также, что факторинговые операции облагаются налогом на добавленную стоимость .Факторинговая комиссия включает в себя НДС, потому предприятие вправе зачесть уплаченный налог при перечислении полученного НДС в бюджет.

Недостатком данной системы  является более высокая стоимость  этой услуги по сравнению с обычным  кредитом, так как банк получает за эту операцию комиссионное вознаграждение.  Так, в настоящее время многие предприятия находятся перед выбором: взять ли кредит под 20-22 % для погашения задолженности, или же заплатить 22-24 %, но получить отсрочку платежа. Поэтому эффективность факторинга для предприятия-поставщика определяется путем сравнения затрат со средним уровнем процентной ставки по кредиту.

Применение на предприятии факторинга позволяют сократить дебиторскую задолженность, а следовательно повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

3.3 Разработка  кредитной политики ,как фактора  повышения  эффективности деятельности  предприятия.

В целях повышения эффективности  деятельности рассматриваемого предприятия – ГУП «Острог» - возможна разработка специальной кредитной политики для своих покупателей.

Так, на основе сведения, собранных  предприятием об имеющихся и потенциальных  покупателях, касающихся их финансового  состояния, а также возможности  своевременной уплаты за поставленную продукцию, надежности покупателей, их возможно разбить на три группы:

- надежные покупатели. Покупатели, чья финансовая история не вызывает сомнения, крупные потребители, имеющие положительную репутацию, своевременно оплачивающие поставляемую им продукцию.

Для таких покупателей  может быть предложена кредитная  программа «Элит+», предусматривающая  предоставление скидок покупателям  при покупке большого объема товаров, за своевременную и (или) досрочную  уплату продукции, скидок за предварительную  оплату продукции с предоставлением  рассрочки на определенный период времени  для оплаты оставшегося объема товаров.

- обычные покупатели. Потребители, приобретающие товар небольшими партиями, как правило, своевременно оплачивающие поставленную продукцию. Для таких потребителей возможно предложение кредитной программы «Стандарт», предусматривающей предоставление стандартных скидок за своевременную или предварительную оплату продукции;

- группа риска. Это покупатели, в отношении которых есть определенные сомнения в их возможности своевременно оплатить поставленную продукцию, либо новые покупатели, в отношении которых отсутствует какая-либо информация об их финансовом положении. Для таких потребителей можно предложить кредитную программу «Бизнес», предусматривающую введение штрафных санкций за несвоевременную оплату продукции.

От того, каким образом  будет построена кредитная политика и финансирование оборотных средств, может зависеть все финансовое состояние  фирмы, ее стабильность, прибыльность и рентабельность.

В определенных ситуациях  для управления дебиторской задолженностью рассматриваемому предприятию можно  воспользоваться услугами факторинговой  компании. При факторинге предприятие  уступает свои требования к покупателям, а банк обязуется кредитовать  предприятие. Основным преимуществом  этого инструмента является быстрое  получение денежных средств (что  очень важно для поддержания  определенного уровня ликвидности  предприятия) и перенесение части  затрат  по управлению  долгом на контрагента. Однако этот инструмент управления дебиторской задолженностью имеет высокую стоимость и влечет за собой ухудшение финансовых отношений с дебитором.

С целью максимизации притока  денежных средств, предприятию следует  использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями  формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты  или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Определение минимально необходимой  потребности в денежных активах  для осуществления текущей хозяйственной  деятельности направлено на установление нижнего предела остатка необходимых  денежных средств в национальной и иностранной валютах. Расчет минимально необходимой суммы денежных активов (без учета их резерва в форме  краткосрочных финансовых вложений) основывается на планируемом денежном потоке по текущим хозяйственным  операциям, в частности, на объеме их расходования  в предстоящем периоде.

Дифференциация минимально необходимой потребности в денежных активах по основным видам текущих  хозяйственных операций осуществляется на тех предприятиях, которые ведут  внешнеэкономическую деятельность. Цель такой дифференциации заключается  в том,  чтобы из общей минимальной потребности в денежных активах выделить валютную часть для формирования необходимых предприятию валютных фондов. Основой такой дифференциации является планируемый объем расходования денежных активов по внутренним и внешнеэкономическим операциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные  расчетные отношения. Предприятие  осуществляет расчеты, как в безналичном  порядке, так и с использованием наличных денежных средств, векселей, взаимозачетов, а также путем  прямого обмена продукциями и  товарами (бартера). Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создает предпосылки  для нарушений и злоупотреблений  при осуществлении расчетных  операций и поэтому требует постоянного  контроля за их проведением и отражением в учете.

Зачастую происходит так, что деньги могут не поступать в срок, в  связи с чем на предприятии  образовывается дебиторская задолженность. В этом случае неправильный учет может  привести к неправильному отражению  реального состояния дел предприятия  или даже к нарушению гражданского и налогового законодательства. Своевременное  выявление ошибок, связанных с  управлением дебиторской задолженностью, позволяет предприятию правильно  корректировать свою финансовую политику для дальнейшего развития.    

Эффективное управление дебиторской  задолженностью относится к необходимым  условиям успешной работы фирмы, т.к. оно  создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые  счета, а также фирма может  оплатить кредиторскую задолженность  в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в  будущем может надеяться на скидки, так как снижается ее  кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.

В данной работе изучены вопросы  управления дебиторской задолженностью на предприятии. Изначально рассмотрены  теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, выявлена её роль в общей финансовой деятельности организации, рассмотрены сущность и специфика дебиторской задолженности  как элемента финансовых активов  организации. Также в работе подробно рассмотрены подходы и методики анализа дебиторской задолженности.

Третья глава представляет собой  реализацию методики анализа и управления дебиторской задолженностью на практике. В целях совершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятии  предложено использовать договоры с  заказчиками с гибкими условиями  оплаты и ценообразования.

В результате исследования бухгалтерской  отчетности за рассматриваемый период с 2005 по 2007 годы валюта баланса ГУП«Острог» увеличилась на 21248 тыс. рублей, что свидетельствует о расширении деятельности предприятия.

В структуре валюты баланса преобладают  оборотные активы, на долю которых  в 2007 году приходилось почти 60% валюты баланса. За рассматриваемый период доля внеоборотных средств предприятия  увеличилась на 1,9 процентных пункта. В абсолютном выражении сумма  оборотных средств увеличилась  на 181294 тыс. рублей, что связано в  первую очередь с увеличением  запасов (сырья, материалов, готовой  продукции, затрат в незавершенном  производстве) на 17872 тыс. рублей.

Наибольшую долю в структуре  оборотных средств занимают запасы, на долю которых в 2007 году приходилось 37,6% валюты баланса, еще 19,4% валюты баланса  приходилось на дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты. За рассматриваемый период величина дебиторской задолженности увеличилась  на 5244 тыс. рублей, что может свидетельствовать  о расширении коммерческого кредита, предоставляемого предприятием своим  покупателям.

За период 2005-2007 годы выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг ГУП «Острог» увеличилась на 22,4%: с 87358 тыс.рублей в 2005 году до 106969 тыс. рублей в 2007 году. За этот же период себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, увеличилась на 6,8%, или на 4439 тыс. рублей. Опережающий рост выручки от продажи товаров по сравнению с ростом себестоимости связан с внедрением на предприятии «Плана организационно-технических мероприятий ГУП«Острог» на 2006-2008 годы и до 2010 года, направленных на снижение затрат на производство продукции и повышение производительности труда». В результате валовая прибыль увеличилась на 68,8% и составила 37225 тыс. рублей в 2007 году против 22053 тыс. рублей в 2005 году. Незначительное увеличение коммерческих (на 49 тыс.рублей) и управленческих (на 52 тыс.рублей) расходов привело к увеличению объемов прибыли от продаж на 70,8% - до 36364 тыс.рублей. Прибыль до налогообложения составила в 2007 году 33053 тыс.рублей и увеличилась на 15309 тыс.рублей, или на 86,3%.

Рост прибыли позволил увеличить  в 2 раза объем налога на прибыль, уплачиваемый в бюджет: с 8305 тыс.рублей до 16820 тыс.рублей. В результате чистая прибыль, полученная предприятием в 2007 году, составила 16233 тыс.рублей, что выше уровня 2005 года на 71,9%, или на 6794 тыс. рублей.

Информация о работе Дебитораская задолженность