Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:25, дипломная работа
Рассмотрев разновидности организационных структур и тенденции их развития, а также основные методологические принципы построения организационной структуры, следует отметить, что условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы переход к гибким, адаптивным структурам управления, лучше приспособленным к динамичным изменениям и требованиям производства, объективно необходим и закономерен. Анализ текущего состояния организационной структуры компании и рекомендации по ее реорганизации направлены на то, чтобы компания могла развить свои ключевые компетенции, создав адаптивную структуру управления.
Введение 3
1 Теоретические основы построения организационной структуры предприятия 8
1.1 Сущность и виды оргструктур 8
1.2 Методологические аспекты процесса разработки оргструктуры 18
1.3 Методы оценки эффективности структуры управления 27
2 Анализ состояния системы управления ТК «КИТ» 30
2.1 Описание существующего финансово-экономического положения предприятия 30
2.2 Структура управления и положение компании во внешней среде 33
3 Разработка оргструктуры ТК КИТ 43
3.1 Организационное моделирование 43
3.2 План проекта по реорганизации оргструктуры компании 49
Заключение 49
Список используемых источников 51
Путем сочетания данных механизмов координации могут формироваться различные формы распределения власти внутри организации от вертикально-горизонтальной интеграции (власть сосредоточена в одних руках) до вертикально-горизонтальной децентрализации (властью наделен каждый). Элементы структуры и механизмы координации должны быть подобраны таким образом, чтобы достигалась внутренняя слаженность, гармония организации.
При этом Минцберг отмечает,
что структура должна фундаментально
соответствовать
Таким образом, проектирование бизнес-процессов нельзя проводить вне их связи со структурой, а эффективную организационную структуру нельзя проектировать и улучшать без рассмотрения бизнес - процессов. Причем сущность структур и процессов определяется ценностями организации.
Для начала необходимо сформировать общее видение ценностей у топ-менеджеров и владельцев. Именно сформировать, и удостовериться в том, что оно действительно выработано. Потому что общее представление ценностей будет в дальнейшем служить мерилом, «что такое хорошо и что такое плохо», при проектировании процессов и структуры. В этом случае процесс достижения ценностей выполняется эффективно (Рис.1.9).
Рисунок 1.9 Взаимосвязи в бизнес-системе
Эффективная организационная
структура формируется
Рисунок 1.10 Схема проектирования процессов и структур
После выработки общего
видения ценностей организации,
разрабатывается карта бизнес-
Здесь необходимо обратить внимание на очень важный момент. Совершенствование процессов невозможно осуществлять одновременно по всем направлениям. Это непосильный объем работы. К тому же величину изменений в компании необходимо дозировать. Слишком масштабных преобразований она может не выдержать. Поэтому проектирование и внедрение основных бизнес-процессов нужно проводить последовательно, в порядке установленных приоритетов. В ходе описания процесса выявляются клиенты и исполнители бизнес-процесса, механизмы и сущности его реализации. Клиентов и исполнителей необходимо распределить по организационной структуре компании, которая уточняется до необходимого уровня детализации.
По мере выполнения этой процедуры, прорабатываются технологические инструкции по выполнению бизнес-процесса в каждой организационной единице, участвующей в процессе, и описание взаимодействия этих организационных структур в выполнении этого бизнес-процесса.
Распределение клиентов и исполнителей, технологические инструкции и описания взаимодействия является частью Положения о подразделении. Положение о подразделении расширяется и уточняется по мере рассмотрения других бизнес-процессов, в выполнении которых участвует данное подразделение.
Группируя технологические инструкции в зависимости от требований к квалификации персонала, разрабатывается описание должности каждого работника подразделения. Принимая во внимание технические характеристики бизнес-процесса, формируется штатное расписание, необходимое для выполнения этого бизнес-процесса. Таким образом, в конкретный момент времени, компания имеет организационную структуру, определенную с той степенью точности, которой позволяют достигнуть знания о бизнес-процессах, и уточняемую по мере расширения этих знаний.
В практике проектирования (совершенствования) оргструктур управления в качестве комплексного, системного подхода к определению их состава используют построение дерева целей (Рис. 1.11) с последовательной декомпозицией главной цели на подцели.
Рисунок 1.11 Дерево целей
Общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата, при формировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, количество которых будет зависеть от масштабов и способности поставленных целей. Исходя из поставленных целей перед организацией, можно отобразить последовательность стадии проектировании (совершенствование) структуры управления в виде схемы, представленной на рисунке 1.12.
На стадии выбора общей структурной схемы, исходя из поставленных целей, факторов внутренней и внешней среды, определяется лицо организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено проектирование важнейших аспектов организационной системы. При этом могут быть использованы следующие методы построения структур организации: разделение по функциям, разделение по производимой продукции, разделение по группам потребителей и географическому положению, комбинированное положение.
На этом этапе укрупненно определяются состав, функции, главные взаимосвязи основных организационных подразделений, экономические, правовые границы деятельности, позволяющие разработать основные документы, регламентирующие структуру организации в целом.
К числу документов относящихся к разработке на первой стадии относятся описание системы целей организации; состав и подчиненность основных производственных подразделений (укрупненная схема аппарата управления); устав организации, распределение решений по уровням, контрольные цифры численности работников аппарата и затрат на его содержание, ее также общую оценку эффективности организационной структуры.
На второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления осуществляется разработка состава основных подразделений и связей между ними. Вопрос о формировании структурных подразделений управления зависит от того, насколько целесообразно присутствие в них функционального, тематического либо координирующего подходов.
На стадиях регламентации
Завершающим аккордом этой стадии является составление штатного расписание подразделений и схем внутренних структур базовых подразделений.
Особо следует подчеркнуть, что при построении организационной структуры компании необходимо учитывать, на каком этапе жизненного цикла она находится, чтобы избежать всех ловушек роста и вовремя стимулировать нужные функции.
Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены на рис. 1.13. На рисунке показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой.
На основе проводимых исследований и обобщения накопленного опыта стадии жизненного цикла организации можно представить более детально, как это сделано в табл. 1.14.
Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые
проходит организация за период своего
функционирования: рождение, детство,
отрочество, ранняя зрелость, расцвет
сил, полная зрелость, старение, обновление.
Рождение. Основатели организации выявляют неудовлетворенные
требования потребителя или социальные
нужды. Целеустремленность, способность
рисковать и преданность делу характеризуют
этот этап. Нередко используется директивный
метод руководства,
Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее
количество неудач происходит в течение
первых лет после возникновения организации.
Из мировой статистики известно, что огромное
число организаций небольшого масштаба
терпят неудачу из-за некомпетентности
и неопытности руководства. Каждое второе
предприятие малого бизнеса терпит крах
в течение двух лет, четыре из пяти предприятий
– в течение пяти лет своего существования.
Задача этого периода – быстрый успех.
Цели – здоровое существование и развитие,
а не простое выживание. Нередко вся работа
выполняется на пределе возможностей,
чтобы не потерять темп возрастающего
успеха. Управление осуществляется деятельным
и подготовленным руководителем и его
первоначальной командой.
Отрочество. Во время этого переходного периода рост
организации осуществляется, как правило,
несистематично, рывками; организация
все больше набирает силу, однако координация
проводится ниже оптимального уровня.
Более организованные процедуры постепенно
заменяют рискованную страсть к успеху.
Налаживается планирование, разработка
бюджетов, прогнозов. Расширяется прием
на работу специалистов, что вызывает
трения с прежним составом. Основатели
организации вынуждены больше выполнять
роль непосредственных руководителей,
а не предпринимателей, проводя систематическое
планирование, координацию, управление
и контроль.
Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода
– экспансия, дифференциация и, возможно,
диверсификация. Образуются структурные
подразделения, результаты деятельности
которых измеряются полученной прибылью.
Используются многие общепринятые методы
оценки эффективности, должностные инструкции,
делегирование полномочий, нормы производительности,
экспертиза, организация обучения и развития.
Однако начинают проявлять себя тенденции
бюрократизма, борьбы за власть, местничества,
стремление добиваться успеха любой ценой.
Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация
ставит на данном этапе цель сбалансированного
роста. Структура, координация, стабильность
и контроль должны иметь такое же значение,
как и инновации, совершенствование всех
частей и децентрализация. Принимается
концепция структурных подразделений,
результаты деятельности которых измеряются
полученной прибылью. Новая продукция,
рынок сбыта и технологии должны быть
управляемы, а квалификационные навыки
управленческого персонала – более отточены.
С ускорением темпов роста по сравнению
с предыдущими стадиями организация нередко
переоценивает свои успехи и возможности.
Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное
руководство, организация действует практически
сама по себе. Весьма часто устанавливается
нежелательное состояние всеобщего благодушия.
Несмотря на то что картина доходов вполне
приемлема, темпы роста замедляются. Организация
может отклоняться от своих первоначальных
целей под влиянием внешнего давления.
Вместе с тем слабости слишком очевидны.
Эти симптомы нередко игнорируются руководством.
Старение. Этот тип никогда бы не наступил, если
бы руководство организации постоянно
осознавало необходимость обновления.
Конкуренты неизменно покушаются на долю
организации на рынке. Бюрократическая
волокита, не всегда обоснованная стратегия,
неэффективная система мотиваций, громоздкая
система контроля, закрытость к новым
идеям – все это вместе взятое создает
условия для «закупорки артерий». Как
показывает практика, очень трудно остановиться
и прекратить выполнение непродуктивной
работы. В результате организация постепенно
начинает распадаться. Она вынуждена либо
принять жесткую систему обновления, либо
погибнуть как самостоятельная структура,
влившись в приобретающую ее корпорацию.
Организация откатывается назад, и вновь
начинается борьба за ее выживание.
Обновление. Организация в состоянии подняться из
пепла как Феникс. Это может сделать новая
команда руководителей, уполномоченных
на проведение реорганизации и осуществление
плановой программы внутреннего организационного
развития.