Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:25, дипломная работа
Рассмотрев разновидности организационных структур и тенденции их развития, а также основные методологические принципы построения организационной структуры, следует отметить, что условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы переход к гибким, адаптивным структурам управления, лучше приспособленным к динамичным изменениям и требованиям производства, объективно необходим и закономерен. Анализ текущего состояния организационной структуры компании и рекомендации по ее реорганизации направлены на то, чтобы компания могла развить свои ключевые компетенции, создав адаптивную структуру управления.
Введение 3
1 Теоретические основы построения организационной структуры предприятия 8
1.1 Сущность и виды оргструктур 8
1.2 Методологические аспекты процесса разработки оргструктуры 18
1.3 Методы оценки эффективности структуры управления 27
2 Анализ состояния системы управления ТК «КИТ» 30
2.1 Описание существующего финансово-экономического положения предприятия 30
2.2 Структура управления и положение компании во внешней среде 33
3 Разработка оргструктуры ТК КИТ 43
3.1 Организационное моделирование 43
3.2 План проекта по реорганизации оргструктуры компании 49
Заключение 49
Список используемых источников 51
Численность постоянных сотрудников увеличилась с 25 человек в 2005г. до 92 человек в 1 квартале 2008г. При этом выручка на 1 сотрудника ежегодно растет на 40-50% по сравнению с предыдущим годом. Доля клиентов, которым предоставляются существенные отсрочки по оплате (до 30дн), в общей сумме выручки составляет порядка 30%. Оборачиваемость дебиторской задолженности в среднем по компании снизилась с 11,8 дней в квартале 2006г. до 5,3 дней в 1 квартале 2008г., несмотря на то, что объемы перевозок по ним увеличиваются пропорционально выручке. Это позволяет иметь хорошие показатели ликвидности.
1
Рисунок 2.1 График роста объема грузоперевозок
Рисунок 2.2 Структура выручки за 2007г. по направлениям
Рисунок 2.3 Динамика роста выручки по направлениям за 2007г.
В связи с тем, что ТК «КИТ» активно развивается, на данном этапе жизненного цикла прибыль компании вкладывается в развитие новых направлений и открытие новых филиалов. Поэтому собственники ограничивают величину чистой прибыли на уровне 5-10% от выручки. При этом величина выручки превышает величину BEP (точки безубыточности) в стоимостном выражении на 15-20%, что характеризует удовлетворительное значение показателя финансовой прочности компании. Колебания значения ВЕР по кварталам связано с дополнительными затратами на открытие новых подразделений.
На данный момент соотношение собственного и заемного капитала в структуре баланса находится на уровне 55:45, при этом краткосрочные обязательства полностью покрываются текущими оборотными активами, а долгосрочные обязательства возникли за счет приобретения в лизинг транспортных средств. Во 2009г. увеличили автопарк собственного автотранспорта за счет привлечение кредитных ресурсов, что позволило снизить прямые издержки по оказываемым услугам перевозки. При этом показатели ликвидности и структуры баланса сохранятся на удовлетворительном уровне.
Объем мирового рынка
транспортно-логистических
Клиентская база ТК «КИТ» насчитывает более 40 000 компаний из разных отраслей промышленности, индивидуальных предпринимателей, а также частных лиц. Целевая аудитория: тип рынка - В2В, В2С:
На текущем этапе
в компании сложилась линейно-
Например, в целях оптимизации схем транспортной логистики филиалы подчиняются непосредственно руководителю логистического отдела головного подразделения, в рамках совершенствования системы учета — руководителю финансово-экономического отдела, при реализации рекламных проектов — руководителю коммерческого отдела.
Краткое описание функций отделов и подразделений:
1) Коммерческий отдел. Руководитель – директор коммерческого отдела. Функции: прием и обработка заявок от клиентов посредством факсимильной связи, через сеть Интернет, по телефонограмме. Оформление первичных документов клиентов при сдаче груза. Своевременное и правильное оформление счетов за оказываемые предприятием услуги. Формирование комплектов документов на междугороднюю перевозку (в конце дня). Занесение пришедших из филиалов первичных документов в базу данных предприятия. Контакты с филиалами по вопросам оформления документов.
Подготовка предложений
о размещении рекламы, участии в
выставках, проведении рекламных кампаний.
Непосредственное участие в выставках.
Работа с филиалами по вопросу
продвижения организации в
Мониторинг рынка транспортных услуг, выявление тенденций развития и спроса, подготовка аналитических записок руководству.
2) Логистический
отдел. Руководитель –
3) Склад. Руководитель – заведующий складом. Функции — прием поступающего на склад груза, обмер, обвес, пересчет, маркировка (этикетки на специальных принтерах). Складирование с учетом направления отгрузки и наиболее рационального использования складских площадей. Обеспечение сохранности складируемых товарно-материальных ценностей, с соблюдением режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов. Следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда. Контроль ведения учета складских операций установленной отчетности. Из числа сотрудников склада – экспедиторы. Отгрузка по направлениям, с учетом очередности, свойств груза (хрупкий, негабарит, особые свойства, сохранность в пути).
Предложения по комплектации склада дополнительным оборудованием (весы, подъемники, штабелеры, стеллажи и пр.).
Хозяйственные (строительство и ремонт, расходные офисные и упаковочные материалы, охрана и поддержание чистоты) функции. В период строительства – контроль над сроками и порядками проведения, персоналом, строительными материалами.
Организация охраны объекта (склад и офис в Екатеринбурге). Контролирует мониторинг систем видеонаблюдения.
4) Транспортный отдел. Руководитель - Главный механик. Функции: Проведение плановых технических осмотров транспорта, выпуск на линию. Капитальный и текущий ремонт транспорта. Поиск необходимого оборудования и запасных частей. Заявки на их приобретение. Профилактический ремонт.
Обеспечивает бесперебойную
и технически правильную эксплуатацию
и надежную работу транспорта, повышение
ее сменности, содержание в работоспособном
состоянии на требуемом уровне. Организует
разработку планов (графиков) осмотров,
испытаний и профилактических ремонтов транспорта,
контролирует их выполнение. Обеспечивает
соблюдение правил охраны труда и техники
безопасности при проведении ремонтных
работ. Принимает участие в составлении
заявок на приобретение оборудования
на условиях лизинга. Взаимодействует
с органами ГИБДД, транспортной инспекцией,
страховыми компаниями по вопросам своей
компетенции.
Рисунок 2.4 Организационная структура ТК «КИТ» на начало 2008г.
5) Финансово-экономический отдел. Руководитель – финансовый директор / главный бухгалтер. Основные функции отдела: Организация бухгалтерского и налогового учета, контроль над соблюдением порядка оформления первичных документов, составление финансовой и налоговой отчетности. Разработка пакета форм управленческих отчетов по подразделениям и для компании в целом, подготовка предложений по внесению дополнительных настроек в программное обеспечение, отладка схемы документооборота. Организация работы с дебиторской задолженностью. Взаимодействие с банками и кредитными организациями.
6) Филиалы (11). Руководители – региональные представители в должности «Менеджер регионального направления». Подчиняются директору по развитию. В штате филиала от 3 (Ижевск) до 7 (Уфа, Челябинск, Пермь) человек.
Функции: Руководство филиалом предприятия. В рамках осуществления текущей деятельности – контакт с коммерческим, логистическим и финансово-экономическим отделом по вопросам их компетенции. Реализация в городе пребывания функций коммерческого и логистического отделов. Представление интересов предприятия в городе нахождения филиала перед клиентами, государственными и муниципальными органами, другими лицами. Подбор персонала в штат филиала, исходя из возникающих потребностей. Заключение договоров с клиентами, выдача доверенностей, оформление первичных документов, счетов и перевозочных документов на основании доверенности с широкими полномочиями.
7) Собственники компании являются и ее топ-менеджерами, в их ведении находятся как вопросы стратегического управления, так и оперативные вопросы. При этом в качестве топ-менеджеров собственники ТК «КИТ» контролируют ключевые компетенции компании — это должности директора компании, директора по развитию и начальника склада.
В связи с тем, что реорганизация оргструктуры будет осуществлена на основе среднесрочной стратегии ТК «КИТ», рассмотрим систему целей компании, определенных в стратегии согласно политике собственников бизнеса.[9] Схема механизма реализации стратегии приведена в Приложении Б. Общая стратегия развития компании — создание новой уникальной услуги 3-PL-логистики (полное транспортное, складское и информационное сопровождение грузопотоков клиента от поставщика (производителя) товаров до конечного потребителя). Выбор данной стратегии в большей степени был обусловлен интересом собственников развивать бизнес именно в этой отрасли. Тем не менее, анализ конкуренции и факторов внешней среды подтвердил правильность решения, принятого на основе предпринимательской интуиции. В Приложении В приведены результаты анализа макросреды компании с использованием STEP-анализа.
В условиях
увеличения потребительского спроса и
оборота розничной торговли в
динамично развивающемся
Особо следует подчеркнуть,
что совершенствование
В Приложении Д приведены результаты SWOT-анализа ТК «КИТ» в целом, с точки зрения разработки стратегии развития предприятия. Между тем, влияние факторов внешней и внутренней среды существенно отличаются, если рассматривать бизнес-направления компании. Проведем анализ по стратегическим полям деятельности. В качестве стратегических полей деятельности (СПД) компании в целях реорганизации структуры управления целесообразно выбрать бизнес-направления:
СПД 1 — услуги транспортной логистики (перевозка сборных грузов)
СПД 2 — услуги складской логистики (услуги ответхранения)
СПД 3 — комплексная услуга 3-PL-логистики
Факторы внешней и внутренней среды оцениваются по бальной шкале от « - 3 » до « + 3 ».
Результаты оценки привлекательности и конкурентноспособности СПД приведены в Таблице 2.1 и Таблице 2.2.
Средневзвешенная оценка привлекательности рынка по каждому СПД рассчитывается по формуле
Х = ∑ (Оценка*Ранг) / ∑ рангов, (2.1)
Средневзвешенная оценка
конкурентоспособности СПД