Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:40, практическая работа
Производственная практика – это форма учебных занятий в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно-правовых форм.
Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отдела кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб.
Проверка взаимоотношений
с бюджетом является для аудитора
объектом особого внимания, так как
его заключение, подтверждающее правильность
расчетов и реальность задолженности,
может быть принято налоговой
инспекцией, а может быть и не
принято - поставлено под сомнение.
Налоговая инспекция имеет
Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом РК.
Аудит расчетов с бюджетом
по сути - это экспертиза налоговых
обязательств экономического субъекта.
Методически налоговый аудит
схож с проверкой налоговых органов.
Однако цели налогового аудита и налогового
контроля, осуществляемого налоговыми
органами, различаются. Так, целью проведения
налоговой проверки налоговыми органами
является повышение налоговой дисциплины
и грамотности
После проведения налогового аудита хозяйствующий субъект может воспользоваться, в частности:
- предложениями по улучшению существующей системы налогообложения;
- оптимальными механизмами начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта, рекомендациями о правильном использовании налоговых льгот;
- предложениями по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов, по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;
- возможностью использовать результаты аудита для получения разъяснений налоговых органов по актам проверок, проведенных ими в отношении проверяемого экономического субъекта.
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:
- указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта при обнаружении нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
- разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
- рекомендации по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
- разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;
- расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.
Цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом
Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.
Однако в рамках налогового
аудита могут быть поставлены и гораздо
более узкие цели, например подтверждение
аудитором правомерности и
Аудит расчетов с бюджетом включает аудит учетной политики в целях налогообложения и аудит методики постановки налогового учета. Кроме того, в рамках налогового аудита осуществляется проверка:
- правильности определения объекта налогообложения;
- правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества; применения льгот по налогу;
- правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
- правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;
- правильности исчисления налога;
- своевременности уплаты налога;
- правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.
В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом используются:
- приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
- данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
- выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
- информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- значения наиболее важных экономических показателей и тенденции их изменения;
- первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;
- налоговые декларации;
- данные бухгалтерской отчетности.
Аудитор прежде всего должен
установить, по каким платежам и
налогам предприятие ведет
- исчисления налогооблагаемой базы;
- применения ставок налогов и платежей;
- расчетов сумм налогов;
- применения льгот при расчете и уплате налогов;
- полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
- составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
- составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
- ведения аналитического и синтетического учета.
3.10. Аудит расчетов по оплате труда
Основной задачей аудита расчетов с персоналом по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении заработной платы, удержаниях из нее и правильности ведения расчетов с работниками субъекта по оплате труда.
В ходе аудита расчетов с персоналом
по оплате труда аудитору необходимо
определить:
- какие формы оплаты труда применяются
аудируемым субъектом;
- правильность применения тарифных ставок
или условий контракта при повременной
форме оплаты труда;
- точность применения норм и расценок,
выполнение количественных и качественных
показателей работы при сдельной форме
оплаты труда;
- имеется ли штатное расписание;
- достоверность данных оперативного учета
рабочего времени (табелей учета рабочего
времени);
- численность действительно работающих
лиц, при этом следует проанализировать
документы, табели учета рабочего времени,
наряда на выполнение работ, отчеты материально-ответственных
лиц, служебные записки и др.;
- подтверждение отработанного времени
работниками-сдельщиками другими документами,
отражающими фактическую выработку;
- наличие в первичных документах подписей
должностных лиц, ответственных за учет
выполненных работ, правильность заполнения
всех реквизитов;
- точность алгоритма расчета заработной
платы.
При проверке правильности начисления
оплаты труда следует установить:
- начисление заработной платы по должностным
окладам согласно штатному расписанию
за фактически отработанное время;
- обоснованность доплат, надбавок, премий;
- исчисление количества дней отпуска
на основании отработанного времени, административного
отпуска по инициативе работодателя:
- наличие и правильность оформления пособий
по временной нетрудоспособности и протоколов
к ним.
Переначисление (переплата) заработной
платы, как и ее недоначисление персоналу
влекут за собой следующие нарушения:
- отвлекаются ресурсы работодателя без
основания, соответственно работники
имеют необоснованные доходы и, наоборот,
уменьшаются доходы субъекта, что приводит
к сокрытию корпоративного подоходного
налога;
- переначисление вызывает дополнительные
налоговые затраты, то есть это один из
способов присвоения работниками денежных
и других средств субъекта;
- недоначисление заработной платы вызывает
ущемления имущественных интересов работников
с одной стороны, сокрытия социального
и индивидуального подоходного налогов
с другой и одновременно приводит к переплате
корпоративного подоходного налога;
- недостоверная величина суммы оплаты
труда искажает себестоимость готовой
продукции (работ, услуг), чем наносит ущерб
работодателю.
При проверке удержании из заработной
платы следует выяснить правильность:
- произведенных отчислений в размере
10 % в накопительные пенсионные фонды;
- составления расчетов и определения
суммы индивидуального подоходного налога
согласно Кодексу Республики Казахстан
«О налогах и других обязательных платежах
в бюджет»;
- определения суммы удержаний по исполнительным
листам суда;
- погашения задолженности по ранее выданным
суммам за первую половину месяца;
- возврата неиспользованных подотчетных
сумм;
- возмещения материального ущерба, причиненного
работником субъекту;
- погашения представленных работнику
ссуд, займов;
- удержаний за товары, проданные в кредит
и др.
Удержания из заработной платы могут
быть произведены в соответствии
с законодательством (отчисления в
накопительные пенсионные фонды, индивидуальный
подоходный налог, удержаний по исполнительным
листам суда), остальные - только с согласия
работника.
IV. Анализ финансовой отчетности
4.1. Содержание и методы финансового положения хозяйствующего субъекта
Финансовое состояние
Источниками информации для анализа финансового состояния являются бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность. Для анализа и планирования используются нормативы, действующие в хозяйствующем субъекте. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы и лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его коммерческую тайну, а иногда и ноу-хау.
Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнения, сводки и группировки, цепных подстановок. Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (т. е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели рассматривают при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель - уровень рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости. Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту.
В процессе анализа изучаются
динамика изменения объема чистой прибыли,
уровень рентабельности и факторы,
их определяющие. Основными факторами,
влияющими на чистую прибыль, являются
объем выручки от реализации продукции,
уровень себестоимости, уровень
рентабельности, доходы от внереализационных
операций, расходы по внереализационным
операциям, величина налога на прибыль
и других налогов, выплачиваемых
из прибыли. Влияние роста объема
выручки на рост прибыли проявляется
через снижение себестоимости. Все
затраты по отношению к объему выручки
можно разделить на две группы: условно-постоянные
и переменные. Условно-
Методы анализа финансово-хозяйственного положения
Формирование рыночных отношений потребовало разделения единого комплексного анализа хозяйственной деятельности на управленческий и финансовый анализ. Каждый из этих видов анализа имеет своё основное информационное обеспечение.
Мировой опыт показывает, что существует два типа отчётности: финансовая отчётность, публикуемая в специальных справочниках, финансовых газетах и бюллетенях для ознакомления акционеров, широкой общественности, банков, страховых компаний и правительственных органов с положением дел на предприятии, с его финансовым положением и результатами хозяйственной деятельности за отчётный период. При этом в отчёте публикуется данные за ряд смежных лет, что позволяет выделить картину хозяйственной деятельности в динамике, выявить тенденции её развития и в известной степени прогнозировать её на предстоящие периоды.