Индустрия гостеприимства, управление качеством и управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – требования к персоналу горных гостиниц, организация работы персонала и его обучение.
Объект исследования - горные гостиницы КЧР и Приэльбрусья. Задачи исследования: - раскрыть понятие конкуренции конкурентоспособности и конкурентных преимуществ применительно к горной гостинице;

Файлы: 1 файл

Диплом черновой.docx

— 507.87 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Особенности экологического   туризма.

2.1. Сущность экологического туризма

Сегодня понятия экологии и туризма объединяются в таком относительно новом понятии экотуризм. Термин «экологический туризм» ввёл в обиход в 1983 г. мексиканский экономист-эколог Гектор Цебаллос-Ласкурейн.  Различают две модели экотуризма. Первая из них реализуется в форме путешествий в преимущественно ненарушенную природу (сформировалась в США и Канаде, наиболее полно воплотилась в Австралии, поэтому иногда называется австралийской). Вторая модель реализуется как путешествия в окультуренные природные ландшафты, не нарушающие, а поддерживающие эти ландшафты. Это могут быть любые виды туризма, но организованные таким образом, чтобы не наносился вред природе.  Это западноевропейская модель.

Экологический туризм должен быть:1

- обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

- не наносящим ущерба природной среде нашего обитания;

- нацеленным на экологическое образование и просвещение;

- заботящимся о сохранении местной социокультурной среды;

- экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

Целевая направленность туризма обширна и разнообразна.

В общем виде ее можно прокомментировать как сочетание рекреационно-познавательного и природоохранного компонентов путешествия, совершаемого по заповедным местам. Если конкретизировать эту общую цель, то из нее следует ряд взаимосвязанных задач:

- постоянно, систематически и целенаправленно культивировать критерий равновесия окружающей нас природной среды;

- гармонизировать отношения между экологией, обществом и экономикой;

- ориентировать турорганизации на сохранение и приумножение потребительской стоимости природной среды за счет выделения части туристских доходов на решение связанных с этим задач;

- подчинять кратковременные интересы получения прибыли от туризма долговременным интересам сохранения природы для будущих поколений, а также для дальнейшего развития туризма;

- формировать у туристов чувство личной ответственности за состояние природы и ее будущее, утверждая в их сознании принадлежность к ней в качестве ее органической части;

Эти и другие цели четко фиксируют общественно значимую пользу от экологического туризма. Ведь природа – это достояние общества и ее величайшая ценность. Одной из важнейших составляющих системы экологического туризма являются средства размещения туристов. Гостиница призвана создать комфортабельные условия для ночевки туриста и предоставить ему ряд экологически профильных туритских услуг. Здание гостиницы является многофункциональным сооружением и содержит технологически сложное оборудование. Здание (или комплекс зданий) должны органически вписываться в окружающую среду, сохраняя особенности окружающего  ландшафта. Отели, кемпинги или приюты, в которых останавливаются экотуристы, должны иметь очистные сооружения, быть так расположенны, чтобы не нарушать природное развитие окрестного ландшафта, должны быть построены из экологических материалов, не наносящих вред  окружающей природной среде. Здание должно соответствовать техническим, санитарно-гигиеническим и экологическим нормам.2

Побудительная причина роста интереса к экологическому туризму – это устойчивое ухудшение качества окружающей среды. И поскольку в будущем тенденция урбанизации и загрязнения естественных территорий будет возрастать, рост интереса к экологическому туризму будет усиливаться.

  2.2. Туристско-экологическое и туристско устойчивое природопользование

 Индустриализация мирового туризма уже оказывает весьма неблагоприятное, часто разрушающее воздействие на природные экосистемы многих туристских регионов.

Крупный капитал, вкладывая значительные средства в развитие туризма, требует максимальной прибыли за кратчайшие сроки. Это необходимое условие конкурентоспособности. Природный ландшафт и местное население воспринимаются, как средство для достижения коммерческой цели. Рост массового и нерегулируемого посещения регионов и стран, отличающихся особенно привлекательными ландшафтами и своеобразием традиционной местной культуры, оказывает существенное негативное воздействие на их природную, и их социально-культурную среду. Уничтожаются редкие растения, вырубаются леса, загрязняются водоемы, исчезают или значительно сокращаются популяции многих видов животных, нарушается сложившийся веками культурный и социальный уклад жизни.

Классический пример негативного развития пляжного туризма миру продемонстрировали  берега Испании, особенно острова Майорки. Это произошло в конце периода знаменитого туристского бума. Сплошная застройка побережий отелями, пансионами и т.п. и концентрация огромных масс туристов в узкой прибрежной зоне привели в начале 80-х годов 20 столетия к серьезному загрязнению и самих берегов, и прибрежных морских вод, повлекли за собой кардинальные негативные изменения в сельском хозяйстве, ухудшили социальную обстановку. Возник даже специальный термин «балеаризация», имеющий сугубо негативное содержание. Ныне, ценой значительных усилий в некоторых местах на берегах Испании, в том числе и на Майорке, ситуацию удается улучшить.

Другой известный пример серьезнейшего ущерба природе это история развития массового охотничьего туризма в Африке. Там, начиная с 20-х годов 20 века, массовые охотничьи сафари, объектом которых была знаменитая африканская пятерка (слон, носорог, буйвол, лев и леопард), привели к почти полному уничтожению носорогов и чрезвычайно опасному сокращению численности остальных объектов этих сафари. В эти же годы возникает осознание последствий техногенной деятельности человека. Общественное внимание к окружающей среде, особенно в индустриальных странах, необычайно возрастает. Огромную популярность приобретают телепередачи о природе и путешествиях. Появляются туры «по специальным интересам» - наблюдения за птицами, пешие походы в интересные природные уголки под руководством квалифицированных гидов. В США, в связи с угрозой сокращения мировой популяции китов, развивается широкая программа туров по наблюдению за ними. Эта деятельность получила настолько большой резонанс, что в результате давления общественности несколько видов китов были взяты под абсолютную охрану.

В 1980 г. немецкий футуролог Роберт Юнк ввел термин «мягкий туризм» и сформулировал его отличительные особенности, противоположные индустриальному «жесткому» туризму. Таблица 1.2

Сопоставление особенностей «мягкого» и «жесткого» туризма

 «Жесткий» туризм

«Мягкий» туризм

Массовость

Индивидуальные и семейные туры, поездки в кругу друзей

Кратковременные поездки

Продолжительные путешествия

Быстрые средства передвижения

Медленные и среднескростные средства передвижения

Заранее согласованная программа

Спонтанные решения

Импорт стиля жизни

Стиль жизни по образцу страны пребывания

«Достопримечательности»

«Впечатления»

Комфорт и пассивность

Активность и разнообразие

Предварительная информационная подготовка к поездке невелика

Страна - цель путешествия изучается заранее

Турист не владеет языком страны и не стремится его узнать

Язык страны изучается заранее - хотя бы на простейшем уровне

Турист приезжает в страну с чувством хозяина, которого «обслуживают»

Путешественник познает новую культуру

Покупки утилитарны (шопинг) или стандартны

Покупки это памятные подарки

После поездки остаются только стандартные сувениры

После поездки остаются новые знания, эмоции и воспоминания

Турист покупает открытки с видами

Путешественник рисует с натуры или фотографирует сам

Турист любопытен

Путешественник тактичен

Громогласность

Спокойная тональность


 

Под влиянием идей и практики экотуризма в туристской индустрии стали более широко распространяться экологически чистые технологии. Возникло, например, объединение отелей, придерживающихся таких технологий и эти технологии развивающих. Многие очень крупные универсальные туроператоры стали специально предлагать своим клиентам дополнительные экотуристские программы и экологизировать свою деятельность. Лидером в этом деле в настоящее время является крупнейший мировой туроператор «TUI».3

В некоторых странах - как экономически развитых, так и развивающихся - экотуризм стал одним из приоритетов государственной туристской и природоохранной политики. Например, в Австралии в начале 90-х годов ХХ века было создано специальное правительственное ведомство в ранге министерства. В Бразилии в 1997 году в ходе международного экотуристского конгресса сенаторы страны определили рамки национального экотуристского законодательства.

Наконец, Организация ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирная туристская организация (ВТО) объявили 2002 год годом экотуризма и провели первый всемирный саммит по экотуризму в Канаде - в Квебеке.

 Экотуризм становится модным, однако зачастую туры, объявленные экологическими, в действительности не содержат ничего, кроме этой модной этикетки. Необходимо уметь отличать действительный экотуризм от суррогатов и подделок. Экологический туризм должен быть   основанным на использовании преимущественно природных ресурсов: не наносить ущерба природной среде; быть нацеленным на экологическое просвещение, на формирование отношений партнерства с природой; быть заботящимся о сохранении местной культурной среды; быть экономически эффективным.

Экологические туры можно классифицировать по многим признакам - по способу передвижения, по составу участников, по продолжительности, по отношению к границам страны проживания туристов и т.д. Однако наиболее существенными следует считать два видовых признака экотуров или путешествий - их цель и их объект.4

По основной цели можно различать следующие виды экотуров, предпринимаемых ради:

наблюдения и изучения «дикой» или «окультуренной» природы и обучения экологическим знаниям;

отдыха в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями;

оздоровления с использованием природных факторов;

спортивных и приключенческих целей.

Нередко эти цели сочетаются в программе конкретных туров, но чаще преобладает одна из них.

По основному объекту, в значительной мере определяющему содержание программы тура и отчасти форму его организации, различаются такие виды экотуров:

- ботанические, зоологические, геологические и тому подобные туры;

- эколого-этнографические или археологические, или, говоря более широко, эколого-культурные туры;

- зеленые сельские или агротуры;

- спелеологические, водные, горные туры и т.п.

Разумеется, цели тура и его объекты связаны между собой и оба главных видовых признака нельзя считать абсолютно независимыми основаниями классификации (в реальной программе тура его цели и объекты часто сочетаются и совмещаются). Тем не менее, каждый организатор и участник тура может определить его главные особенности и отнести каждый конкретный тур к тому или иному виду.

Наконец, весьма важным классификационным признаком для выделения форм экотуров являются возраст и состояние здоровья участников (во многих странах с развитыми традициями экотуризма существуют, например, специальные туры для инвалидов), а также регламентируется численность групп.   Понятно, что программы туров и их организационные особенности будут принципиально различными для детских походов и для экспедиций, рассчитанных на подготовленных, взрослых людей, равно как и для малых и для больших групп участников. Иерархическая классификация экотуров приведена в таблице 2.2., которой удобно пользоваться при их планировании и проведении.5

Таблица 2.2

Иерархический уровень

Категории

Тип

Природно-ориентированный

Классы

Экотуры в «дикой» природе, в границах охраняемых территорий. Экотуры вне границ охраняемых территорий, на пространстве культурного ландшафта

Виды

По основной цели. По основному объекту

Формы

По возрасту участников (дети и взрослые) По состоянию их здоровья (с ограничениями и без ограничений) По численности групп (малые и большие)


 

 

На рубеже 20 и 21 веков наряду с экологическим и мягким туризмом сформировалось и стало широко пропагандироваться и другое понятие – устойчивый туризм. Отчасти это обусловлено изменившейся политикой крупнейших туроператоров, осознающих роль экологического императива, но не склонных использовать термин экотуризм из опасения отпугнуть потребителя, воспринимающего этот термин как синоним дискомфорта. Отчасти же употребление эпитета «устойчивый» связано с популярностью этого понятия, как бы гарантирующего надёжность. Устойчивый  туризм имеет 2 принципиальных отличия от экотуризма, - устойчивый туризм не обязательно использует природу как свой основной ресурс,   он не провозглашает образовательный компонент туристских программ как обязательный, хотя и не исключает его.

Вот как выглядит определение устойчивого туризма, сформулированное Всемирной туристской организацией (WTO) и Всемирным Советом по туризму и путешествиям (WTTC). Устойчивый туризм:

  • отвечает потребностям как туристов, посещающих туристические центры, так и населения последних;
  • предполагает обеспечение и оптимизацию перспектив будущего развития;
  • использует ресурсы таким образом, чтобы удовлетворить экономические, социальные и эстетические потребности, но при этом сохранить культурную уникальность, важнейшие экологические особенности, многообразие биологических видов и жизненно важные системы.

А вот как формулирует десять принципов устойчивого туризма Шведское агентство по защите окружающей среды:

  • неистощительное, устойчивое использование природных ресурсов;
  • сокращение избыточного потребления и отходов;
  • обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия;
  • тщательное планирование, комплексный подход;
  • интеграция туризма в планы регионального развития;
  • поддержка местных экономик;
  • участие местного населения в развитии туризма и получение ими финансовых и других выгод от этой деятельности;
  • консультирование заинтересованных лиц и общественности;
  • обучение персонала;
  • ответственный маркетинг.

Информация о работе Индустрия гостеприимства, управление качеством и управление персоналом