Индустрия гостеприимства, управление качеством и управление персоналом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 19:51, курсовая работа
Описание работы
Предмет исследования – требования к персоналу горных гостиниц, организация работы персонала и его обучение. Объект исследования - горные гостиницы КЧР и Приэльбрусья. Задачи исследования: - раскрыть понятие конкуренции конкурентоспособности и конкурентных преимуществ применительно к горной гостинице;
Глава 3.
Туризм в горах СеверногоКавказа. Особенности
работы персонала горных гостиниц.
3.1. Программы
развития туризма в Северо-Кавказком
федеральном округе.
В Стратегии социально-экономического
развития Северокавказского федерального
округа до 2025г, утверждённой распоряжением
Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. №
1485-р, туризм в числе
главных по перспективности направлений.
Развитие туризма рассматривается как
одно из наиболее перспективных направлений
подъема экономики Северного Кавказа.
При этом в рамках туристического бизнеса,
поддерживаемого государством, явным
лидером является горнолыжный отдых. Все
остальные виды туризма рассматриваются
как дополняющие этот вид отдыха. В
настоящее время на Северном Кавказе действуют
два довольно, крупных горнолыжных курорта
— Приэльбрусье и Домбай — вместимостью
примерно 10 тыс. гостиничных мест, из которых
частных, созданных за последние
10 лет, - две трети. Еще треть — приватизированное
и неприватизированное государственное
имущество. Стратегия социально-экономического
развития СКФО, однако, связывает перспективы
развития горнолыжного отдыха не с этими,
уже существующими «точками роста». В
ней предложено создание «горнолыжного
кластера» - пяти новых горнолыжных курортов на 10 млн туристов
в год, с предполагаемым объемом государственного
финансирования (инвестиции в инфраструктуру
и государственные гарантии на 70% частным
инвесторам) 450 млрд руб. Для реализации
этой программы создана управляющая компания
«Курорты Северного Кавказа». Горнолыжный
кластер включает в себя пять объектов:
Архыз в Карачаево-Черкесии
(на месте предполагаемого строительства
нет горнолыжного курорта, есть поселок
Архыз и несколько
туристических баз разной степени комфортности для альпинистов, горных
туристов и любителей рафтинга);
Эльбрус-Безенги в Кабардино-Балкарии (на этом месте только балкарское селение Безенги);
Лагонаки в Адыгее (горнолыжный отдых развивается стихийно, есть несколько гостиниц
и турбаз);
Мамисон в Северной Осетии — Алании (пограничная зона, нет туристических объектов, проблемы с транспортной доступностью);
Матлас в Дагестане (никогда не было горнолыжных трасс; нет постоянного естественного
снежного покрова в течение лыжного сезона).
Туризм, как ведущее направление,
принят и в утверждённой правительством
Карачаево-Черкесии Стратегии социально-экономического
развития КЧР до 2030г. [1] В республиканской
стратегии принят во внимание опыт
развития Домбая.
Приведём полностью раздел республиканской
Стратегии, посвящённый туризму.
1. Основные
проблемы:
бессистемное развитие отрасли;
отсутствие инфраструктуры
по удовлетворению потребностей отдыхающих
в развлечениях;
отсутствие необходимой транспортной
инфраструктуры.
2. Основные
цели:
создание всесезонных современных
конкурентоспособных туристско-рекреационных
зон;
развитие горнолыжного, лечебного,
культурного, экологического, исторического,
паломнического и других видов
туризма;
продвижение туристического
бренда Республики.
3. Основные
направления:
проведение маркетинговых исследований
и определение на основании их результатов
объема востребованных услуг горнолыжного,
лечебного и других видов туризма;
создание условий для развития туристко - рекреационного кластера;
развитие Домбайско-Тебердинского комплекса за счет освоения ущелий Алибек и Муху;
создание туристско-рекреационной
особой экономической зоны «Учкекен»,
ориентированной на лечебный и развлекательный
туризм;
создание в рамках ОЭЗ самого
крупного в Европе оздоровительно-развлекательного
парка европейского уровня;
обоснование невозможности
эффективного развития горнолыжного туризма
в Республике без создания необходимой
транспортно - логистической системы, решение на уровне федерального центра вопроса о строительстве международного аэропорта на территории Республики, развитие автомобильных и железных дорог;
освоение новых рекреационных
центров в Архызе;
модернизация и техническое
перевооружение существующей рекреационной
инфраструктуры, развитие новых рекреационных
центров в Учкекене, Маре, Пхие, Учкулане, ущельях Алибек и Муху;
реконструкция автодорожной
сети с целью быстрой доставки рекреантов от аэропорта и железнодорожных станций к рекреационным центрам;
формирование системы придорожного
сервиса, ориентированного на туристов;
строительство автодороги из
станции Курджиново в Пхию и, на перспективу, из Пхии в Архыз с целью создания туристического маршрута «Архызское кольцо»;
формирование республиканской логистической системы по обслуживанию рекреационного комплекса в районе села Сары-Тюз;
благоустройство горнолыжных
курортов по образцу западноевропейских,
организация различных форм досуга, общественного
питания;
развитие этнокультурной составляющей
туризма, формирование этнографических
деревень;
популяризация и пропаганда
рекреационного комплекса КЧР, возрождение
образа гостеприимной кавказской Республики;
создание нескольких рекреационных
индустриальных парков;
создание высшего учебного
заведения «Северо-Кавказская академия туризма и информационных технологий» в Учкекене;
создание в сфере туризма единого
информационно - коммуникационного пространства;
внедрение эффективных механизмов
привлечения инвестиций в туристско-рекреационную
сферу.
4. Ожидаемые
результаты:
увеличение доходов в от туристско-рекреационной деятельности, которые пополнят бюджет Республики;
увеличение объемов инвестиций
в сферу туризма;
создание около 10 тысяч дополнительных
рабочих мест.
Показатели
Ед. изм.
2008
2010-2015
2015-2020
2020-2025
2025-2030
туристские услуги
млн. руб. в ценах соответствующих
лет
159,0
480,8
893,9
1535,4
2991,0
Темпы развития туризма в КЧР
существенно отстают от заявленных республиканской
Стратегией. В середине 80-х годов
прошлого века Теберду и Домбай посещало
до 500 тысяч человек в год, сегодня в 4,5
раза меньше, в основном это однодневные
автомобильные экскурсии и горнолыжники.
Гостиниц в Домбае стало гораздо
больше, дороги стали лучше,
но гостиницы 8 месяцев в году пустуют.
Причина в том, что качество гостиниц,
сервиса, дорог и др., это конкурентные
преимущества, а требуется
конкурентоспособность, обладать которой
может только человек и производственные
коллективы, приобрести которую можно
лишь обучением персонала и оптимальным
управлением.
В статье К.Гурдина
и П.Хицкого – «Туристический ступор»,
опубликованной в еженедельнике «Аргументы
недели» №43(284) от 3.11.2011, приведён обзор
проблем, тормозящих развитие туризма
в России. Раздельно рассматривается 2
пути развития и мешающие
причины. Первый путь - это привлечение
в регион иностранцев, второй основан
на привлечении в регион россиян со всей
страны. В части привлечения иностранцев
приводится мнение профессора географического
факультета МГУ им.М.В. Ломоносова Н. Зубаревич.
«В нынешних условиях про заграничный
туризм можно говорить только как про
покойника. Страна не обеспечивает безопасность
приезжающих, здесь низкий уровень услуг,
да ещё и жёсткая система виз. Какой безумец
сюда поедет». С советских времён мы привыкли
к разделению туристов на своих и иностранных,
что ошибочно в новых экономических условиях.
В конкурентно устроенной экономике туристов,
принято подразделять по другим признакам,
- по платёжеспособности и .туристическим
интересам. Разделение
на чужих и своих вредит туризму,
устанавливает через приоритет в обслуживании
барьеры в общении равных по платёжеспособности
и интересам иностранных и российских
туристов. Повышение комфортности
человеческого общения, по мнению депутата
Будестага Германии от партии зелёных
U Kurth более важно, чем техническое оснащение
мест пребывания туристов. [3].
В части внутри российского
туризма показано на цифрах, что причины,
препятствующие внутри российской
туристической активности, носят межрегиональный
характер, требуют федерального вмешательства
и устраняются очень медленно. Это
цена и удобство проезда, это гостиницы,
которых, где густо, где пусто, это уровень
сервиса и др. Все эти проблемы имеются.
Действительно из аэропорта Минеральные
воды, туристу, неудобно добираться общественным
транспортом в Домбай. Автовокзал в
7 км от аэропорта, единственный
автобус, прибывает в Теберду в 8 вечера,
когда общественный транспорт в Домбай
уже не ходит. Цена такси от аэропорта
до Домбая часто превышает цену
авиабилета до Москвы. Хорошо, если есть
попутчики.
Исследование [2], выполненное
в Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте
РФ в 2010-2011г. показывает, однако, что туристический
бизнес на горнолыжных курортах Северного
Кавказа является быстрорастущим и активно
развивающимся. Если брать количественные
индикаторы, то за 10 лет число мест в гостиницах на
двух основных курортах (Приэльбрусье
и Домбай) в сумме выросло с 2500 до 10000 —
15000 (если считать строящиеся объекты)
мест, т.е. в 4 — 6 раз. Более подробно результаты
развития гостиничной инфраструктуры
в Приэльбрусье представлены в табл. 3.1. Произошел
качественный переход от вагончиков и
ларьков к достаточно комфортным гостиницам
со всеми удобствами, в т.ч. Интернетом,
и современному ресторанному бизнесу.
Судя по всему, сейчас можно наблюдать
заключительный этап данного перехода.
Упорядочивается планировка и застройка
курортов. В то же время «модернизация
снизу» не позволяет вовремя ликвидировать структурные
диспропорции в развитии курортов: увеличение
вместимости гостиниц создает очереди
на подъемниках, строительство новых канатных
дорог вызывает переполненность трасс
и т.п. Неравномерно идет и процесс повышения
качества: одни услуги уже
предоставляются на вполне европейском
уровне, качество других оставляет
желать лучшего, некоторые необходимые для полноценного
курорта сервисы вообще отсутствуют.
Туристический бизнес в Приэльбрусье
и Домбае нашел механизмы, позволяющие
выживать и развиваться
в сложной институциональной среде, и
даже в определенной мере трансформировать
эту среду. Используются резервы повышения
эффективности, связанные с выходом за
рамки локальной экономики и семейно-клановых
связей: профессионализация менеджмента,
наем рабочей силы из других регионов,
закупка продовольствия необходимого
качества на крупных рынках и т.п. В то же время,
судя по всему, существуют барьеры, связанные
с доступом к собственности и бизнесу
внешних инвесторов, особенно в наиболее
прибыльных точках. В перспективе это
может послужить ограничивающим
фактором в развитии курортов.
Горнолыжные курорты
реально являются точками роста в северокавказских
республиках. Они стали центром притяжения
для рабочей силы разной специализации
и из различных районов. Они позволяют развиваться сопутствующим
бизнесам, распространяя свое влияние на
окружающую территорию. Несмотря на имеющиеся
институциональные барьеры, сюда стягиваются
инвестиции. В то же время мультипликативный
эффект реализуется явно не в полной мере.
Так. далеко не все потенциально привлекательные
объекты, даже находящиеся достаточно
близко от горнолыжных курортов, задействованы
в рамках туристического бизнеса.