Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является:
- применение и закрепление теоретических знаний на практике;
- систематизировать нарушения, имеющие место в организации при проведении инвентаризаций имущества и финансовых обязательств предприятия;
- изучение порядка отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета;
разработка рекомендации по улучшению инвентаризационной работы ;
Введение……………………………………………………………………………...
1.Место и роль инвентаризации в системе бухгалтерского учета…………………………………………………………………………...
1.1.Значение и задачи проведения инвентаризации………………………… ..
1.2.Краткая характеристика результатов хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния предприятия……………………………………………………………………..
2.Общие требования проведения инвентаризации…………………………………………………………………..
2.1. Виды, объекты и сроки проведения инвентаризации…………………
2.2.Планирование и общий порядок проведения инвентаризации……….
2.3.Организация материальной ответственности…………………….
3.Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств………………………………………………
3.1.Инвентаризация активов предприятия………………….
3.2.Инвентаризация обязательств……………… … .
Заключение……………………………………………………………………… ..
Список используемой литературы……………………………………………..
Опись приложений……………………………………………
- расчетов по платежам
в бюджет и внебюджетные фонды-
- расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год
В ОАО
«Сибирь» инвентаризации
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.
План проведения инвентаризации составляется в начале года, следующего за отчетным. В этот план, как правило, включаются материально-производственные запасы, основные и денежные средства. Тем не менее план не утвержден руководителем организации.
Согласно плана проведения инвентаризации, в ОАО «Сибирь» утвержденного руководителем и главным бухгалтером, установлены следующие сроки проверок имущества принадлежащего предприятию:
- основные средства - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 ноября отчетного года;
- товарно-материальных ценностей предприятия - 1раз в год;
- денежных средств находящихся в кассе - не реже одного раза в месяц;
Следует заметить тот факт, что сроки указанные в плане проведения инвентаризаций не всегда строго соблюдаются, а план проведения инвентаризации не содержит инвентаризации расчетов, резервов. По мнению автора это является негативным моментом в организации инвентаризационной работы.
2.2. Планирование и общий порядок проведения инвентаризации.
Правильность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств определен в Методических указаниях утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Руководители предприятий несут ответственность за правильное проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств и за обеспечение ее внезапности. Назначение инвентаризации, подбор членов инвентаризационной комиссии и их инструктаж осуществляются руководителем и главным бухгалтером.
Основные этапы во
взаимосвязи с функциями
Этап |
Документы, оформленные в ходе инвентаризации |
Функции бухгалтерской службы. |
Подготовительный |
Приказ руководителя о проведении инвентаризации, внутренние инструкции, расписка материально-ответственных лиц |
Участие в разработке внутренних первичных и нормативных документов, определение остатков имущества и обязательств по учетным данным |
Документальная и натуральная проверки |
Акты инвентаризации, инвентаризационные описи. |
Участие в проверках,
проводимых инвентаризационными |
Таксировочный |
Акты инвентаризации, инвентаризационные описи. |
Предоставление комиссиям данных о существующих оценках имущества и обязательств |
Сравнительно-аналитический |
Акты инвентаризации, сличительные ведомости |
Проверка данных, содержащихся в актах и описях, выявление причин отклонений учетных оценок от текущих, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации |
Заключитель- ный |
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации |
Внесение бухгалтерских записей в учетные регистры, хранение документов по учету результатов инвентаризации |
На подготовительном этапе материально-ответственные лица передают комиссии приходные и расходные документы по отчетам (реестрам), которые служат бухгалтерии основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Полнота передачи первичных документов подтверждается расписками указанных лиц, а также держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.
Организационно-методическая
подготовка к проведению инвентаризации
заключается в разработке внутренних
нормативных документов-
-конкретные методики
проведения инвентаризации, описание
действий членов рабочих
-порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами-поставщиками, покупателями, банками, налоговыми органами и др.;
-порядок урегулирования
-типовые формы первичных
Второй этап организации – это натуральная и документальная проверка фактического наличия имущества и обязательств. Их проводят комиссии коллегиально: отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации не действительными.
Основной формой первичной документации
для учета результатов
В описях ( актах) не допускается оставлять
незаполненные строки, в конце
описи материально-
Натуральная и документальная проверки инвентаризации проводятся, как правило, сплошным методом. Этот процесс достаточно трудоемок , но действующие нормативные документы позволяют применять упрощенные способы инвентаризации лишь в немногих случаях. Например, допускается выборочная инвентаризация материальных ценностей, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщиков.
Таксировочный этап заключается во внесении в описи (акты) денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета. На этом этапе не учитывается изменение стоимостных оценок, вызванное изменением физических, функциональных и иных свойств объектов инвентаризации.
Сравнительно-аналитический этап инвентаризации позволяет подтвердить существующие оценки объектов учета. Необходимость уточнения бухгалтерской оценки отдельных видов имущества и обязательств связана, в первую очередь, с выявленными расхождениями между значениями показателей по данным учета и фактическими их значениями, подтвержденными в ходе инвентаризации. Рассчитанные отклонения фиксируют непосредственно в актах инвентаризации либо при подведении итогов натуральной проверки в сличительных ведомостях. Кроме того, корректировка оценок возможна в случаях:
-изменение государственных
регулируемых цен, когда
-изменение курса иностранной валюты, если стоимость имущества или обязательств выражена в иностранной валюте;
-изменение величины
дебиторской и кредиторской
-ухудшения качественных
характеристик имущества
-наличие в составе
дебиторской задолженности
Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточненных записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы их отражения в учете результатов инвентаризации. Здесь важно установить , имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определить размер этой ответственности, проанализировать возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности ( путем перевода долгов, бартерных операций и т. п.). По фактам образования излишков или недостач материальных ценностей необходимо получить подробные объяснения от ответственных лиц.
Предложения инвентаризационных комиссий по результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывает руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ ( распоряжения) служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей заключительными оборотами. Материалы работы комиссии передают в бухгалтерию организации, где их хранят не менее 5 лет.
Для проведения плановой или внеплановой инвентаризации приказом руководителя организации создают рабочие инвентаризационные комиссии, которые должны состоять не менее чем из 3-х человек:
- представитель организации, назначившей инвентаризацию (председатель комиссии);
- счетный работник;
- материально-ответственное лицо.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют следующие функции: осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения; участвуют в проведении результатов инвентаризаций и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли, вносят предложения по упорядочению приема, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшению учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей.
Права и обязанности комиссии.
Инвентаризационная комиссия имеет право:
1. Требовать привлечения к проведению инвентаризации работников предприятия для оказания помощи по перемериванию, перевешиванию, пересчету товарно-материальных ценностей;
2. Участвовать совместно
с бухгалтерией предприятия в
определении результатов
3. Вносить предложения
по вопросам упорядочения
Инвентаризационная комиссия несет ответственность:
1. За своевременность и соблюдение порядка проведение инвентаризации в соответствии с приказом ( распоряжением) руководителя предприятия;
2. За полноту, достоверность
и точность внесения в описи
данных о проверяемых
3. За правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (порядковый номер, артикул, тип, сорт, марка, размер и т.д.), по которым определяется их цены;
4. За точность подсчета сумма в описях;
5. За правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в соответствии с Методическим указанием, утвержденным приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
Члены инвентаризационной комиссии за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, и других ценностей - подлежат привлечению к установленной ответственности.
Намеченная инвентаризация объекта, утверждается распоряжением (приказом) руководителя предприятия, который является письменным заданием на ее проведение.
В распоряжении (приказе) указываются:
- состав рабочей
- перечень инвентаризуемого имущества и обязательств;
- причина проведения инвентаризации (плановая, внеплановая);
- сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания).
В целях контроля за выполнением распоряжений о проведении инвентаризации эти распоряжения (приказы) регистрируют в особом журнале (книге регистрации распоряжений (приказов )), в котором отражаются:
- порядковый номер;
- названия инвентаризуемого объекта;
- дата выписки приказа;