Инвентаризация – имущества и расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:23, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является:
- применение и закрепление теоретических знаний на практике;
- систематизировать нарушения, имеющие место в организации при проведении инвентаризаций имущества и финансовых обязательств предприятия;
- изучение порядка отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета;
разработка рекомендации по улучшению инвентаризационной работы ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
1.Место и роль инвентаризации в системе бухгалтерского учета…………………………………………………………………………...
1.1.Значение и задачи проведения инвентаризации………………………… ..
1.2.Краткая характеристика результатов хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния предприятия……………………………………………………………………..
2.Общие требования проведения инвентаризации…………………………………………………………………..
2.1. Виды, объекты и сроки проведения инвентаризации…………………
2.2.Планирование и общий порядок проведения инвентаризации……….
2.3.Организация материальной ответственности…………………….
3.Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств………………………………………………
3.1.Инвентаризация активов предприятия………………….
3.2.Инвентаризация обязательств……………… … .
Заключение……………………………………………………………………… ..
Список используемой литературы……………………………………………..
Опись приложений……………………………………………

Файлы: 1 файл

1диплом СЕА.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

- номер приказа, на  основании которого проводилась  инвентаризация;

- состав инвентаризационной  комиссии (Ф.И.О. членов комиссии,      проводивших инвентаризацию);

- подпись члена комиссии, получившего распоряжение (приказ) о проведении инвентаризации на данном объекте;

- фактическая дата  проведения инвентаризации;

- предварительный результат  инвентаризационной проверки;

- окончательный результат  инвентаризационной проверки и  т.д.

Распоряжение об инвентаризации вручается председателю комиссии непосредственно перед началом инвентаризации. Одновременно главный бухгалтер инструктирует комиссию о порядке проведения инвентаризации.

В ОАО “Сибирь” руководство  и контроль за проведением инвентаризации, а так же подбор членов инвентаризационной комиссии и их инструктаж осуществляются  главным бухгалтером предприятия.

При проведении инвентаризации в ОАО «Сибирь» выявлено ряд нарушений:

  • при заполнении книги регистрации распоряжений по проведению инвентаризации заполняются не все данные;
  • инвентаризационные описи заполняются без проверки фактического наличие имущества, а со слов материально-ответственного лица;
  • несвоевременно отбираются расписки у материально-ответственных лиц и подписи членов инвентаризационной комиссии;
  • проведение инвентаризации при неполном составе комиссии;
  • не участие в инвентаризации специалистов.

 

 

2.3.Организация  материальной ответственности

Одной из задач,  стоящих  перед бухгалтерской службой  предприятия  является контроль за сохранностью материальных ценностей. для решения этой задачи на предприятии торговли заключаются договора о материальной ответственности.

Материальная ответственность  – это обязанность работника  возместить ущерб,  причиненный предприятию  в порядке,  установленном действующим  трудовым законодательством.

Учет материальных ресурсов на любом торговом предприятии возложен на материально-ответственное лицо или бригаду материально ответственных  лиц. Материально ответственным  лицом может быть как заведующий товарным отделом,  так и любой другой работник,  достигший 18 летнего возраста,  с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

При отсутствии на предприятии  материально ответственного лица,  его обязанности автоматически  выполняет директор предприятия. Общие  принципы,  регулирующие условия и порядок применения материальной ответственности к работникам предприятия установлены в ст. 232 – 250 ТК РФ. Каждый работник при заключении трудового договора обязуется бережно относиться к имуществу организации и принимать все необходимые меры по его сохранности. несоблюдение работниками этих обязанностей,  причинение организации материального вреда влечет наступление материальной ответственности.

Для законного и обоснованного  привлечения работника к материальной ответственности необходимо предварительное решение следующих вопросов:

  1. Является ли поведение работника,  причинившего ущерб,  противоправным и какая конкретно норма действующего права нарушена.
  2. Имеется ли в противоправных действиях работника вина.
  3. Существует ли причинная связь между виновными,  противоправными действиями работников и наступившими вредоносными результатами.

         Только положительные ответы  на все перечисленные вопросы  дают основание работодателю  принимать меры к возмещению  ущерба с виновного работника.

Материальная ответственность за ущерб причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей,  возлагается на работника при условии,  если ущерб причинен по его вине,  эта ответственность как правило,  определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба,  за исключением случаев предусмотренных законодательством (ст.241 ТК РФ).

       При  определении размера ущерба,  учитывается прямой действительный  ущерб, неполученные доходы не  учитываются. Недопустимо возложение  на работника ответственности  за такой ущерб,  который не  может быть отнесен к категории  нормального производственно – хозяйственного риска.

       Администрация  предприятия обязана создать  работникам условия,  необходимые  для нормальной работы и обеспечения  полной сохранности вверенного  им имущества.

       На  предприятии торговли,  материальная  ответственность за товарно – материальные ценности имеет свои специфические особенности и организуется в соответствии с ТК РФ,  а также с Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.48 №248 «О взыскании ущерба,  причиненного лицами виновными в хищении и недостаче продовольственных и промышленных товаров» (ред. от 29.11.83г.)

      Материально  ответственные лица осуществляют  приемку,  хранение и отпуск  товарно – материальных ценностей.  Они несут полную материальную  ответственность за вверенные  им ценности на основании заключенных договоров о полной материальной ответственности.

      Действие  заключенного договора о полной  индивидуальной материальной ответственности  распространяется на все время  работы  с вверенными работнику  материальными ценностями предприятия.

        Данный договор оформляют в двух экземплярах, из которых первый находится у администрации, а второй у работника. Обязательным условием является указание в договоре даты его заключения. Если в договоре отсутствует дата его заключения, договор считается недействительным.

        Договор о полной материальной  ответственности не заключается  с начальниками цехов и мастерских, поскольку основное содержание  их служебных обязанностей заключается  в организации производственного  процесса, а не в обслуживании  ценностей. 

            Некоторые работы могут выполняться коллективно (например: хранение, обработка, продажа или перевозка ценностей). Определить при этом, какова материальная ответственность каждого работника невозможно. В этом случае организация может ввести коллективную (бригадную) материальную ответственность (ст. 121 КЗоТ РФ ). Соответствующий договор заключается между предприятием и всеми членами коллектива.

              В соответствии со статьей  121.3 КЗоТ РФ размер ущерба определяется на основании данных бухгалтерского учета  - по балансовой стоимости фактически утраченных материальных ценностей. Если по ошибки работника ценности были оприходованы по более низким ценам, то к материальной ответственности за это работник привлекается лишь в том случае, если эти ценности затем были и реализованы по заниженной цене. Если же ошибка была выявлена и устранена до их продажи. То работник ответственности не несет. Допустим, ущерб был причинен по вине нескольких работников. Тогда каждый виновный сотрудник возмещает те убытки, которые предприятие понесло из-за него.

        Статья 118 КЗоТ РФ допускает добровольное  возмещение работниками ущерба. С согласия предприятия работодателя  сотрудник может передать ему  равноценное имущество или самостоятельно  исправить поврежденное. Если работник не согласен добровольно возмещать предприятию ущерб, то в этом случае важно знать, какую ответственность ( ограниченную или полную) несет работник. Чтобы возместить ущерб, который причинил работник, несущий полную материальную ответственность, администрация предприятия должна подать иск в суд (районный, муниципальный и т.п.). Согласно статье 211 КЗоТ РФ , это возможно лишь в течении года со дня обнаружения ущерба. В суд необходимо обращаться и в тех случаях, когда пропущен срок, установленный для издания приказа о возмещении ущерба, или причинивший ущерб работник уволился с предприятия. В соответствии со статьей 122 КЗоТ РФ возмещение ущерба в размере, не превышающем среднемесячный заработок работника, производится по приказу администрации; эту сумму удерживают из заработной платы. Такой приказ должен быть издан не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба. Деньги же могут быть взысканы не ранее семи дней  со дня сообщения об этом работнику. Такой порядок установлен для того, чтобы работник имел возможность оспорить решение администрации. Статьей 125 КЗоТ РФ установлено, что общий размер удержаний по одному исполнительному документу в месяц не может превышать 20% от заработной платы, причитающейся к выплате сотруднику. Однако даже при взыскании по нескольким исполнительным документам у него в любом случае должна остаться половина заработка.

         Случается, что суд отказывает  во взыскании убытков с работников. Тогда сумма убытка включается  в себестоимость продукции и  учитывается при налогообложении прибыли. Это установлено пунктом 15 Положения о составе затрат. Однако возможен и другой вариант. При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или порче ценностей ущерб определяется по рыночным ценам. Обычно эти цены превышают балансовую стоимость имущества. Тогда возникает положительная разница между балансовой стоимостью испорченных или недостающих ценностей и сумм., подлежащих к взысканию с виновного. Эта разница согласно пункту 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999г.№ 32н, является внереализационным доходом. Но учитывается она в составе доходов будущих периодов. И только по мере возмещения ущерба разница списывается на внереализационные доходы. А далее, согласно пункту 14 Положения о составе затрат включается в состав облагаемой базы по налогу на прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инвентаризация  отдельных видов имущества и  финансовых обязательств

3.1.Инвентаризация  активов предприятия

В организации должна регулярно проводиться инвентаризация наличных денег. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель. Однако есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Так, в обязательном порядке инвентаризация проводится:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене кассира;
  • если были выявлены факты хищения наличных денег;
  • если наличные деньги были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций.  Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным  решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 г. № 40 и сообщенным письмом банка России от 04.10.93 г. № 18.

При инвентаризации кассы  проверяется фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, документов строгой отчетности и других ценностей, находящихся в кассе.

Согласно утвержденного руководителем  предприятия годового плана проведения инвентаризаций контроль за денежной наличностью находящейся в центральной  кассе проводится один раз в месяц, в момент наименьшего остатка денежных средств.

Перед началом инвентаризации старший  ревизионной группы выписывает распоряжение (приказ) о необходимости проведения инвентаризации денежных средств в  кассе и подписывает его у  главного бухгалтера и руководителя предприятия. В распоряжении оговариваются такие моменты, как: место проведения проверки; состав комиссии; ценности подлежащие проверки, причины и сроки проведения инвентаризации (дата на начало и на конец).

На момент инвентаризации кассир составляет последний кассовый отчет, к которому прикладывает все  необходимые приходные  и расходные кассовые документы (приходный кассовый ордер, доверенность на получение денежных средств, объявление на взнос наличными, расходный кассовый ордер, ведомость на взнос наличными, расходный кассовый ордер, ведомость выдачи заработной платы и т.д.) и дает расписку о том, что все документы строгой отчетности предоставлены на проверку комиссии. Прилагаемые документы должны содержать: все необходимые реквизиты предприятия выдающего денежные средства (полное название предприятия), дату заполнения документа (число, месяц, год), корреспондирующий счет, шифр аналитического учета, наименование получателя, сумма денежных средств цифрами и прописью, основание, подписи главного бухгалтера, кассира, руководителя предприятия (расходный кассовый ордер, доверенность на получение денег), паспортные данные получателя денежных средств, реквизиты предприятия выдающего доверенность (доверенность на получение денег), штамп о погашении (приходный кассовый ордер), печати организации (банков) выдающих денежные средства или доверенность и т.д.

Запрещается хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих  данному предприятию.

Прежде чем приступить к проверке кассовой наличности, инвентаризационная комиссия берет у кассира последний кассовый отчет на момент инвентаризации (Приложение 6),  проверяет его устанавливает правильность выведенного остатка денежных средств, путем проверки приложенных к нему всех приходных и расходных документов. К отчету принимаются только те приходные и расходные документы, на которых имеются все необходимые данные (даты, суммы, печати соответствующих организаций (банков), подписи всех заинтересованных лиц (руководителя, гл. бухгалтера, кассира и т.д.)). На каждом приложенном к отчету документе председатель инвентаризационной комиссии делает пометку “до учета”, с указанием даты и подписи.

Также комиссия проверяет, не нарушен  ли лимит кассы и сверяет его  с остатком наличности, указанный в отчете.        

Сверив данные отчета с приложенными кассовыми документами, комиссия приступает к подсчету фактического наличия  денежных средств находящегося на момент проверки в сейфе кассы. Денежные средства, находящиеся в кассе  просчитывают покупюрно и заносят в акт снятия остатков денежных средств находящихся в кассе (Приложение 7). В нем указывают всех членов инвентаризационной комиссии и покупюрно перечисляют количество денежных средств, затем выводят итоговую сумму. По результатам пересчета составляется “ Акт предварительных результатов инвентаризации” за подписью всех членов комиссии, принимавших участие в инвентаризации. Акт окончательных результатов инвентаризации должен быть составлен бухгалтером в течении одного дня.

Информация о работе Инвентаризация – имущества и расчетов