Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является:
- применение и закрепление теоретических знаний на практике;
- систематизировать нарушения, имеющие место в организации при проведении инвентаризаций имущества и финансовых обязательств предприятия;
- изучение порядка отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета;
разработка рекомендации по улучшению инвентаризационной работы ;
Введение……………………………………………………………………………...
1.Место и роль инвентаризации в системе бухгалтерского учета…………………………………………………………………………...
1.1.Значение и задачи проведения инвентаризации………………………… ..
1.2.Краткая характеристика результатов хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния предприятия……………………………………………………………………..
2.Общие требования проведения инвентаризации…………………………………………………………………..
2.1. Виды, объекты и сроки проведения инвентаризации…………………
2.2.Планирование и общий порядок проведения инвентаризации……….
2.3.Организация материальной ответственности…………………….
3.Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств………………………………………………
3.1.Инвентаризация активов предприятия………………….
3.2.Инвентаризация обязательств……………… … .
Заключение……………………………………………………………………… ..
Список используемой литературы……………………………………………..
Опись приложений……………………………………………
Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49.
Цель инвентаризации
– подтвердить фактическое
Инвентаризация основных
средств обязательна в
- при реорганизации
организации (слиянии,
- при
смене материально
- после стихийных бедствий ( немедленно после их окончания);
- перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
- при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после обнаружения этих фактов);
Инвентаризация основных средств моет осуществляться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководители организации. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.
Перед проведением инвентаризации уточняется правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и пр.). материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию; принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход позволит в дальнейшем избежать возможных конфликтов меду членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью. Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения. Итоги проверки заносят в инвентаризационные описи (форма №ИНВ.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники по каждому наименованию объекта с обязательным указанием его инвентарного номера.
Неучтенные основные средства, а также основные средства по которым выявлена недостача записываются в отдельную инвентаризационную опись (форма №ИНВ.-18). Данная опись составляется в одном экземпляре отдельно по каждому должностному лицу на которое распространяется материальная ответственность за сохранность основных средств.
Неучтенные объекты ставятся на учет в оценке исчисленной экспертным путем с ориентацией на современную оценку их воспроизводства. Такие объекты с отражением суммы износа исходя из фактического состояния оформляются отдельным актом. В описи предусматриваются две отдельные строки (на последней странице перед подписью председателя комиссии) для записи последних номеров документов в случае движения основных средств во время инвентаризации. Опись печатается с вкладными листами. В условиях автоматизированного учета форма ИНВ.-1 выдается комиссии в виде распечатки, в которой уже заполнены графы, где указывается наименование объекта, числящегося в организации по данным учета на дату инвентаризации, год выпуска (постройки), номер (инвентарный, заводской, паспорта), а также его стоимость.
На основные средства используемые в организациях на условиях аренды не зависимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная) составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.
Аналогичный порядок распространяется на основные средства, находящиеся на ответственном хранении, а также на объекты физически изношенные и не пригодные к эксплуатации, однако на момент инвентаризации не списанные с баланса. В описи указывается время ввода таких объектов в эксплуатацию и причины их непригодности.
Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудования, транспортные средства), показывают в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводским инвентарным номером.
Объекты, учитываемые
в типовой инвентарной карточке
группового учета (форма №ОС-6), в
инвентарных описях показывают по их
наименованиям с указанием
Объекты, которые на период инвентаризации находятся за пределами организации, прежде всего транспортные средства инвентаризуются до момента их выбытия.
В процессе проверки может быть установлено, что в учете не нашли отражения некоторые отдельные виды капитальных работ, непосредственно связанные с балансовой стоимостью соответствующих объектов. Не исключается также вариант при котором произведена частичная разборка агрегата без отражения данной операции в учете. Во всех таких случаях комиссия должна установить причины и виновных лиц, ответственных за подобную ситуацию, следствием которой является занижение реальной стоимости объекта.
Отдельные объекты, не пригодные к эксплуатации в силу их разукомплектованности, ветхости и других причин, однозначно позволяющих сделать такой вывод, подлежат исключению из состава основных средств. Их записывают в отдельную инвентаризационную опись с указанием причин, исключающих эксплуатацию.
Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, данные о которых расходятся с бухгалтерской информацией.
Не исключается и такой вариант, при котором материалы комиссии по результатам инвентаризации с учетом предложений комиссии оформляются соответствующим протоколом. Он утверждается руководителем организации.
На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи о результатах инвентаризации.
Отражение на счетах бухгалтерского
учета результатов
Таблица
9 - Отражение на счетах
инвентаризации основных средств
№ |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
Отражены излишки основных средств, выявленные при инвентаризации |
01 |
91/1 |
Недостача основных средств, выявленная при инвентаризации |
|||
2 |
На сумму накопленного износа |
02 |
01 |
3 |
На сумму остаточной стоимости (балансовой) стоимости объекта |
94 |
01 |
При выявлении виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действующим на данный день ущерба в этой местности, и списывают:
№ |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
5 |
Недостача отнесена на виновных лиц |
73/2 |
94 |
6 |
Разница между взыскиваемой суммой и остаточной стоимости объекта(при хищении) |
73/2 |
98/4 |
7 |
Списание недостающих основных средств в случае невозможности взыскания с вин. Лиц |
91/2 |
94 |
8 |
Списание ОС, утраченных в результате стихийного бедствия (по остаточной стоимости) |
99 |
94 |
Согласно учетной
политике, инвентаризацию основных
средств в ОАО “Сибирь”
Под нематериальными активами понимают объекты долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход - права, возникающие из:
- авторских и иных
договоров на произведения
- патентов на изобретения,
промышленные образцы,
- прав “ноу-хау” и др.
Кроме того, к нематериальным активам относят:
- объекты интеллектуальной
собственности (изобретение,
- права пользования
природными ресурсами (право
- отложенные затраты (организационные расходы и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР));
С 1 января 2001 г. вступило в силу ПБУ-14/2000 “Учет нематериальных активов”, утвержденное Минфином РФ от 16 октября 2000 г. за № 91н.
В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (т.е. расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставной (складочный) капитал организации).
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить: наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов (счет-фактура на покупку лицензионных программ, акт приема-передачи, договор на обслуживание лицензионных программ и т.д.)), а также правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще недостаточно изучены и не регламентированы должным образом, поэтому возможны разногласия (особенно с налоговыми органами) по порядку учета некоторых объектов.
Результаты инвентаризации оформляются в инвентаризационной описи, где перечисляют наименование нематериальных активов и указывают их стоимость.
Отражение на счетах бухгалтерского
учета результатов
Таблица
10 - Отражение на счетах
инвентаризации нематериальных активов.
№ |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
Оприходованы нематериальные активы: - внесенные участниками в счет вклада в уставной капитал; - приобретенные за
плату или созданные на - в оплату акций; - полученные безвозмездно; |
08
04
04 04 |
75
08
75 98 |
2 |
Выявлена недостача нематериальных активов, при инвентаризации по (остаточной стоимости) |
05 94 |
04 04 |
3 |
Недостача отнесена на виновных лиц |
73/2 |
94 |
Так, как в ОАО “Сибирь” не имеется в наличии нематериальных активов, то и инвентаризация нематериальных активов на предприятии не проводится.
3.2.Инвентаризация обязательств.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инвентаризация расчетов с банками по ссудам, с бюджетом, с покупателями, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах учета указанных расчетов. Комиссия устанавливает сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, реальность ее лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности, если это имело место.