Лекция 5.
Реализация системного подхода при анализе
инновационной деятельности
Теоретические основы системного анализа
инновационной деятельности
Реализация инновационной деятельности
требует формирования инновационного
мышления, которое взаимосвязано с системным.
Такая связь объясняется тем, что поиск
новаций (новых идей) требует достаточно
широкой профессиональной эрудиции и
умения синтезировать знания из разных
областей наук, т.е. практически использовать
методы системного анализа и синтеза знаний.
Под системным мышлением подразумевается
способность человека к синтетическому
восприятию объектов реальной действительности
и осознанному пониманию многообразия
информации, сводимой к целостной картине
окружающего его мира.
Под инновационным мышлением следует
понимать способность человека (предпринимателя)
к профессиональному креативному (творческому)
синтезу научных знаний, восприимчивость
к новым идеям, умение создавать на их
базе высокоэффективные технологии и
конкурентоспособные продукты.
Инновационное мышление направлено на
поиск новых методов решения возникающих
проблем (задач). В современной экономике
такие решения нужно искать не только
в рамках одной науке, а, как правило, в
рамках междисциплинарных (комплексных)
исследований на основе системной методологии.
Системное и
инновационное мышление сформировалось
на основе теории систем. Системный подход
– это реализация основных положений
теории систем в качестве универсальных
законов.
Рассмотрим
основные положения теории систем и системного
анализа, которые позволяют, во первых,
сформировать системное мышление, которое
необходимо для инновационной деятельности,
во вторых, изучить основные законы систем,
которые необходимы для эффективной организации
деятельности в области инноваций, и в
третьих – получить практические навыки
использования методов системного анализа
инновационной деятельности, который
называют инновационным анализом.
Реализация системного подхода основана
на основном универсальном законе систем,
который гласит: “любой объект есть объект-система
и любой объект-система принадлежит хотя
бы одной системе объектов одного и того
же рода”. Поскольку в этой теории
под «объектом» понимается любой предмет
как объективной, так и субъективной реальности,
то данный закон позволяет установить
необычное и вместе с тем глубокое единство
между объектами, внешне мало сходными
друг с другом.
Системные исследования
любого объекта, представляющего собой
сочетание элементов в целом (систему)
всегда происходит на основе той или иной
модели. Это может быть модель представлений
(концепция), структурно-функциональная
модель (графическая) или формализованная
модель (математическая). Прикладная информатика
использует уже формализованные количественные
модели, которые при использовании тех
или иных методов моделирования могут
давать качественные характеристики исследуемой
системы. В экономической науке широко
используется метод имитационного моделирования.
Теория систем
изучает закономерности организации,
структурирования, функционирования,
поведения и существования любого объекта
в качестве системы. Методологической основой
теории систем стали такие универсальные
научные принципы как:
целостность
– это закон устойчиво-динамичного состояния
системы при сохранении внешней формы
и содержания в условиях взаимодействия
с окружающей средой;
дискретность
– это закон деления целого образования
на элементарные
частицы (элементы системы);
гармония –
это закон формирования связей при обмене
энергией, информацией
и веществом между элементами системы
и между целой системой и окружающей ее
средой;
иерархия –
это закон построения отношений между
элементами целого
образования (структура управления системой);
адекватность
– это закон соотношения симметрии и диссиметрии в природе как степень соответствия описания реальной системы формальными методами.
Первый
закон теории систем - это закон функционального развития
(эволюции) или закон целостности. Он сформулирован
на основе принципа целостности и рассматривается,
как способность системы претерпевать
изменения внутри своей оболочки или окружающей
среды, сохраняя самое себя.
Первый закон
теории систем раскрывает сущность системы
как единого, целого образования и может
отвечать на вопрос «что» такое система.
В рамках этого закона описываются ряд
закономерностей структурной организации
свойств, связей и отношений между элементами,
ограниченных единой формой существования.
Жизнедеятельность такой системы обеспечена
внутренней организацией системы управления
общими ресурсами. Устойчивое или неустойчивое
состояние системы зависит от скорости
обмена между элементами системы потоками
энергии, информации и вещества. В процессе
такого обмена часто элемент может потерять
свои свойства или приобрести новые, с
условием всех изменений в рамках единой
формы существования. Учет этого закона
систем имеет большое значение в процессе
развития инновационной деятельности.
Он говорит о том, что новое качество система
может приобретать не только «черпая»
ресурсы из вне, но и эффективно и рационально
использую варианты сочетания своих внутренних
ресурсов и в первую очередь интеллектуальные.
С практической
точки зрения закон целостности позволяет
создавать оптимальную организационную
систему с учетом принципа его эффективного
функционирования и развития.
Второй
закон теории систем – это закон функциональной иерархии
систем. Он сформулирован на основе принципа
иерархии элементов в системе и объясняет
целеобразование (образования цели) функционирования
данной системы в окружающей среде, ее
функциональное назначение.
Второй закон
теории систем отвечает на вопрос «как»
нужно управлять этой системой для его
полезного использования, не доводя до
разрушения. В рамках этого закона объясняется
закономерности возникновения внутренней
«реакции» со стороны, как самих элементов
системы, так и системы в целом на внешние
воздействия. Такая реакция может вызывать
положительный, отрицательный и нейтрализующий
эффекты в структурном образовании.
Третий
закон теории систем – это закон обмена ресурсами (энергия,
информация, вещество) между элементами
системы и между системой и окружающей
средой. Закон обмена в природных системах
играет фундаментальную роль, без него
отсутствует жизнеспособность системы.
В экономике обмен различными ресурсами
между природными и социальными системами
теряет свой основной смысл. Системы управления
не могут существовать без процессов обмена
информацией. Следовательно, закон обмена
ресурсами является фундаментальной основой
функционирования и жизнеспособности
систем любой природы.
Базовые понятия
теории систем
Принцип иерархии
является основой построения объективного
мира, в котором все существующие системы
соподчинены друг другу, т.е. вступают
в определенные отношения. Поэтому принято
в теории систем выделять два основных
понятия: среда и система.
«Среда
есть совокупность всех объектов, изменение
свойств которых влияет на систему, а также
тех объектов, чьи свойства меняются в
результате поведения системы».
Например, экологическая
среда как универсальное окружение, в
рамках которой человек создает социально-культурную,
экономическую и образовательную системы.
Само отношение этих систем между собой
можно рассматривать как взаимодействие
среды и системы. Развитие социально-культурной
и образовательной систем происходит
в рамках экономической среды, которая
является естественным ограничителем
их возможного развития.
Определение
границ системы в окружающей среде делается
самим исследователем или наблюдателем.
Поэтому включение определенных объектов
в качестве элементов исследуемой системы
является творческим и целевым моментом
самого исследователя. Приведем пример
представления систем и среды (рис.1).
Человек и созданные
им социальные и экономические системы
представляют собой особый класс искусственных
систем, поведение которых базируется
на основе человеческих потребностей
и интересов.
Человек реализует свои интересы индивидуально,
через группы, предприятия, национальную
и мировую экономику. Важнейшей внутреннем
ресурсом предприятия является человек
(профессиональные кадры), именно этот
ресурс предприятия является носителем
ценностных ориентаций, целей, технологии
управления, социокультурных систем, стиля
управления, умений и навыков деятельности.
«Система
– это целостное структурное образование,
выделяемое из окружающей среды на основе
единства функционирования множества
взаимосвязанных объектов в качестве
элементов (подсистем), обладающих определенными
свойствами, связями и отношениями».
Понятие «элемент»
системы применяется для определения
способа отделения части от целого. В данном
смысле элемент выступает как своеобразный
предел возможного разделения системы
на «элементарные» составляющие, которые
позволяют наилучшем способом разобраться
и понять закономерности функционирования
каждой части системы в целостном образовании.
Понятие «подсистема»
подразумевает выделение относительно
независимой части системы, которая сама
обладает свойствами объекта-системы.
К таким свойствам можно отнести наличие
структурной целостности, подцелей функционирования
и коммуникативности с другими подсистемами
(элементами). Сама подсистема должна состоять
из неоднородных элементов, т.е. обладающих
разными свойствами.
Понятие «компонента»,
применительно к элементам системы употребляется
в том случае, когда совокупность свойств
элементов однородна.
Понятие «отношение»
характеризует со статикой строения самого
элемента, т.е. его структурой. В теории
логики принято «отношение» рассматривать
как соотношение, соподчинение одного
свойства элемента другому. Такое соотношение
тоже основывается на разных видах связей,
например, в микроэлементах. Понятие «отношение»
можно рассматривать как «связи строения»
элемента.
Понятие «связь»
определяется как проявление свойств
коммуникации самого элемента с его окружением.
Связь осуществляется на основе закона
обмена энергией, информацией и веществом
в процессе динамического развития самого
элемента. Понятие «связь» описывает степень
ограничения свободного развития самого
элемента. Все элементы любой системы
всегда вступают во взаимодействие друг
с другом, теряя при этом некоторые из
своих свойств. Наличие свойства связей
у элемента (коммуникации) обеспечивает
его жизнедеятельность. Следовательно,
понятие «связь» определяет функционально-процессуальную
характеристику системы, а понятие «отношение»
- функционально-структурную характеристику.
По классификации
И.В. Блауберга, В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина
связи могут быть представлены в виде:
Генетических (порождения), когда один объект является основой для рождения другого объекта;
Преобразования,
когда элементы одной системы в процессе
взаимодействия
с элементами другой системы приобретают
новые свойства в одной системы
или обеих системах;
Взаимодействия,
которые подразделяются на связи взаимодействия
объектов или связи взаимодействия отдельных
свойств объектов;
Функционирования,
которые обеспечивают реальную жизнедеятельность объекта;
Развития, которые
возникают в процессе перехода из одного
качественного состояния объекта в другое;
Управления,
которые могут образовывать разновидность
либо функциональных
связей, либо связей развития.
Например, рекурсивная
связь устанавливает причинно-следственную
связь между различными параметрами в
экономической системе. Синергетическая связь
в теории систем определяет результат
совместных действий взаимосвязанных
элементов как общей эффект, который превышает
сумму эффектов, получаемых от каждого
независимого элемента. Циклическая связь рассматривается
как сложная обратная связь между элементами
в системе, определяющая ее полный жизненный
цикл, например, в процессе производства
какого-либо изделия. Обратная связь является
основой саморегуляции, развития систем,
приспособления их к изменяющимся условиям
существования. Например, в управлении
социально-экономическими системами используется
функция корректировки, которая основана
на принципе обратной связи, т.е. возможности
принятого решения в зависимости от сложившихся
условий.
По своему характеру
связи могут быть положительными, отрицательными
и гармонизированными.
Под
положительной связью понимается результат взаимодействия
элементов в процессе, которого не нарушается
внутренняя структура самих элементов
и этот результат дает импульс к дальнейшему
развитию элементов и всей системы.
Под
отрицательной связью понимается результат взаимодействия
элементов в процессе, которого происходит
разрушение, как самого элемента, так и
всей системы.
Под
гармонизированной связью понимается устойчивое динамическое
состояние развития элементов в результате
их взаимодействия.
Следовательно,
в системах различной природы всегда существуют
разные виды связей, за счет которых обеспечивается
сохранения целостного образования.
А.А. Богданов
(Малиновский) в 1913-1928 гг.создал теорию
всеобщей организационной науки – тектологию,
в которой обосновал условия организованного
и неорганизованного порядка в системе,
за счет возможных вариантов реакции самой
системы на воздействия факторов внешней
среды. Любое воздействие из внешней среды
на систему может вызывать три типа «реакции»
как в самой системе, так и в ее элементах,
связях и отношениях: активную организованность,
дезорганизованность и гармонизацию.
Причем, по его учению активная организованность
создает предпосылки к самоорганизации
и самоуправлению, дезорганизованность
ведет к разрушению элементов системы,
а гармонизация – к устойчивому развитию.