Контрольная работа по "финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание работы

Финансовая система страны, ее состав. Характеристика и современное состояние звеньев финансовой системы………………3
Бюджетный процесс, его стадии……………………………………..14
Тест……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………...….18

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что первичные  доходы сферы финансов частных и  государственных предприятий, а  также доходы граждан создают  основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое  предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном  балансе финансовых ресурсов России.

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут  характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность  процесса производства товаров и оказания услуг.

Каждая  сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере  происходит формирование первичных  доходов и финансовых ресурсов, и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Участниками товарного производства также выступают  ПБЮЛ (предприятия без образования  юридического лица). Под деятельностью  таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг, лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном законе порядке.

Сфера финансов государственные и муниципальные  финансы состоит из двух звеньев:

  1. финансы государственного бюджета;
  2. финансы внебюджетных фондов.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 

Характеристика  звеньев финансовой системы

 

Федеральный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Федеральный бюджет характеризуется следующими чертами: носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные  функции бюджета:

  1. перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение финансовой политики;
  4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения федеральный  бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру. Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, так как  представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный  фонд формируется на федеральном уровне и в республиках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда  - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Фонд государственного социального  страхования (ФСС) - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Основные задачи Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий. Средства фонда образуются из следующего:

  1. страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  2. доходов от инвестирования части временно свободных средств;
  3. ассигнований из Федерального бюджета.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Финансовые  ресурсы - денежные доходы и накопления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих  субъектов и государства и  предназначенные для расширенного воспроизводства, решения социальных задач, реализации интересов собственников.

Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных  элементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через  цены, распределяются между участниками  производственного процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой системы  и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью финансового  рынка.

 

Финансовая система  Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

  1. общегосударственные финансы;
  2. территориальные финансы;
  3. финансы хозяйствующих субъектов;
  4. финансы граждан.

Каждое  звено финансовой системы выполняет  свои конкретные задачи, и обслуживают определённую группу финансовых отношений.

Задача  общегосударственных финансов заключается  в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и  направление их на финансирование общегосударственных  нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных  предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно  к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные  бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей  и др. источников.

Главную роль в финансовой системе государства  играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее  звено в финансовой системе, это  обусловлено факторами:

  1. источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах;
  2. объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.

Информация о работе Контрольная работа по "финансам"