Кредитные операции коммерческого банка на примере отделения "Сбербанка" России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование кредитной политики банка и разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной деятельности в условиях кризисных финансовых явлений.
Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:
- изучить теоретические основы процесса кредитования;
- исследовать особенности организации взаимодействия банка и заёмщика, а также специфические аспекты кредитования;
- прoвecти анализ деятельности Городского отделения № 2363 Сбербанка России (ОАО) в сфере кредитования юридических и физических лиц;
- провести анализ кредитного портфеля и кредитной политики банка;
- определить основные проблемы и пути повышения эффективности в сфере кредитования юридических и физических лиц.

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 134.12 Кб (Скачать файл)

В настоящее время коммерческие банки России предоставляют физическим лицам жилищные ипотечные кредиты  – долгосрочные кредиты на приобретение объектов недвижимости и под залог  данных объектов.

Основными документами, определяющими  взаимоотношения банка и заемщика при предоставлении ссуды, являются кредитный договор и договор  ипотеки. Кредитные условия жилищного  кредитования устанавливаются банком по согласованию с заемщиком. При  этом возможно использование плавающей  процентной ставки, индексирование суммы  основного долга, отсрочка платежей заемщика.

Для становления и развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования необходимо предусмотреть решение следующих  основных задач:

- совершенствование законодательной  и нормативной базы, обеспечивающей  исполнение обязательств по ипотечному  кредитованию, и в первую очередь  – создание четкой процедуры  обращения взыскания на предмет  ипотеки и выселения неплательщика  по кредиту из заложенного  жилья;

- создание и внедрение  универсального механизма обеспечения  притока долгосрочных внебюджетных  финансовых ресурсов в бюджетную  сферу;

- создание механизмов  социальной защиты заемщиков,  как от неправомерных действий  банков-кредиторов, так и для их  социальной адаптации при процедуре  выселения в случае невозможности  погашения взятого ранее ипотечного  кредита.

1.3 Этапы кредитного процесса  в коммерческом банке

Рассмотрение кредитной  заявки. Кредитование можно условно  разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:

- рассмотрение кредитной  заявки и собеседование с клиентом;

- изучение кредитоспособности  клиента;

- подготовка и заключение  кредитного договора, выдача кредита;

- формирование резерва  на возможные потери по ссудам;

- контроль банка за  выполнением условий договора  и погашением кредита (сопровождение  кредита);

- работа банка с проблемными  ссудами;

Клиент, обратившийся в банк за получением кредита, должен предоставить заявление-ходатайство (кредитную заявку) в произвольной форме, в которой  указывается:

- сумма кредита

- срок использования

-предполагаемое обеспечение

- приемлемая для предприятия  процентная ставка

Банк требует, чтобы к  кредитной заявке были приложены  требуемые документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы  о кредите и объясняющие причины  обращения в банк. Эти документы  – необходимая составная часть  заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности  сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие  документы:

- технико-экономическое  обоснование потребности в кредите  с расчетами планируемых затрат  и ожидаемых поступлений от  реализации продукции (ТЭО);

- финансовый отчет, включающий  баланс и отчет о прибылях  и убытках, годовые и на последние  отчетные даты с отметками  ИФНС об их принятии. Баланс  показывает структуру активов,  обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках  дает подробные сведения о  доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределении:

- отчет о движении кассовых  поступлений, основанный на сопоставлении  балансов компании на две даты  и позволяющий определить изменения  различных статей и движение  фондов. Отчет дает картину использования  ресурсов, времени высвобождения  фондов и образования дефицита  кассовых поступлений;

- внутренние финансовые  отчеты, характеризующие более детально  финансовое положение компании, изменение ее потребности в  ресурсах в течение года;

- внутренние управленческие  отчеты. Сопоставление баланса требует  много времени. Банку могут  потребоваться данные оперативного  учета, которые содержатся в  записках и отчетах, подготовленных  для руководства компании. Эти  документы касаются операций  и инвестиций, изменения кредиторской  и дебиторской задолженности,  продаж, величины запасов;

- прогноз финансирования, содержащий оценки будущих доходов,  расходов, издержек на производство  продукции, дебиторской задолженности,  оборачиваемости запасов, потребности  в денежной наличности, капиталовложениях.  Есть два вида прогноза: оценочный  баланс и кассовый бюджет. Первый  включает прогнозный вариант  балансовых счетов и счет прибылей  и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление  и расходование денежной наличности;

- бюджеты. Многие кредитные  заявки связаны с финансированием  начинающих предприятий, которые  еще не имеют финансовых отчетов  и другой документации. В этом  случае представляется подробный  бизнес-план, который должен содержать  сведения о целях проекта, методах  ведения операций;

- документы, удостоверяющие  право собственности на имущество,  недвижимость;

- обязательства по обеспечению  своевременного возврата кредита  (гарантии, поручительства, страховые  полисы, ценные бумаги);

- справки, акты налоговых  органов, пенсионного фонда и  других внебюджетных фондов для  оценки возможных штрафов и  состояния бухгалтерского учета.

Заявка на получение кредита  поступает к соответствующему кредитному работнику и в течение одного-двух дней должна быть рассмотрена им на предмет принятия, либо отказа. Процедура  рассмотрения заявки различна для постоянных и новых клиентов, для клиентов, пользующихся доверием банка и не обладающих им, имеющих опыт хозяйственной  деятельности и для новых, вновь  начинающих организаций. Отнесение  потенциальных заемщиков к той  или иной группе зависит от имеющейся  информации о клиенте, объективной  и разумной осторожности банка в  выборе клиента. Выдача кредита без  предварительной проверки не допускается  вне зависимости от значимости хозяйственных  органов, от полномочий должностных  лиц, интересов и ожидаемого эффекта (доходов).

Так как банк оперирует  в основном заемными капиталами, значительная часть которых может быть востребована владельцами (вкладчиками) в краткие  сроки, то, рассматривая заявку на получение  кредита, банк должен учитывать перспективу  погашения обязательств перед вкладчиками. Поэтому перед тем как выдать кредит, необходимо оценить связанный  с ним риск и в первую очередь  – вероятность непогашения ссуды  в срок. Сохранность основной суммы  долга – таков один из главных  принципов, который всегда должен соблюдаться  при проведении банком кредитных  операций.

Если в ходе предварительного обследования банк не получит удовлетворительного  ответа на ключевые вопросы, связанные  с выдачей ссуды, заявку следует  безоговорочно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю  причины, по которым кредит не может  быть предоставлен. Ни наличие солидного  обеспечения, ни какие-либо другие положительные  факторы не смогут предотвратить  кризисную ситуацию, если ссуда в  основе своей не является обоснованной.

Зачастую эксперты пренебрегают анализом многих факторов кредитной  заявки, сосредотачивая свое внимание на обеспеченности кредита. Несомненно, наличие залога или какого-либо другого  обеспечения значительно уменьшат риск кредита и упрощает процедуру  принятия решения о кредитовании, но ограничивать анализ заявки только наличием обеспечения неправильно.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что лишь не многие заявки на кредит являются безукоризненными со всех точек зрения. Профессиональная подготовка руководителей и рядовых  работников банка заключается в  том, чтобы дать взвешенную оценку сильных  и слабых сторон предполагаемой сделки и принять обоснованный риск, который  в той или иной степени присутствует в каждой конкретной операции.

После рассмотрения заявки и перед проведением переговоров  с заемщиком ответственный работник банка заранее знакомится с представленными  ему справочными, юридическими и  финансовыми документами, подтверждающими  и характеризующими:

- юридический статус и  правомочность, полномочия руководящих  органов;

- финансовое положение  клиента;

- цель и назначение  ссуды, реальность ее исполнения;

- источники погашения;

- способы гарантирования;

- наличие долгов перед  другими кредиторами.

Собеседование дает возможность  заемщику лично обосновать необходимость  кредита, а работнику банка –  оценить характер и искренность  его намерений. При собеседовании  следует не только выяснить ключевые вопросы по поводу займа (вопросы  о клиенте и его компании по поводу просьбы о кредите, о погашении  кредита, об обеспечении ссуды, о  связях клиента с другими банками  и т.д.), но и оценить личность клиента, сосредоточив внимание на таких качествах, как порядочность, честность и  профессиональные способности. Если клиент недостаточно убедителен в указании цели и реальности ее достижения или  возникают сомнения в его порядочности в выполнении условий договора, эти  обстоятельства должны быть учтены как  сильный негативный фактор при рассмотрении кредитной заявки.

Рассматривая кредитную  заявку по существу, банк может отказать в кредите по следующим причинам:

- если цели и средства  ее достижения, указанные в кредитной  заявке, расходятся с основными  принципами кредитной политики  банка;

- если доля ссудозаемщика-собственника  в общем капитале его предприятия  незначительна;

- если нет уверенности  в целесообразности выдачи кредита;

- если есть сомнения  по поводу личностей, участвующих  в кредитной сделке.

В этом случае заявка подшивается  в отдельное дело по заявкам, не получившим одобрения. Ведение банковского  бизнеса и деловая этика требуют  вежливого, аргументированного отказа. Если же банк по итогам рассмотрения кредитной  заявки и предварительного интервью решает продолжать работу с клиентом, то наступает следующий этап –  этап определения кредитоспособности заемщика.

Определение кредитоспособности заемщика проводится на основании анализа  его финансово-хозяйственной деятельности. А именно проводится анализ ликвидности  и платежеспособности заемщика, анализ наличия собственных средств, анализ рентабельности деятельности. Так же проводится расчет и анализ коэффициентов  оборачиваемости (запасов, дебиторской  задолженности, кредиторской задолженности  и д.р.). Кроме того, необходимо провести анализ денежных потоков организации.

Решение о целесообразности выдачи кредита принимается либо уполномоченным должностным лицом, либо соответствующим органом управления банка. Для рациональной организации  кредитной работы решением правления  определяются полномочия начальника кредитного отдела, заместителя председателя правления  по кредитам. Устанавливаются максимальные суммы, в пределах которых ссуды  могут быть выданы. В одних банках кредитный инспектор лишь разрабатывает  условия ссуды и готовит все  материалы, право же утверждения  принадлежит высшей администрации  и кредитному комитету, состоящему из директоров и опытных кредитных  работников. В других банках кредитный  инспектор может принимать решение  по всем кредитным заявкам, которые  он готовит, с последующим утверждением на кредитном комитете. Кредитный  комитет – это специальный  орган, уполномоченный рассматривать  или принимать решения по большинству  вопросов, связанных с кредитованием, и лишь в особых случаях выносить их на рассмотрение правления. В состав кредитного комитета входят представители правления, кредитного, юридического, валютного и коммерческого отделов, а также главный бухгалтер банка.

Пакет документов для рассмотрения кредитным комитетом включает:

- заявку;

- заключение кредитного  эксперта;

- анкетный лист заемщика;

- заключение службы безопасности;

-заключение юридической  службы;

При необходимости пакет  документов может быть дополнен другими  документами, имеющими существенное значение при принятии решения кредитным  комитетом о выдаче кредита. Решение  кредитного комитета по вопросу выдачи кредита клиенту оформляется  протоколом согласования, являющимся конфиденциальным документом.

В случае положительного решения  о выдаче кредита кредитный эксперт:

- доводит до клиента  решение кредитного комитета  в письменном виде (письмо, факс  и т. д.);

- делает пометку о положительном  решении в Книге регистрации  заявок;

- готовит кредитное дело.

После того как получено решение на предоставление ссуды, банк приступает к разработке кредитного договора. Этот этап называется структурированием  ссуды.

Кредитный договор представляет собой развернутый документ, подписываемый  обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение  всех условий. Основные разделы кредитного договора:

- общие положения. Здесь  указываются: наименование договаривающихся  сторон; предмет договора, вид кредита,  его сумма, срок, цель, процентная  ставка; условия обеспечения исполнения  обязательств по кредиту; порядок  выдачи и погашения кредита,  а также порядок начисления  и уплаты процентов за кредит;

- права и обязанности  заемщика;

- права и обязанности  банка. Права и обязанности  заемщика и кредитора вытекают  из действующего законодательства, а также определяются особенностями  каждой кредитной сделки, ситуацией  на рынке кредитных ресурсов, кредитоспособностью заемщика;

- ответственность сторон;

- порядок решения споров;

- срок действия договора;

- юридические адреса сторон.

После составления кредитного договора он должен быть завизирован  юридической службой банка. Подписание кредитного договора и договора залога осуществляют: со стороны заемщика – лица, имеющие полномочия на право  подписи, подтвержденные документально (директор и главбух). Наличие полномочий на право подписи обязан проверить  экономист кредитного отдела. Со стороны  банка кредитный договор подписывают  директор и главбух.

Кредитный договор и договор  залога составляются в двух экземплярах, если не требуется нотариальное удостоверение  и регистрация договора залога, в  четырех экземплярах, если необходимо нотариальное удостоверение и регистрация  договора залога: один - для залогодателя, другой – для банка, третий –  остается у нотариуса, четвертый  – в органе, регистрирующем сделку.

Информация о работе Кредитные операции коммерческого банка на примере отделения "Сбербанка" России